Порядок ценообразования и ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке. Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи: - изучить теоретические основы ценообразования: сущность и функции ценообразования на предприятиях торговли, методы регулирования цен на потребительском рынке; - проанализировать и оценить эффективность ценообразования на предприятии торговли и его влияния на результаты деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение 3
1.Сущность и функции цены в условиях рыночной экономики 5
2.Виды цен 9
3.Основные факторы, влияющие на уровень цен 13
4.Экономическая характеристика предприятия 18
5.Порядок формирования цен на предприятии 22
6.Пути совершенствования механизма ценообразования на предприятии 27
Заключение 29
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая перераб.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

НОУ СПО «Старооскольский кооперативный техникум»

Белгородского облпотребсоюза

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономика предприятия»

На тему: «Порядок ценообразования  и ценовая политика предприятия»

На материале: Закрытого акционерного общества «Тандер»

Студента группы МК-21

Отделения очного, курса 2

Специальности 100701 Коммерция (по отраслям)

Горожанкина Николая Сергеевича

 

 

 

                                                                                   Преподаватель-руководитель

                                                            Курсовой работы

                                                                              Ольга Ивановна Татарченкова

 

 

 

                                       г. Старый Оскол

                                                  2013

                                              Содержание

Введение                                                                                                                 3

1.Сущность и функции  цены в условиях рыночной экономики                      5

2.Виды цен                                                                                                              9                                

3.Основные факторы, влияющие на уровень цен                                             13              

4.Экономическая характеристика  предприятия                                                18

5.Порядок формирования  цен на предприятии                                                 22

6.Пути совершенствования  механизма ценообразования на предприятии    27

Заключение                                                                                                           29

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Основу любой экономики  составляет производство. Но, ни производство, ни экономика без ценовой политики не будет существовать. Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции от предприятия-изготовителя к конечному потребителю. Цена является главной составляющей рыночной экономики. Рыночная экономика это один из видов хозяйственной деятельности, который регулируется спросом, предложением и конкуренцией. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом.  К предприятию относится самостоятельный субъект хозяйствования, созданный в установленном законом порядке, для производства продукции, выполнение работ и оказание услуг. Целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Ее величина складывается под влиянием соотношения между доходами и расходами организации. В процессе управления финансовой системой предприятия решаются вопросы получения финансовых ресурсов, управления финансовыми ресурсами и их использования. Основой деятельности производственного предприятия является производство, и соответственно движение денежных средств обусловливается движением материальных ресурсов. Размер доходов, получаемых предприятием, напрямую зависит от уровня цен на его продукцию и услуги. Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений.         Ценообразование является важным элементом системы управленческого учета. Оно подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами предприятия торговли в различных рыночных ситуациях. Актуальность темы работы заключается в том, что система ценообразования предприятия торговли должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль. Цель работы - исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке. Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:                              - изучить теоретические основы ценообразования: сущность и функции ценообразования на предприятиях торговли, методы регулирования цен на потребительском рынке;                                                                                           - проанализировать и оценить эффективность ценообразования на предприятии торговли и его влияния на результаты деятельности предприятия;                                                                                                              - предложить направления регулирования цен на исследуемом предприятии торговли.                                                                                                                Объект исследования - ООО «5Пятерочка». Исходя из поставленных целей и задач курсовая работа состоит из введения, основной части ,заключения и списка литературы ,объем работы составляет 28 страниц печатного текста.08 страниц печатного

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и функции  цены в условиях рыночной экономики.

 

  Чтобы правильно  понять сущность цены, ее функции,  прежде всего, необходимо рассмотреть процесс создания стоимости.                                  «Закон стоимости» - это основной экономический закон товарного производства, согласно которому обмен товаров совершается в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда. Таким образом, согласно закону стоимости товары обмениваются друг на друга по стоимости, т.е. обмениваемые товары содержат одинаковое количество застрахованного общественно необходимого труда. Следовательно, цена, установленная на товар, должна соответствовать его стоимости. Однако в действительности цены на те или иные товары под действием другого важного закона - закона спроса и предложения - оказываются выше или ниже своей стоимости .Величина стоимости измеряется количеством труда, заключенного в продаваемом товаре, при этом разные товаропроизводители на один и тот же товар расходуют разное количество труда. Однако величина стоимости не может измеряться фактическими затратами труда каждого товаропроизводителя, поэтому одинаковые товары имеют равные стоимости на рынке. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя, а теми затратами труда, которые общественно необходимы для производства данного товара.                        Таким образом, стоимость - это овеществленный в товарах общественный труд, вложенный в их производство. Стоимость составляет сущностную основу цены. Стоимость товара измеряется общественно необходимым рабочим временем, расходуемым на его изготовление, на предприятиях при таких условиях производства, при которых выпускается основная (максимальная) масса данного товара для удовлетворения в нем общественной потребности. При этом решающее значение для определения стоимости товара имеет рынок, с помощью которого выявляется действительная общественная рыночная стоимость товара. Именно на рынке происходит как бы преобразование затрат на производство отдельных товаров в общественную рыночную стоимость. Стоимость товара, находится в прямой зависимости от количества затраченного на него общественного труда, т.е. чем выше производительность труда, тем ниже стоимость данного товара. В связи с этим снижение стоимости любых товаров возможно только при повышении производительности труда, затрачиваемого на их производство. Поскольку стоимость любого товара составляет основу цены, то цена - это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг). Следовательно, цена находится в прямой зависимости от стоимости товара, т.е. с уменьшением стоимости цена товара снижается и, наоборот, с ее увеличением цена повышается.                                                   Одновременно цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции (товаров, работ, услуг) и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и реализации товара.                                                                                                       Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.                                                Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.                                 Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товаров. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.                                                                                                                             В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, как количественных - валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественных - рентабельность, производительность труда, фондоотдача.                                                                 Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения. Функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).                                                                                                                      Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.                                                                                                              Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономике. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.                                     Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.                                                                           Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.                                                                                            В рыночной экономике цены на товар постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом. Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

