Повышение экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами данной курсовой работы являются:
- изучить особенности экономической эффективности деятельности предприятия;
- провести анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»;
- оценка финансового состояния предприятия и оценка финансовых результатов деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы экономической эффективности деятельности предприятия
1.1 Сущность экономической эффективности как одного из факторов конкурентоспособности предприятия …………...……………………………...5
1.2 Классификация факторов эффективности и определяющие ее показатели …………………………………………………………...….………...9
2 Анализ современного состояния предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»…………………………………………………………...............13
2.2 Анализ показателей эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»………………….……………………...17
3 Пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»
3.1 Основные факторы роста экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»…….………….…………………………………………...……..23
3.2 Рекомендации и мероприятия по улучшению экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»…………………………………………………………. ……….27
Выводы и предложения …………………..……………………………32
Список используемых источников…………………………………….34

Файлы: 1 файл

1.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Правильное и единое, приемлемое для всех уровней и сфер экономики толкование эффективности производства представляет большой интерес

Однако следует понимать, что сущность экономической эффективности - вовсе не в цифровых относительных  величинах между затратами и  результатом, а представляет собой сами отношения по производству, распределению и обмену, обуславливающие снижение затрат для достижения полезного эффекта. Эффективность производства экономическая категория и понимать ее только как категорию соизмерительного или количественного порядка, предназначенную для сопоставления затрат с результатами, неправомерно. Всегда необходимо помнить при выяснении сущности категории, что не способы расчета определяют ее понятие и содержание, а наоборот, экономическое содержание категории определяет способы ее расчета.

Таким образом, экономическая  эффективность - одно из наиболее общих  и обобщающих понятий экономики - сложная социально-экономическая  категория воспроизводства, отражающая процесс развития производительных сил в тесном контакте с производственными отношениями.

Её можно определить так же, как отношение между  ценностями благ, которые произведены, и ценностями благ, от производства которых пришлось отказаться ввиду  их большей альтернативной стоимости.

Исходные принципы измерения  эффективности производства для всех общественных формаций аналогичны. Безусловно, имеются и различия, обусловленные местом, временем и практическим назначением конкретного метода измерения, в конечном итоге - характером экономических отношений, в том числе организацией управления экономикой.

В условиях перехода к  рыночной экономике и ее становления  изменяется трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержания и характеристики. Поскольку основой  рыночной экономики и предпринимательства  является прибыль, доход, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечения их конкурентоспособности.

Повышение эффективности  деятельности и, как следствие, конкурентоспособности компании – задача, от решения которой зависит успех ее развития в условиях рыночной экономики.

Эффективность деятельности компании определяется качеством ресурсов, созданием атмосферы уважения и  заинтересованности, поддержки творческой инициативы. На первых план выходят ее главные ценности – человеческие ресурсы.

Пересмотр традиционных систем вознаграждения персонала, внедрение  схем получения сотрудниками доли от прибыли предприятия, полученной за счет повышения эффективности текущей деятельности.

Эффективность является мерой, как экономичности, так и  результативности использования ресурсов – труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д.  – при производстве товаров и  услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. [1].

Таким образом, при правильном и  эффективном использовании имеющихся  на организации ресурсов, предприятие  обеспечивает себе конкурентоспособность  на рынке. Тем самым оно увеличивает  свои объемы продаж, соответственно увеличивается прибыль. А главная задача любого предприятия – максимизация получаемой прибыли.

Показатели эффективности помогают устанавливать реалистичные цели и  контрольные точки для диагностики  деятельности в процессе развития компании. [1]. Ведь только с верным и своевременным обеспечением контроля предприятие может рассчитывать на успех. 

Таким образом, сущность экономической  эффективности состоит в определении  отношений  по производству, распределению  и обмену, которые обуславливают  снижение затрат для достижения полезного эффекта. При снижении затрат уменьшается себестоимость, как следствие, большая ликвидность продукции на рынке, а соответственно, и большая конкурентоспособность.

