Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть закон о защите прав потребителей РФ и определить, насколько он совершенен, а так же рассмотреть опыт зарубежных стран в формировании этого закона и на основе всего предложить пути его развития в будущем.
Главные задачи работы: проследить становление и формирование закона, определить существующие механизмы защиты прав потребителей, проанализировать, как проводится контроль и надзор защиты прав потребителей, рассмотреть актуальные проблемы в области защиты прав потребителей, рассмотреть, где используются права о защите прав потребителей.
Введение……………………………………………………………………..
3
1.
Теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»
1.1.
История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом…………………………………............................................
6
1.2.
Защита прав потребителей в зарубежных странах…………………………………………………………………
10
1.3
Механизм защиты прав потребителей в РФ…………………………
12
2.
Анализ проведения государственного контроля и надзора в РФ и РТ в области защиты прав потребителей……………………………
15
2.1.
Осуществление государственного контроля и надзора в РФ и РТ..
15
2.2.
Деятельность Роспотребнадзора по пресечению нарушений обязательных требований и устранение последствий нарушений..
17
2.3
Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения………………………………………………………………..
21
Заключение…………………………………………………………………..
26
Список используемой литературы…………………………………………
28
На современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права.
Кроме того, начиная с 1961 г.,15 марта отмечается как Всемирный день защиты потребителей.
1.2 Защита прав потребителей в зарубежных странах
Защита потребителя является одним из актуальных правовых проблем современности, сравнима она по своей значимости только лишь с охраной окружающей среды. Защита потребителя является комплексной социальной проблемой, которая опирается не только различные отрасли публичного и частного права, но и экономических, социологических, социально-психологических и иных аспектов жизни современного западного общества. Это объяснили специалисты двумя причинами: с одной стороны, повышение роли потребления, спроса населения на товары и услуги, а с другой — ухудшение положения потребителя.
Вследствие использования более новых форм реализации продукции понизился уровень ознакомленности населения с товарами (магазины самообслуживания, торговые центры, посылочная торговля); реклама больше оказывает воздействие на потребителя, а не рекламирует прямые свойства определенного товара. Одним из примеров может служить реклама сигарет, где показаны жизнерадующиеся молодые женщины и мужчины.
Большой вклад внес в законодательство о защите прав потребителей обращение президента США Кенеди, который он осведомил основные права потребителей, это всемирное движение в защиту потребителей добилось больших успехов.
В США - федеральный закон об охране кредитования потребителей — Consumer Credit Protection Act (1968 г.) и предложенный для принятия штатами единообразный кодекс кредитования потребителей — Uniform Consumer Credit Code (UCCC). В Австралии закон о торговой практике (1974 г.) предписывает защиту потребителей наряду с мерами по ограничению конкуренции и борьбой с недобросовестной конкуренцией. Одним из наиболее поздних является испанский закон 1984 г. о защите потребителей и пользователей.
В организационно-практическом плане защита потребителя выражается в создании многочисленных обществ потребителей и соответствующих административных органов. К примеру, в палате представителей конгресса США существует подкомиссия по защите потребителей. В Англии есть министерство по вопросам цен и защите потребителей, а в ФРГ — совет потребителей в федеральном министерстве экономики и самодеятельные союзы потребителей. Аналогичные органы имеются во Франции, Японии и других странах.
В некоторых странах в комплексных законах осматриваются все стороны защиты потребителей. Примером этого служит мексиканский закон о защите потребителей 1975 г, который содержит многочисленные предписания (о рекламе, гарантиях, информационных обязанностях и ответственности предприятий, кредитных учреждений и служб наружных (входных) дверей), предоставляет исполнительной власти широкие полномочия (в том числе по установлению цен на потребительские товары) и учреждает должность федерального адвоката. А также национальный институт потребителей, задачей которого является обеспечение информацией и образование потребителей.
Проблема защиты потребителей была вынесена за национальные рамки: в ЕЭС учрежден Консультативный комитет потребителей Комиссии Общего рынка. Общества потребителей, как правило, развиваются при участии профсоюзов.
Теория защиты потребителя на Западе сводится к идее охраны потребителя-покупателя, кредитополучателя, страхователя, пассажира, обучаемого или туриста в конкурентной борьбе компаний за прибыли. Вместе с тем, специалисты вынуждены признавать, что «перед лицом одностороннего формирования общих условий сделок потребитель беспомощен», что не всегда срабатывают попытки «конечных потребителей» бороться с монополиями в рамках антитрестовского (конкурентного, картельного) законодательства.
Некоторые действующие законы и инструкции действительно направлены против изготовления недоброкачественных и опасных для жизни и здоровья населения продуктов, обманной рекламы, обсчета, обвеса, обмера (любого другого «объегоривания») покупателей.
Уязвимость теории «защиты потребителя» заключается, во-первых, в том, что она не учитывает социально разнородный состав потребителей. Во-вторых, она не ограничивает пределы потребителя, объективно способствуя безудержному стяжательству и нравственной деформации «общества потребителей». Не случайно, например, в Испании при полном отсутствии какой-либо научной ясности в вопросе о том, кто же такой потребитель, к ним относят всех, кто руководствуется обывательским девизом: «Salud, dinero у amor!»1. В-третьих, рассматриваемая теория объявляет почти все, что делают предприниматели в целях обхода конкурентов и получения прибыли, «потребителезащитными» мерами. Специальные административные органы, общества и союзы потребителей, не говоря уже о рядовых потребителях, фактически бессильны в борьбе с крупными фирмами. Союзы потребителей решаются только на небольшие конфликты и только с мелкими фирмами.