 

 

 

 

 

2. Виды цен

 

Цена и ценообразование  являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую  покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:

  • цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;
  • цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;
  • рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.

Цена - одна из наиболее сложных  экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о  том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.                                                                             Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена, каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью: она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.                                                                                        В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:               оптовые цены на продукцию промышленности;                                          · цены на строительную продукцию;                                                               · закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;                                              тарифы грузового и пассажирского транспорта ;                                           розничные  цены;                                                                                                 тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые на селению;         цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).                                                                                                                        Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в по рядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.                                                                                Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом. Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:                                                                                           · предприятие – оптовая торговля;                                                                            · оптовая торговля – розничная торговля;                                                                 · розничная торговля – потребители.                                                                         Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:                              · оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;                                                                                                                         · оптовая цена промышленности;                                                                    Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, про данной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.                                                                                           Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в про центах к ценам приобретения товаров(с НДС).                                                                                                                                          В зависимости от территории действия различают:                                           1.Единые или поясные цены(газ, топливо и т.д.                           2.Региональные цены.                                                                                                                                                                                                                         Свободные цены – свободно складываются на рынке под воз действием спроса и предложения, независимо от, какого бы то ни было прямого влияния государственных органов.                                                                                        Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен.                                    Фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления).                                                                                                                                          

 

 

3. Основные факторы,  влияющие на уровень цен.                                            

 

В условиях рынка ценообразование  представляет собой весьма многогранный процесс, подверженный воздействию  множества факторов. 
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. Основными из этих факторов являются следующие:

   Спрос на продукцию. Значительное влияние на цену оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой и спросом на него описывается кривой спроса, которая показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Эта именно та цена, по которой товар будет продан. В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов. 
Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса. 
Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. К товарам неэластичного спроса относятся, например товары повседневного спроса, относительно недорогие товары. Кроме эластичного и неэластичного спроса, существует частный случай, когда процентное колебание цены приводит  к точно такому же изменению продаж и общая выручка остается неизменной.

 Государственное регулирование цен . В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия.  Но при этом необходимо учитывать следующее:

• устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукции;

• полный отказ от вмешательства в процесс ценообразования лишает общества возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий. 
Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли. 
Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».

Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели  не должны: консультироваться или  обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать обсуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен.  
Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя,  таким образом, розничные цены. Государство также запрещает и ценовую дискриминацию, если она приносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях.

 Издержки по производству и реализации продукции. Основу цены изделия составляют издержки, связанный с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. В состав издержек входят затраты как зависящие (уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда), так и независящие (транспортные тарифы, стоимость сырья, материалов, сырья) от деятельности предприятия.

   Ценовая конкуренция. Конкуренция подталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, детальному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентироваться или на рынок продавца или на рынок покупателя. На рынке продавца доминирующее положение занимает продавец – производитель товара. В этих условиях фирме легче функционировать, поскольку ее продукция находиться вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько фирма сумеет учесть  меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлетворить их и зависит ее благополучие. 
Ценовая конкуренция воздействует на цену товара через такие факторы, как отраслевые особенности производства жизненный цикл товара (на какой стадии жизненного цикла находится товар); тип продукции (например, серийная или единичная); имидж фирмы; объем поставок; взаимоотношения между продавцом и покупателем (характер взаимоотношений может определяться контрактом); условия платежа.

 Состояние финансовой системы,  а именно: уровень и тенденции  доходов населения, покупательская  способность денежной единицы,  уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной  валюты и др.

 Участники каналов товаропродвижения. Все они стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший контроль за ценами. Фирма-производитель влияет на цену товара, используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины, торгующие по сниженным ценам.  
Чтобы достигнуть согласия всех участников канала сбыта в решениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены па определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.

Информация о работе Порядок ценообразования и ценовая политика предприятия