Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа
Основными задачами данной курсовой работы являются:
- изучить особенности экономической эффективности деятельности предприятия;
- провести анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»;
- оценка финансового состояния предприятия и оценка финансовых результатов деятельности предприятия;
Введение………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы экономической эффективности деятельности предприятия
1.1 Сущность экономической эффективности как одного из факторов конкурентоспособности предприятия …………...……………………………...5
1.2 Классификация факторов эффективности и определяющие ее показатели …………………………………………………………...….………...9
2 Анализ современного состояния предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»…………………………………………………………...............13
2.2 Анализ показателей эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»………………….……………………...17
3 Пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»
3.1 Основные факторы роста экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»…….………….…………………………………………...……..23
3.2 Рекомендации и мероприятия по улучшению экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»…………………………………………………………. ……….27
Выводы и предложения …………………..……………………………32
Список используемых источников…………………………………….34
д) повышение квалификации кадров;
е) совершенствование техники и технологии
7) Социально-экономические
факторы, отражающие
8) Социально-психологические
факторы (внутри коллективные
отношения, взаимная
9) Физиологические факторы
(санитарно-гигиенические
Также важными факторами повышения эффективности производства выступают:
1) Ввод новой продукции. Так предприятием осуществляется разработка и выпуск новых видов продукции. В 2009 году были разработаны, испытаны и внедрены в производство 2 новых продукта: штанги бурильные к станкам НКР-100 и трубы бурильные импортозамещающие ССК типа NRQ.
2) Снижение процента износа основного технологического оборудования. Для этого было сделано приобретение нового высокопроизводительного оборудования: сварочной машины «Томпсон – 60».
Управление эффективностью и рентабельностью производства в условиях рынка предполагает как разработку и реализацию текущих планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации.
Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечения высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. До последнего времени научно-технический прогресс протекал, по сути, эволюционно. Преимущество отдавалось совершенствованию действующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу.
Недостаточны были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений – коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники.
Важнейшие направления научно-технического прогресса:
1) широкое освоение прогрессивных технологий;
2) автоматизация производства
- быстрое развитие
3) создание и использование
новых видов металлопродукции, пластических
масс, композитов, металлических порошков,
керамики и других
3.2 Рекомендации и мероприятия
по улучшению экономической
Рассмотрев в первом
параграфе основные факторы роста
эффективности предприятия, для
ОАО «ЗБО» можно дать некоторые
рекомендации и предложить мероприятия
по повышению эффективности деятел
Результаты экономического
анализа позволяют выявить
Регулярное проведение анализа результатов финансовой деятельности предприятия позволяет своевременно выявить негативные тенденции его развития и принять меры по их предотвращению.
Существуют следующие резервы роста прибыли: увеличение объема и цены выпускаемой продукции, изменение ее ассортимента, снижение себестоимости и затрат выпускаемой продукции, а именно: материальных, трудовых, амортизации, условно-постоянных расходов и структурных сдвигов в товарной продукции.
Выявление резервов снижения
себестоимости должно опираться
на комплексный технико-
Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования.
Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.
Продукция предприятия является материалоемкой, и основные резервы снижения ее себестоимости следует искать в сокращении материальных расходов.
Анализ материальных затрат нужно проводить для оценки состава материальных ресурсов и определения удельного веса дорогостоящих материалов, что необходимо для поиска путей их более рационального использования. [10].
Анализ таких видов материальных затрат является весьма важным, позволяющим выявить основные резервы экономии материалов и снижения стоимости продукции. [11].
Технические нововведения, особенно современные формы автоматизации и информационных технологий, оказывают наиболее существенное влияние на уровень и динамику эффективности производства продукции. По принципу цепной реакции они вызывают существенные (нередко коренные) изменения в техническом уровне и производительности технологического оборудования, методах и формах трудовых процессов, подготовке и квалификации кадров и т. п.
В целях повышения эффективности деятельности предприятия разумно было бы продолжать внедрение уже существующей программы «Бережливое производство». С помощью нее можно будет добиться устранения 7 видов потерь: перепроизводство, избыточные запасы, простои и ожидания, лишние этапы обработки и транспортировки, ненужные движения людей, переделка и брак.
Оборудованию принадлежит ведущее место в программе повышения эффективности, прежде всего производственной, а также иной деятельности субъектов хозяйствования.
Поэтому необходимо обратить особе внимание на модернизацию и техническое перевооружение основного производства, что является одним из главных способов остаться конкурентоспособным предприятием. Для этого следует производить: капитальный ремонт и модернизацию технологического оборудования, текущие ремонты технологического оборудования и приобретение нового высокопроизводительного оборудования. Благодаря этому будет снижаться процент износа основного технологического оборудования.
Благодаря правильному размещению оборудования можно добиться сокращения времени межоперационной транспортировки деталей и заготовок, высвобождение площадей для установки нового оборудования и построение эффективной технологической цепочки.
Также необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать съем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. [8].
Значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России 13-14%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
Для того, что бы предприятие как можно дольше оставалось конкурентоспособным, необходима разработка и выпуск новых видов продукции. Она становится приоритетным направлением стратегии общества, так как определяет все остальные направления его развития. Так главной задачей будет являться выведение на рынок новых конкурентоспособных продуктов, производимых в рамках деятельности предприятия. Для этого будет необходимо создать систему изучения потребительской ценности, внедрить в практику изучение потребности клиентов на местах и осуществлять поиск и разработку новых видов продукции.
Критерием результативности будет служить процентное соотношение объема реализации новой продукции к общему объему реализованной продукции предприятием, которое должно быть около 8-12 процентов.
Так же стоит помнить о значении кадров. Следует сформировывать единую команду профессионалов, которые будут способны достичь стратегические цели предприятия. Конечно же важно и повышение квалификации сотрудников, обеспечение их карьерным ростом. Одним из инструментов достижения поставленных задач может являться материальное стимулирование (зарплата, премии, льготы, компенсации).
Эффективность предприятия зависит в большой степени от прибыли, прибыль же зависит от объемов продаж и себестоимости. Поэтому увеличение объемов продаж поможет повысить эффективность, для этого рекомендуется повысить лояльность существующих клиентов, за счет гибкого к ним подхода, в частности:
1) ценообразования с
использованием сочетания
2) установления гибкой системы скидок;
3) установления бонусов за покупку;
4) удовлетворения клиентов по срокам и способам оплаты лучше, чем у конкурентов.
5) организации услуг
для клиента в части
6) организации дополнительного обслуживания клиентов.
Так же стоит поддерживать количество сделок с уже существующими клиентами и активировать личные продажи с целью массового информирования рынка.
Все это поможет лучше использовать рыночный потенциал существующих товаров на уже существующих рынках и увеличивать объем продаж.
Сами продукты труда и их качество, и внешний вид также являются важными факторами эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Для достижения высокой эффективности хозяйствования самой только полезности товара недостаточно. Предлагаемые предприятием для реализации продукты должны появиться на рынке в нужном месте, в нужное время и по хорошо обдуманной цене.
Для того чтобы найти существующим товарам один или несколько новых рынков сбыта (как географических, так и по отраслям потребления) следует:
1) Продвигать существующие товары на новые рынки сбыта.
2) Участвовать в выставках
для выявления потребностей на
данных рынках, а также быть
более широко известными в
сфере использования
3) Создать более крупную дилерскую сеть.
4) Принять меры по расширению клиентской базы.
5) Внимательно отслеживать ситуацию на рынках, деятельность потенциальных и существующих конкурентов.
Для вывода же новых товаров на новые рынки (как географические, так и по отраслям потребления), следует
1) Изучить потребности клиентов на новых рынках;
2) Найти возможные входы на новые рынки;
3) Освоить выгодные сегменты рынка, с низким уровнем конкуренции.
3) Подключение к распространению дилеров.
Чтобы предприятие имело хорошую репутацию и доверие клиентов, необходимо предотвращать выпуск предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров, а также стоит укреплять производственную дисциплину и повышать ответственность всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции. Для этого потребуется выполнение следующих мероприятий:
1) разработка стандарта предприятия (СТП) о порядке предъявления деталей и сборочных единиц на контроль ОТК;
2) регулярное проведение
технологического аудита по
Материалы и энергия положительно влияют на уровень эффективности деятельности, если решаются проблемы ресурсосбережения, снижения материалоемкости и энергоемкости продукции (услуг), рационализируют управление запасами материальных ресурсов и источниками снабжения предприятий.
Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущих потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах.
Стоит уделить внимание экономии электроэнергии, газо- и водопотреблению. Для снижения потребления электроэнергии:
1) Производить отключение
неиспользованного
2) Установить учет
электроэнергии в
3) Заменить существующие
лампы на менее мощные на
всех рабочих площадях завода,
где это не вредит
4) Назначить ответственных
лиц за экономное