Предприятие – основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:06, шпаргалка

Описание работы

В рыночной экономике предприятие является основным звеном в системе хозяйствования. Оно производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Уплачивая налоги участвует в содержании государственных органах управления, осуществлении социальных программ. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о том, что в каких количествах и как производить, как реализовать произведенную продукцию, на что направить полученный доход.

Файлы: 1 файл

Ekonomika_predpriatia.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

2.По степени участия в процессе производства, затраты делятся на ОСНОВНЫЕ и НАКЛАДНЫЕ.

ОСНОВНЫЕ – затраты связанные с осуществлением технологического процесса (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, з/пл рабочих с ЕСН, материальные затраты).

НАКЛАДНЫЕ – расходы связанные с процессом управления производства (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.д.).

3.По составу затраты делятся на ПРОСТЫЕ и КОМПЛЕКСНЫЕ.

ПРОСТЫЕ – состоящие  из одного экономического элемента (материалы, з/пл, амортизация и т.д.).

КОМПЛЕКСНЫЕ – состоящие  из нескольких элементов с одинаковым производственным значением (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые расходы, общезаводские расходы и т.д.).

4.По связи с объемом выпускаемой продукции все затраты делятся на ПЕРЕМЕННЫЕ и УСЛОВНО-ПОСТОЯННЫЕ.

ПЕРЕМЕННЫЕ – затраты пропорционально увеличивающиеся или уменьшающиеся при изменении количества выпускаемой продукции. Это заработная плата рабочим сдельщикам с ЕСН, комплектующие изделия, основные материалы.

УСЛОВНО-ПОСТОЯННЫЕ – затраты неменяющиеся или меняющиеся не значительно при изменении (увеличении или уменьшении) объёма выпуска продукции. Это управленческие расходы, эксплуатационные расходы, амортизационные и т.д.

5.По месту возникновения затрат различают следующие виды себестоимости:

- цеховая себестоимость включает затраты по производству изделия в данном цехе

- производственная себестоимость – те же затраты по предприятию в целом

- полная себестоимость, включающая также все (производственные или коммерческие) расходы на реализацию продукции.

6.По экономическому содержанию или по видам расходов все затраты на производство и сбыт продукции группируются по экономическим элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

- группировка затрат по экономическим элементам применяется для определения общей величины затрат по предприятию в целом и выявления основных направлений этих затрат, определения общей суммы и направления затрат. Затраты здесь объединяются по принципу экономической однородности, независимо от целевого назначения и места возникновения.

- при группировке по калькуляционным статьям, рассчитывается себестоимость отдельных видов продукции и затраты объединяются в зависимости от места возникновения (осуществления) и целевого назначения.

 

 

Показатели  и пути снижения себестоимости продукции  на предприятии.

Снижение себестоимости  продукции является одной из важнейших  задач, стоящих перед предприятием. От этого зависит конкурентоспособность  продукции, увеличение прибыли и повышение эффективности предприятия.

Себестоимость является комплексным показателем, в котором отражается влияние различных факторов.

Факторы подразделяются на две категории: внешнего происхождения находящиеся вне данного предприятия и внутреннего характера находящиеся на предприятии.

К внешним относятся:

  • изменение цен на материалы, комплектующие изделия, топливо, оборудование, инструмент и др. Ресурсы приобретаемые предприятием
  • изменение размеров минимальной заработной платы, отчисление во внебюджетные фонды, налоговых ставок (ЕСН и др.)
  • изменение тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки, топлива и т.д.
  • уровень инфляции в стране

К внутренним относятся:

- рост производительности труда,

- снижение трудоемкости продукции,

- снижение материалоемкости,

- применение безотходных технологий,

- уменьшение энергоемкости продукции,

- уровень использования  оборудования,

- объём производства,

- сокращение брака и т.д.

Снижение себестоимости  продукции оценивается при помощи двух видов показателей:

1.Для однородной  продукции применяется показатель снижения себестоимости в процентах к предыдущему году

а) по каждому виду изделий

DСi =  С базi – С отчi * 100%

                                    С базi                   

С базi – себестоимость i-изделия в базисном периоде

Сотчi – себестоимость i-изделия в отчётном периоде (планируемая или фактическая себестоимость i-вида продукции) 

б) по всей сравниваемой (сопоставимой) продукции, используется программа снижения себестоимости

N = SmС базi * N - Sm С отчi* Ni

                                  SmС базi * Ni

Ni – количество продукции i-наименования в натуральных ед.

m- номенклатура сопоставимой продукции.

2.Для разнородной и всей товарной продукции рассчитывается показатель снижения затрат на рубль товарной продукции.

Затраты на рубль товарной продукции определяется:

З1р = Т Пс / Т По.ц.

Т Пс – себестоимость  всей товарной продукции

Т По.ц.- тот же объем  товарной продукции, выраженный в оптовых  ценах предприятия

Снижение затрат на 1 рубль  товарной продукции:

= Збаз – Зпл * 100 %

                                    Збаз

Все резервы снижения себестоимости продукции, имеющиеся на предприятии, можно разделить на три группы:

1.Повышение технического  уровня производства (внедрение средств механизации и автоматизации производства, совершенствование технологий, применение прогрессивных материалов).

2.Улучшение организации  труда и производства (повышение коэффициента загрузки оборудования, применение прогрессивных норм, совершенствование планирования и оперативного управления производством, материальное стимулирование работников, снижение брака).