«Здоровье, деньги и любовь!»
Принятый в 1992 году Закон "О защите прав потребителей" выдвинул на первый план потребность совершенствования гражданско-правового механизма защиты прав потребителей. На протяжении многих лет потребитель по факту не имел возможность защитить свои права. Существовавший тогда ГК РСФСР не запрещал обращаться в суд потребителю, когда нарушались его права по вине недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя). Но тогда же не было универсального механизма защиты прав потребителей, а советский гражданский порядок законодательств был очень большой, и, поэтому считался неэффективным.
Граждане могут отстоять свои права, как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребитель сам может выбрать форму и способ защиты своих прав. Пользуются обычно следующими гражданско-правовыми способами защиты: возмещение убытков, самозащита права, возмещение морального вреда, взыскание неустойки. Любой из перечисленных способов удачно осуществляется для защиты прав потребителей, который доказывается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления (далее - ОМС).
Рассмотрим один из способов защиты прав – самозащита. При нарушении прав потребителей продавцом (исполнителем) в сфере торговли, гражданин может обратиться в суд (ст.11 ГК РФ, ст.17 Закона) или самостоятельно защитить свои права (ст.14 ГК РФ).
Способом самозащиты гражданских прав понимают действие или система действий по защите гражданских прав, предпринимаемых управомоченным на то в силу закона или договора лицом, без обращения в соответствующие государственные или иные правоохранительные органы. Выбор способа самозащиты зависит от характера нарушения и тех вредных последствий, возникшие в результате этого нарушения. В Законе установлены определенные способы защиты нарушенных прав, которые могут самостоятельно реализоваться управомоченным лицом без обращения в соответствующие государственные органы (изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки).
Покупатель (заказчик) один из субъектов потребительского рынка, который незащищен от недобросовестности продавцов (изготовителей). Государство пытается воплотить в жизнь права потребителя на просвещение и информацию, но, к сожалению, уровень информативности граждан о своих потребительских прав очень мал: грамотно использовать данные Законом правами и их защищать могут не все. В этом отношении главную роль играет ОМС (ст. 44 Закона) и общественным организациям (ст.45 Закона), которые защищают права потребителей благодаря наделенными им соответствующие полномочия. Они могут применять меры в отношении недобросовестных продавцов (изготовителей, исполнителей уполномоченных изготовителей организации или уполномоченных изготовителей) при подаче заявления потребителя в устной или письменной форме и представляют собой способ самозащиты прав граждан на рынке продукции и услуг. Об этом свидетельствует и судебная практика.
Все вышесказанное показывает, что в настоящее время, в связи со спецификой защиты прав потребителей, в само понятие "самозащита" включают не только создание фактических и юридических действий самим управомоченным лицом, но и действия специализированных органов, защищающие права и интересы потребителя.
Возмещение убытков и взыскание неустойки – убытки, причиненные потребителю, которые подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки (п. 2 ст. 13 Закона) в отличие от общего правила, в соответствии с которым в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства.
Возмещение морального
вреда осуществляется в судебном порядке
на основании ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер
денежной компенсации устанавливает только
суд. В зарубежном законодательстве размер
морального вреда, не ограничивается ничем
и идет от личности пострадавшего, его
психики и материального положения. По
российскому законодательству размер
морального вреда зависит от характера
нравственных и физических страданий,
причиненных потребителю, от вины нарушителя
(ст. 15 Закона) и возмещается с учетом требований
разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101
ГК РФ).
2.1 Осуществление государственного контроля и надзора в РФ и РТ
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей исполняется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - орган государственного надзора).
Государственный контроль и надзор выполняет следующие цели: обеспечения единства измерений, предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области технического регулирования, стандартизации, качества и безопасности продукции, в том числе пищевой продукции, подтверждения соответствия (сертификации), аккредитации и защиты прав потребителей.
Объектом государственного контроля и надзора до введения в силу технических регламентов являются обязательные требования государственных стандартов.
Государственный контроль (надзор) производится с соблюдением обязательных требований государственных стандартов в части, соответствующей целям:
-защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
На стадиях обращения, хранения, эксплуатации, перевозки и реализации продукции, исключая ее проверку на складе готовой продукции при наличии у производителя документов, которые свидетельствовали об отчуждении продукции и вдобавок на стадии ее утилизации реализуется государственный контроль (надзор).
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
а) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями требований, которые установили международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", и другими федеральными законами, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей и предписания должностных лиц органа государственного надзора;
б) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечение безопасности товаров для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды
в) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
г) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;
д) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
Если выявляются нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, орган государственного надзора может принять меры, которые предусмотрены Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". А также Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федеральным законом "О техническом регулировании", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012г. № 685 был создан Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) и он же является Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека. Этот орган выполняет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.