Определив сущность экономической  эффективности, теперь нам следует  выяснить, а с помощью каких показателей можно рассчитать экономическую эффективность.

 

 

1.2 Классификация факторов  эффективности и определяющие  ее показатели (и показатели, которые  ее определяют)

 

В целях принятия обоснованных управленческих решений в области  повышения эффективности деятельности крайне важно классифицировать все факторы эффективности на группы и подгруппы.

Классификация факторов эффективности  производства также должна быть многоаспектной и максимально соответствовать  структуре организации и циклу  изготовления продукции.

Одна из моделей классификации  факторов эффективности помогает разделить  факторы на внешние – с точки  зрения обслуживания потребителей и  удовлетворения спроса и внутренние – повышение эффективности и  производительности компании. Внешние факторы – те, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия внутренние – те, которые находятся под контролем руководства предприятия и на которые оно должно оказывать влияние, при этом важно знать и понимать значение и взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Рассмотрим общие группы факторов, связанные с внешней и внутренней средой компании и влияющие на эффективность работы предприятия в целом.

Разберем более подробно каждую из группы факторов.

Внутренние факторы эффективности.

1) Факторы, связанные с процессом производства. Производительный процесс -  комплексная система. Повышение эффективности зависит от того, насколько успешно мы определяем и используем основные факторы системы.

На основании модели «входов-выходов» основными логическими  последовательными элементами любого производственного процесса являются факторы производства, которые могут  быть разбиты на четыре группы:

- вход в процесс  (факторы, связанные с исходными  ресурсами)

- процесс (предобразование  исходных ресурсов в готовую  продукцию)

- результат (продукция  и услуги, предназначенные для  продажи) 

- обратная связь (измерение  результатов).

Обратная связь дает наилучшие критерии оценки сбалансированности и скоординированности факторов, воздействующих на процесс и его результаты. 

Обратная связь может  рассматриваться как средство измерения  и контроля эффективности предприятия. На уровне предприятия необходимо контролировать соотношение затрат на приобретение исходных ресурсов и стоимость готовой продукции. Это измерение учитывает условия бизнеса, уровень цен, производственную специализацию компании, степень вмешательства государства в экономику и т.д. Использование результатов измерения эффективности деятельности важно в целях принятия результативности управленческих решений.

Системный анализ эффективности  предприятия позволяет отследить  динамику прибыли  компании в зависимости  от измерений эффективности ее деятельности.

2) Факторы, связанные с исходными ресурсами. Эта группа особенно важна, поскольку наиболее полно соответствует частным показателям эффективности производства, таким как производительность труда и капиталоотдача. Анализ соотношения капитал / труд и эффективности дает важную информацию для принятия управленческих решений в области улучшения качества и возможного сочетания ресурсов, а также методов их использования.

Повышение показателей  эффективности деятельности копании  в значительной степени зависит  от оптимального выбора сырья и материалов для производства собственной продукции. Материалоодача (выход продукции на единицу потребленных сырьевых ресурсов или энергоносителей) зависит от правильного выбора.

Человеческий фактор является ведущим ресурсом с точки  зрения повышения эффективности  деятельности компании. Следовательно, компании заинтересованы в найме хорошо образованной, квалифицированной и профессионально подготовленной рабочей силы, что позволит минимизировать издержки на внутрифирменное обучение.

3) Факторы, связанные с выпуском продукции. В данном случае продукцию рассматривают с точки зрения потребительской стоимости для потребителей. Сочетание научных исследований, маркетинга и сбыта становится важнейшим фактором эффективности.

Важнейшие факторы эффективности  на стадии выпуска продукции должны учитываться руководством компании. Менеджменту компании важно учитывать обратную связь от потребителей и незамедлительно реагировать на полученную информацию, на любые изменения рыночной среды, способствуя тем самым повышению эффективности в долгосрочной перспективе.

Внешние факторы  эффективности.

Внешние факторы эффективности  – это макроэкономические факторы  эффективности, которые либо ускоряют ее рост, либо препятствуют. Эффективность  работы компании в значительной степени  зависит от внешних экономических, социальных, политических и других, связанных с инфраструктурой условий, которые оказывают влияние на эффективность.

Внешние факторы должны осознаваться и приниматься руководством компании при принятии им стратегических и оперативных решений.

Цикл активности и структурные изменения. Наиболее важными структурными изменениями во внешней среде являются перемены в экономике и демографии. Структурные изменения в экономике связаны с переменами в характере занятости населения, структуре капитала, технологиях, экономии, обусловленной увеличением масштаба производства, и в конкурентоспособности.

Изменения в структуре  капитала, относительная капиталоемкость, возраст и тип основных фондов влияют на эффективность.

Конкурентоспособность воздействует на эффективность экономики в целом, и отдельной компании в частности. В производительном секторе она зачастую ассоциируется со способностями и возможностями предпринимателей разрабатывать, производить и продавать на своих рынках товары, цены и качество которых более привлекательны, чем цены и качество товаров, предлагаемых конкурентами.

Многие структурные  изменения, оказывающие влияние  на эффективность компании, - результат  действия соответствующих законов, нормативных актов или институциональной  практики государства. Чрезвычайно важна эффективная работа самих органов государственного управления.

Поскольку эффективность  зависит от многих факторов, находящихся  или выходящих за рамки контроля отдельной компании или сектора  экономики, крайне важно наличие  таких экономических, социальных, политических, юридических и организационных условий, которые бы способствовали ее повышению.

Рассмотрев классификацию  факторов эффективности, разберем показатель, с помощью которых, определяется экономическая эффективность. [4].

Показатели экономической эффективности отражают реакции компаний на изменение во внешней среде и внутренние процессы развития самой компании. Руководитель должен четко понимать, как эффективно работает компания, т.е. насколько последовательно она приближается к поставленным целям. [5].

Традиционные показатели экономической эффективности компании, полученные на основе данных финансовых отчетности [6], могут быть представлены в следующем виде:

- коэффициент прибыли  от продажи Кпр.п. = Qч/Wч,  где Qч – объем прибыли после уплаты налогов, Wч – выручка.

- рентабельность активов Rакт – это отношение чистой прибыли до уплаты налогов и процентов к общей сумме активов компании: Rакт = Qч.р.к,  где Qч.р. – чистая прибыль к распределению, Ак – общая величина активов компании.

- фондоотдача или отношение прибыли к общей сумме активов: RОА = Qч.к, где Qч – чистая прибыль, Ак – общая величина активов.

- прибыль на акционерный  капитал (ROE) или прибыль на собственный капитал: RОЕ = Qч.р../ (Кс – Sпр.а.), где Qч.р.чистая прибыль к распределению, Кс – собственный капитал компании, Sпр.а. – стоимость привилегированных акций.

Кроме относительных  величин, представленных выше, при оценке экономической эффективности компаний используются абсолютные показатели, к числу которых относятся  – стоимость чистых активов, прибыль на акцию и др.

Стоимость чистых активов  компании оценивается на основании  данных бухгалтерского учета в соответствии с действующим порядком оценки [7].

Sч.а. = Ар – Рр, где Sч.а. – сумма чистых активов, Ар - активы, принимаемые к расчету, Рр – пассивы, принимаемые к расчету.

Чистые активы представляют собой сумму уставного капитала, распределенной и нераспределенной прибыли и по существу определяют величину собственного капитала компании.

Прибыль на акцию –  один из широко применяющихся показателей, значение которого определяется тем, что на его основе возможны прогнозирование уровня доходности акций.

Базовая прибыль на одну акцию показывает сумму чистой прибыли (убытка) АО, которая приходится на одну обыкновенную акцию компании, находящуюся в обращении в отчетном периоде: Еб. = (Qч – Dприв) / Nср.взв., где Еб - базовая сумма на акцию, Qч – чистая прибыль, Dприв - сумма дивидендов по привилегированным акциям, Nср.взв – средневзвешенное число обыкновенных акций компании, находящихся в обращении.

Информация о работе Повышение экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»