3.Структурные сдвиги  в производстве (изменение номенклатуры  выпускаемой продукции, увеличение  объемов производства, совершенствование  специализации и кооперирования  производства и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Прибыль и  рентабельность предприятия.

Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями, характеризующими эффективность работы предприятия. Прибыль отражает конечный результат производственно хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль относится к числу категорий финансового механизма. Поскольку с одной стороны она является источником формирования бюджетов различных уровней, с другой является основой для развития производственной базы предприятия и материального стимулирования работников.

Прибыль – это доход получаемый предприятием от производственно-хозяйственной деятельности.

Различают 3 вида прибыли:

1 Прибыль от реализации  продукции

2 Валовую прибыль

3 Чистую прибыль

     1) Прибыль от реализации продукции (работ и услуг) определяется, как разница между выручкой от реализованной продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции.

П реал.= åmN i * Цi - åN i * C i

Где   N i  - кол-во реализации продукции  i -  вида.

          Ц i – цена реализации ед. продукции  i -   вида  без НДС и акцизов.

          С i – полная себестоимость ед. продукции i - вида.

           m – кол-во видов реализованной продукции

   2) Валовая прибыль включает прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации излишнего имущества и основных средств предприятия, а так же доходы и убытки от внереализационных операций.

     П вал. = П реал. + П реал.имущ. + (-) ВДУ

Где   П им – прибыль от реализации основных средств и другого имущества предприятия;

ВДУ – внереализационные  доходы и убытки;

Прибыль от реализации определяется, как разница между выручкой от реализации продукции этого имущества без НДС и остаточной стоимостью этого имущества по балансу.

       В  состав доходов получаемых от внереализованных операций включаются:

1. доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по ценным бумагам принадлежащим предприятию.

2. доходы от сдачи  имущества в аренду.

3. присужденное или  признанное должниками штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций,  а так же доходы от возмещения, причиненного ущерба.

4. прибыль прошлых  лет, выявленная в этом году.

5. доходы от операций  с иностранной валютой.

6. безвозмездно полученное  имущество.

7.сумма кредиторской  задолженности, списанные в связи  с истечением срока исковой давности.

8. стоимость излишков  товарно-материальных ценностей  выявленных в ходе инвентаризации.

9. другие доходы не связанные с производственной деятельностью предприятия (подсобное хоз-во, путевки).

   К внереализованным расходам и убыткам относятся:

1 затраты на производство  не давшие продукции и по  аннулированным производственным  заказам.

2 затраты на содержание  законсервированных производств,  мощностей и объектов.

3 расходы по содержанию  имущества переданных по договору  аренды или лизинга.

4 расходы по выпуску и обслуживанию ценных бумаг.

5 расходы по формированию  резервов по сомнительным долгам.

6 убытки прошлых лет  выявленных в этом году.

7 убытки от операций с тарой.

8 убытки от брака.

9 потери от недостачи  материальных ценностей при отсутствии виновника.

10 потери от внутри  производственных простоев.

11 судебные издержки и арбитражные сборы, расходы.

12 присужденные (признанные) предприятием штрафы, пени, неустойки и т.д.

13 убытки от списания дебиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек, а так же других долгов не реальных к взысканию.

14 убытки от не компенсированных потерь из-за стихийных бедствий и от хищений виновники, которых не найдены.

Показатель валовой  прибыли применяется для нужд налогообложения, а показатель балансовой прибыли в бухгалтерской отчетности и для расчета показателей эффективности производства.

     3) Чистая (остаточная) прибыль – прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов (первоочередных платежей) в бюджет.

Основным является налог на прибыль, а также налог на имущество, на рекламу и некоторые другие платежи.

Чистая прибыль направляется:

 на капитальные  вложения (вместе с амортизационными  отчислениями) в производственную  сферу;

на погашение кредитов,

на выплату дивидендов и % на вложенный в предприятие капитал,

на прирост собственных оборотных средств,

на природоохранные  мероприятия,

на акции, облигации  других предприятий, государства,

на содержание объектов культурного назначения, жилищно-комунального хоз-ва,

на выплату премий,

на предоставление кредитов работникам,

на приобретение спортивных и культурных мероприятий,

на приобретение путёвок  в санаторий, проездных билетов  и др.

   В настоящее  время предприятие самостоятельно  решает, сколько и каких фондов образовывать из чистой прибыли 3-4 фонда.

   Резервный фонд образуется от 15-20% от средств уставного капитала. Для акционерного общества создание резервного фонда является обязательным для покрытия непредвиденных потерь и убытков.

Фонд накопления (развития производства) предназначен для финансирования мероприятий по расширению производственной базы, для замены оборудования, освоения новой продукции и т.д. Он формируется не только за счет прибыли, но и за счет амортизационных отчислений.

    Фонд потребления (фонд материального стимулирования) используется для проведения социальных мероприятий, выплаты премий по итогам за год, приобретенных путевок и т.д.

   Фонд социальной сферы образуется в тех случаях, когда на балансе предприятия находятся жилые дома, сады и объекты социальной сферы.

Рентабельность  предприятия: понятие, виды, методы расчёта.

   Абсолютный размер  прибыли не характеризует действительной  эффективности работы предприятия.  Для этого рассчитывают относительный  показатель прибыли – рентабельность. 

Информация о работе Предприятие – основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятия