Повышение эффективности экспортно-импортной деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы для экономики Республики Беларусь стала определяющим фактором при выборе темы проекта.
Объектом исследования проекта является ОАО «1-я Минская птицефабрика».
Предмет исследования – анализ работы предприятия на внешних рынках и ее совершенствование на примере ОАО «1-я Минская птицефабрика».
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию экспортно-импортной деятельности ОАО «1-я Минская птицефабрика» на внешних рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АПК 5
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
3 АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

kursovaya (4).doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

 

Эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия за анализируемый период снизилась: прибыль от реализации уменьшилась на 9426 млн. руб. (-53,8 %), чистая прибыль  - на 54113 млн. руб. (-98,6 %), рентабельность продаж – на 4,16 %.

Организация экспортных операций на предприятии включает в себя следующие этапы:

1.Изучение конъюнктуры внешнего рынка экспортером по интересующему их виду товара.

2. Выбор форм и методов работы  на рынке;

3. Планирование экспортной операции;

4. Проведение рекламной компании;

5. Подготовка и заключение внешнеторгового  контракта;

6. Исполнение контрактных обязательств  и контроль за исполнением.

Организация и техника экспортных операций требует высокого профессионализма, соблюдения деловой этики, умения вести переговоры с партнером, знания международных экономических законов и мировой практики внешней торговли.

1. Изучение конъюнктуры рынка экспортерами проводится с целью выявления спроса на определенные виды товаров на мировом рынке или на рынках отдельных географических регионов и стран, в том числе:

- определения существующего и  перспективного спроса на определенные  виды товаров;

- выявление требований к характеристикам товаров для ориентации производства на потребности рынка;

- оценки конкурентоспособности  товаров на отдельных рынках;

- определения коммерческих условий  сбыта, включая уровень цен и  перспективы его изменения, кредитную политику конкурентов и формы расчета;

- выбор наиболее эффективных  форм и средств рекламы;

- определения возможных форм  и методов коммерческой работы  на рынке.

Эта работа может проводиться как самим экспортером, так и маркетинговой фирмой по его поручению.

2. Выбор форм и методов работы  на рынке экспортерами осуществляется  с учетом:

- торгово-политических условий  работы;

- таможенного режима страны-импортера  и нетарифных барьеров (запрет  импорта, лимитирование, лицензирование, сертификация и т.п.);

- способов сбыта, применяемых в импортирующей стране конкурентами, оптимальных сроков поставок, условий платежей.

На основе этих данных принимаются решения о привлечении агентских фирм, создании смешанных обществ и совместных предприятий, создании за границей запасов товаров. Разрабатывается структура сбытовой сети, определяется возможность использования лизинга как способа сбыта товаров.

Учитывается также уровень развития смежных отраслей экономики страны-импортера для определения возможности развития производственной и сбытовой кооперации.

Необходимо знать и учитывать законодательные акты страны сбыта, касающиеся способов размещения импортных заказов.

Большинство товаров можно экспортировать на основе различных форм и методов международной торговли. Например, сырьевые и продовольственные товары можно закупать:

через биржи и аукционы,

на основе международных товарных соглашений по долгосрочным контрактам,

на основе компенсационных соглашений,

по разовым краткосрочным контрактам (продовольствие).

Дорогостоящее оборудование может приобретаться на основе лизинга или компенсационных сделок. Торговля инжиниринговыми услугами и “ноу-хау” (know haw) имеет свои особенности. Поэтому необходимо изучить международную практику торговли по планированным экспортным операциям.

3. Планирование внешнеторговой  операции представляет собой  разработку взаимоувязанных по  времени и содержанию организационных  и коммерческих мероприятий, основанных  на маркетинговых исследований  главными из которых являются.

- изучение спроса потенциальных покупателей на товары, направленные перспективным покупателям инициативных предложений, проведение переговоров и подписание контрактов.

- выбор методов распространения  товаров, каналов распределения  и товародвижения; реклама товара  и стимулирование сбыта;

- организация системы сбыта, включая  создание сбытовых филиалов и  дочерних фирм, заключение соглашений  с посредниками, участие в ярмарках  и выставках, использование бирж  и аукционов;

При этом устанавливаются договорные отношения с поставщиками по разработке и освоению конкурентоспособной продукции и поставке ее на экспорт.

4. Проведение рекламной компании  включает осуществление комплекса  мероприятий, состав и содержание  которых определяется еще на  первой стадии внешнеторговых  операций - исследовании рынка.

Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью фирмы определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать. В ОАО «1-я Минская птицефабрика»  общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет генеральный директор, ему подчиняется начальник и специалист внешнеэкономической службы. Права и обязанности работников внешнеэкономической службы прописаны в должностной инструкции начальника и специалиста ВЭД. Отдел ВЭД тесно взаимодействует с отделом международных перевозок, торговым отделом, бухгалтерией, юристом.

Начальник отдела ВЭД составляет внешнеторговые договора, следит за движением и поступлением выручки от внешнеэкономической деятельности. Оформлением пакета документов, сопровождающих груз, занимается торговый отдел, в частности специалист по продажам за рубеж и главный технолог (в части предоставления необходимых санитарных документов и сертификатов качества).

Начальник отдела ВЭД составляет внешнеторговые договора, следит за движением и поступлением выручки от внешнеэкономической деятельности. Оформлением пакета документов, сопровождающих груз, занимается торговый отдел, в частности специалист по продажам за рубеж и главный технолог (в части предоставления необходимых санитарных документов и сертификатов качества).

Перечень документов, сопровождающих продукцию собственного производства:

Внешнеторговый контракт;

CMR;

Счет-фактура;

Товарная накладная;

Санитарно-эпидемиологическое заключение;

Удостоверении качества и безопасности;

Декларация соответствия (ранее прилагался сертификат соответствия) для поставок в Россию.

Экспортная деятельность предприятия представлена как в форме реализации собственной продукции, так и оказания услуг.

Работая с иностранными партнерами, фирма придерживается следующих принципов:

  • экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;
  • объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;
  • коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;
  • организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений);
  • обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;
  • лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.

Динамика экспорта  ОАО «1-я Минская птицефабрика»  за 2010-2012 гг. по видам продукции показана ниже.

Таблица 2.2 -  Динамика экспорта  ОАО «1-я Минская птицефабрика»  за 2010-2012 гг. по видам продукции, млн. руб.

Продукция

2010

2011

2012

 

Абс изм.

Темп прироста,%

Яйцо птицы

27071

96548

95504

 

68433

 

252,8

Мясо птицы

6768

26094

28051

 

21283

 

314,5

Колбасно-кулинарные изделия

1425

6915

5610

 

4185

 

293,8

Молочная продукция

356

913

1305

 

949

 

266,3

ИТОГО

35620

130470

130470

 

94850

 

266,3


 

Таким образом, стоимость экспортируемой продукции за 2010-2012 гг. выросла на 94850 млн. руб. (+266,3 %). При этом экспорт яиц вырос на 68433 млн. руб. (+252,8 %), мяса птицы – на 21283 млн. руб. (+314,5 %), колбасно-кулинарных изделий - на 4185 млн. руб. (+293,8 %).

 

 

Рисунок 2.1 Структура экспорта  ОАО «1-я Минская птицефабрика»  в 2012 г.,%

 

 

Наибольший удельный вес в структуре экспорта занимает экспорт яиц птиц (73,2% в 2012 г.).

Далее рассмотрим динамику экспорта  по регионам сбыта.

 

Таблица 2.3 -  Динамика экспорта  ОАО «1-я Минская птицефабрика»  за 2010-2012 гг. по регионам сбыта, млн. руб.

Страны

2010

2011

2012

 

Абс изм.

Темп прироста,%

Российская Федерация

28140

103236

105981

 

77841

 

276,6

Казахстан

2850

11207

12473

 

9623

 

337,7

Украина

2137

8167

8089

 

5952

 

278,5

Молдова

1496

3784

2479

 

983

 

65,7

Другие

997

4076

1448

 

451

 

45,2

ИТОГО

35620

130470

130470

 

94850

 

266,3


 

Таким образом, экспорт продукции за 2010-2012 гг. в РФ увеличился на 77841 млн. руб. (+276,6%), в Казахстан – на 9623 млн. руб. (+337,7 %), в Украину – на 5952 млн. руб. (+278,5%).

 

 

 

Рисунок 2.2 Структура экспорта  ОАО «1-я Минская птицефабрика»  в 2012 г.,%

 

Наибольший удельный вес в структуре экспорта занимает экспорт в РФ (81,2 % в 2012 г.).

Далее рассмотрим эффективность экспортной деятельности предприятия (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 Эффективность экспортной деятельности предприятия

 

Показатели

2010

2011

2012

 

Абс изм.

Темп прироста,%

Экспортная выручка, млн. руб.

35620

130470

130470

94850

266,3

Затраты на экспорт (с учетом стоимости товара)

29493

110508

109334

 

79841

 

270,7

Прибыль от экспорта

6127

19962

21136

15010

245,0

Рентабельность экспортных операций

17,2

15,3

16,2

-1,0

х


 

Таким образом, эффективность экспортной деятельности предприятия за 2010-2012 гг. снизилась: рентабельность экспортных операций уменьшилась на 1,0 % с 17,2 % в 2010 г. до 16,2 % в 2012 г.

Далее рассмотрим динамику затрат на импорт предприятия

 

Таблица 2.5 Динамика затрат на импорт предприятия

Показатели

2010

2011

2012

 

Абс изм.

Темп прироста,%

Затраты на импорт:

176586

216981

238430

61844

35,0

В т.ч.

         

Основные средства

65200

79523

85620

20420

31,3

Материалы:

100156

113938

126490

26334

26,3

-семена  и посадочный материал

596

985

1230

634

106,4

-корма

78520

88960

100310

21790

27,8

-минеральные  удобрения

10250

11523

10160

-90

-0,9

-средства  защиты растений и животных

6560

7520

9560

3000

45,7

- запасные части, ремонтные, строительные и прочие материалы для ремонтов

4230

4950

5230

1000

23,6

Другие

11230

23520

26320

15090

134,4

Информация о работе Повышение эффективности экспортно-импортной деятельности организации