Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть закон о защите прав потребителей РФ и определить, насколько он совершенен, а так же рассмотреть опыт зарубежных стран в формировании этого закона и на основе всего предложить пути его развития в будущем.
Главные задачи работы: проследить становление и формирование закона, определить существующие механизмы защиты прав потребителей, проанализировать, как проводится контроль и надзор защиты прав потребителей, рассмотреть актуальные проблемы в области защиты прав потребителей, рассмотреть, где используются права о защите прав потребителей.
Введение……………………………………………………………………..
3
1.
Теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»
1.1.
История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом…………………………………............................................
6
1.2.
Защита прав потребителей в зарубежных странах…………………………………………………………………
10
1.3
Механизм защиты прав потребителей в РФ…………………………
12
2.
Анализ проведения государственного контроля и надзора в РФ и РТ в области защиты прав потребителей……………………………
15
2.1.
Осуществление государственного контроля и надзора в РФ и РТ..
15
2.2.
Деятельность Роспотребнадзора по пресечению нарушений обязательных требований и устранение последствий нарушений..
17
2.3
Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения………………………………………………………………..
21
Заключение…………………………………………………………………..
26
Список используемой литературы…………………………………………
28
Полное наименование территориального органа: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан).
Сокращенное наименование территориального органа: Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан).
Существуют 12 территориальных отделов на территории Республики Татарстан (Н.Челнинский ТО, Альметьевский ТО, Нурлатский ТО, Нижнекамский ТО, Зеленодольский ТО, Буинский ТО, Бугульминский ТО, Елабужский ТО, Чистопольский ТО, Арский ТО, Лаишевский ТО, Сабинский ТО).
2.2 Деятельность Роспотребнадзора по пресечению нарушений обязательных требований и устранение последствий нарушений
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека является контролирующим органом в сфере потребительских товаров и услуг. Требования Роспотребнадзора распространяются на торговлю, гигиену, общественное питание, здравоохранение и другие сферы. Полномочия данного контролирующего и надзорного органа и его территориальных структур определены Постановлением Правительства № 322 от 30.06.2004.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека опирается в своей деятельности на Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международные договора Российской Федерации, акты Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Основной деятельности управления является:
- осуществление федеральным государственным надзором контроль за качеством и безопасности муки, макаронных изделий и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) этой продукции на территорию РФ, реализации закупок для государственных нужд, ее хранение и транспортировке;
- обеспечение санитарной и горно-санитарной охраны;
- на основе законодательства Российской Федерации применяют меры по пресечению обнаруженных нарушений требований санитарного законодательства и технических регламентов и устранение выявленных нарушений в соответствии законодательства;
- выдача постановления о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и систематически проверяет соблюдение санитарного законодательства;
- проводит федеральное статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- проводит ежегодный анализ и оценку эффективности федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории Республики Татарстан;
- рассылать информацию о результатах проверок на официальном сайте или в интернете;
- определяет причины и
выявляет условия образования
и распространения
- передает заключения санитарно-эпидемиологические;
- сообщает о введении
или отмене на территории
- информирует о санитарно-
- организация проведения
профилактических мероприятий
- проведение работ по
обнаружению и установлению
- осуществляет подготовку материалов, которые являются основанием для принятия решения о нежелательном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, и представление их в Роспотребнадзор;
- проводит проверки соблюдения
требований, установленных законами
и иными нормативно-правовыми
актами РФ, регулирующие отношения
в области защиты прав
- предъявляет иски в
суди о прекращении
- возбуждение и рассмотрение
дел о нарушении санитарного
законодательства и
- вносит в лицензирующие
органы предложения об
- рассказывает о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Татарстан, о защите прав в Республике Татарстан;
Проверка Роспотребнадзора может быть плановой и внеплановой либо совместно с контролирующими органами (Госпожнадзором, Госстандартом, Госветнадзором, Федеральной Налоговой Службой).
На основе ФЗ № 294 « О защите прав предпринимателей…»4 проверки государственного контроля могут производиться после трех лет функционирования юридического лица или индивидуального предпринимателя, они включаются в график контрольных мероприятий.
Внеплановая инспекция
может проводиться, если истекает
срок его предписанья,
в течение которого надо было исправить
нарушения, обращение граждан о
нарушениях, возможность возникновения
чрезвычайных природных ситуаций природного
и техногенного характера, причинение
вреда жизни. Об этой проверке фирма
должна получить информацию за
24 часа до начала проведения комиссии.
2.3 Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения
Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей. Изменения, происходящие, на потребительском рынке неминуемо несут, за собой изменение характера и круга проблем, которые появляются у потребителей при реализации прав, зафиксированных законодательством Российской Федерации.
В настоящее время существуют такие проблемы:
- нарушения в сфере защиты прав потребителей;
- малое количество специалистов в этой области;
- отсутствие в большинстве муниципальных образований межведомственных комиссий по защите прав потребителей;
- мало действующих общественных организаций;
- не знание потребителей своих прав, гарантий и способов защиты;
- недостаточная информированность граждан о качестве товара.
В результате анализа данной темы напрашивается вывод о неграмотности населения в сфере защиты своих прав. Нужно больше рассказывать об этих проблемах в СМИ и пояснить права потребителям. Необходимо, чтобы покупатель знал достоверную информацию о качестве товара.
Предупредить большую часть конфликтов, и грамотно создать работу с покупателями, можно только построив целостную систему. Системным подходом чаще достигается успешный результат, чем решение отдельных проблемных вопросов.
Правильная позиция - это устранение допустимых конфликтов за счет обдуманной системы взаимодействия с потребителями по всем важнейшим моментам взаимоотношений. Для образования таковой можно воспользоваться отечественными наработками в области сервиса в розничной торговле.
В итоге главным является не усиленная забота о создании и функционировании такой системы, а в том, чтобы не забывать о ценности клиента, необходимости уважения к нему и осуществлять эти идеи постоянно в процессе постоянного общения с покупателями и решения их проблем.
Еще защита прав потребителей включает в себя информирование о товарах и услугах, встречающихся на рынке, об их изготовителях, исполнителях, продавцах. В дополнение, законодательство рассматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
В итоге можно подчеркнуть следующие методы и задачи помогающие устранить проблемы в сфере защиты прав потребителей:
· стимулирование повышения качества товаров, работ и услуг; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;
· повышение правовой грамотности и информированности населения (проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.);
· поддержка общественных организаций, занимающиеся обеспечением защиты прав потребителей;
· проведение независимых потребительских экспертиз.
Самым эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика. В большинстве случаев российские суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства производили защиту субъективных прав и интересов конкретных их носителей. При анализе же названных категорий дел защищаются однородные права и интересы неограниченного круга лиц (фальсификации лекарственных средств, незаконный оборот алкогольной продукции и т.д.).
Закон о защите прав потребителей имеет прямое отношение к преобразованию экономики. Таким образом, он имеет важнейший смысл для формирования всей системы РФ.
Права потребителей защищаются Законом “О защите прав потребителей”. На основе этого закона производители (продавцы, исполнители) должны соблюдать и обеспечивать покупателем качественный и безопасный товар.
В результате проведенного опроса выяснила основные нарушения прав потребителей и расскажу, как их избежать.
Первая из них является экспертиза до бесконечности. “Купили дочке дорогие туфли, и через 4 дня отвалился каблук, пошли сдавать, а магазин нас отправил на экспертизу”. Покупатели не понимают: если нашли дефект стремительно быстро, то тут видно, что виноват не покупатель, а это производственный брак.
Покупатели спрашивают, в какой период времени покупки товара продавец может настаивать на проведении экспертизы и как долго делается это мероприятие. Продавцы, обычно тянут исполнение требований покупателей, говоря о долгом ожидании результатов экспертизы и предъявляют, что экспертиза делается 20 дней. Но это не так.
Запомните пункт 6 статьи 18 закона "О защите прав потребителей" в котором говориться: “Экспертиза товара проводится в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя ” Эти сроки предусмотрены статьями 20, 21, 22 закона.
Это значит, если решили сдать дефектный товар и вернуть деньги назад, а продавец упорно настаивает на экспертизы, у него на нее всего 10 календарных дней (статья 22 закона), а если хотите поменять на более качественный товар, то с учетом проведения экспертизы срок выполнения требования не должен превысить 20 дней.
Вторая история от казанца Максима: “Мы купили жидкокристаллический компьютер, через 3 недели начал барахлит. Решили отдать в магазин, но менеджер магазина сообщил, что вначале экспертиза должна подтвердить заводской брак, а через неделю сообщили нам: ваш компьютер отремонтировали и можете забирать его”
Часто покупатели оставляют жалобу на технику, обувь, мебель и прочие товары, которые ремонтируют практически в принудительном порядке, даже не смотрят на требование покупателя вернуть деньги за товар, оказавшимся браком.
В этом случае надо взять на вооружение: в связи с распространёнными уловками навязывания ремонта, формулировать свои требования конкретно и письменно. При первом обращении в магазин или сервис-центр, и даже когда передаете товар для проведения экспертизы. Помните, что благодаря пункту 1 статьи 18 закона "О защите прав потребителей" при обнаружении недостатков товара выбор требований у нас весьма широк. Это может быть:
- возврат денег за дефектный товар;
- замена бракованного
товара на такой же
- соразмерная уценка некачественного товара и возврат части уплаченных денег;
- бесплатное устранение недостатков.
Еще нужно помнить при выборе конкретного требования, покупатель не имеет право поменять его в процесс его исполнения. Например, если вы решили поменять бракованный товар на такой же качественный, то требовать возврата денег в этом случае нельзя.
Но в случае если магазин или сервис-центр нарушил срок выполнения первоначального требования, то покупатель может потребовать у них неустойку, либо – может отказаться от прежнего требования и выбрать новое. Тогда надо ссылаться на статью 23 закона "О защите прав потребителей".