Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ЗАО «Великолукский молочный комбинат». Для чего необходимо исследовать организационно-экономическую характеристику предприятия, состояние маркетинговой службы предприятия, вычислить финансовые результаты производственной деятельности предприятия за определенный период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...стр.3
1.Формы и виды предпринимательской деятельности…..........................................................стр.4
1.1 Общее понятие предприятия и предпринимательской деятельности..................................................стр.4
1.2 Современные формы предпринимательской деятельности, их краткая характеристика……………………стр.5
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………...стр.10
2.1 Цели и задачи анализируемого предприятия……………………………………………………...........................................стр.10
2.2 Экономическая характеристика предприятия…................................................................................стр.10
2.3 Состояние маркетинговой службы………………………………………………………………………………………стр.12
2.4 Финансовые результаты производственной деятельности предприятия………………………………...стр.14
3. Перспективы развития предприятия…………………….....................................................стр.15
3.1 Система количественных и качественных показателей плана…………...........................стр.15
3.2 Задачи развития маркетинговой службы………………………………………………………………………………………стр.16
3.3 Основные разделы и показатели плана развития предприятия……………………………………………………...........................................стр.17
Заключение……………………………………………………………………………………..стр.20
Список литературы…………………………………………….................................................стр.21
РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу
ОЦЕНКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Национальный  Открытый Институт России г. Санкт-Петербург

 

Кафедра Экономика и управление на предприятии

 

Дисциплина «Экономика предприятия»___________

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Студента (-ки) группы № Эб-001ПР

 

                     Набиевой Яны Юрьевны_________

(фамилия, имя, отчество)

 

 Предприятие в условиях рыночной экономики

(название темы)

 

                       (на примере …..).____________

 

 

                                                        Проверил____________________

 

                                                        Дата________________________

                                                                              

                                                                   Оценка______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………...стр.3

 

1.Формы и виды предпринимательской  деятельности…..........................................................стр.4

 

1.1 Общее понятие предприятия  и предпринимательской деятельности……………………………………………........................................................стр.4

 

1.2 Современные формы предпринимательской  деятельности, их краткая характеристика………………………………………………………………………………стр.5

 

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………………………………………………………………………………...стр.10

 

2.1 Цели и задачи анализируемого  предприятия……………………………………………………...........................................стр.10

 

2.2 Экономическая характеристика  предприятия………...............................................................................................................стр.10

 

2.3 Состояние маркетинговой службы………………………………………………………………………………………стр.12

 

2.4 Финансовые результаты производственной деятельности предприятия………………………………………………………………………………...стр.14

 

3. Перспективы развития предприятия…………………….....................................................стр.15

 

3.1 Система количественных и  качественных показателей плана………………………………………………………………………...........................стр.15

 

3.2 Задачи развития маркетинговой  службы………………………………………………………………………………………стр.16

 

3.3 Основные разделы и показатели  плана развития предприятия……………………………………………………...........................................стр.17

 

Заключение……………………………………………………………………………………..стр.20

 

Список литературы…………………………………………….................................................стр.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       В условиях  рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к  основному звену всей экономики  – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Все это требует глубоких экономических  знаний. В условиях рыночной экономики  выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Поставленные задачи сможет выполнить  лишь тот, кто хорошо усвоил основы экономики предприятия.

Главной целью (миссией) создания и  функционирования предприятия является получение максимально возможной  прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Целью данной курсовой работы является изучение предпринимательства в  условиях рыночной экономики на  примере предприятия ЗАО «Великолукский молочный комбинат». Для чего необходимо исследовать организационно-экономическую характеристику предприятия, состояние маркетинговой службы предприятия, вычислить финансовые результаты производственной деятельности предприятия за определенный период.

Тема курсовой работы является очень актуальной на сегодняшний день, так как многие предприятия вступают в борьбу за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли, но в силу разных причин большинство предприятий терпит крах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы и виды предпринимательской  деятельности.

1.1 Общее понятие предприятия  и предпринимательской деятельности.

Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть  на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.

Российский рынок представляет собой не самую благоприятную  среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства  в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражение в победу.

Экономическая нестабильность увеличивает  риск, она же повышает шансы того, кто умеет правильно оценить  ситуацию, прогнозировать потери и  прибыли.

История России показывает, что именно в бурные, переломные времена зарождались знаменитые предпринимательские династии. Новое поколение крупных российских предпринимателей появилось на сцене после отмены крепостного права в 1868-1872 годы.

Так или иначе, развитие предпринимательства  играет свою положительную роль, активно содействуя увеличению числа собственников, формированию среднего класса, росту доли экономически активного населения и созданию новых рабочих мест.

Переход к рыночной экономике, юридическое  признание собственности вызвали  к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения, новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное – новых знаний.

За терминами «предпринимательство»  и «предприниматель» стоит предприятие  – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жестокой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития, как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.

Предприятие – это организация  в форме заводы, шахты, фабрики, фермы, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Его основные черты:

- организационное единство: предприятие  – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

- определенный комплекс средств  производства: предприятие объединяет  экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;

- обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;

- имущественная ответственность:  предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

- предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных  формах управления;

- выступает в хозяйственном  обороте от собственного имени  (наименования);

- экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала. В соответствии с критерием численности занятых человек выделяют:

- малые предприятия (не более  99 человек);

- средние предприятия (не более  499);

- крупные предприятия (свыше  500 человек).

Среди качественных параметров классификации  предприятий можно назвать следующие:

- тип собственности (частные  или государственные);

- характер и содержание деятельности;

- объем и ассортимент выпускаемой  продукции;

- способы и методы ведения  конкурентной борьбы;

- способ вхождения в различные  союзы и объединения;

- организационно-правовые формы  предпринимательской деятельности.

Рыночная среда заставляет предприятие  работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что  целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей. Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

Понятие «предпринимательского риска» получает свое развитие в 17 веке, когда  предпринимателем начали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

Поскольку стоимость контракта  была ранее обговорена, размеры прибылей или убытков определяла удачливость  самих предпринимателей. В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во «Всеобщем словаре коммерции» изданном в Париже в 1723году, где под ним понимается человек, берущий на «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Францу К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель, должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи  большое внимание уделяли организаторской  функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские  потребности.

Любая нация гордится плодами  деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

 

1.2 Современные формы  предпринимательской деятельности, их краткая характеристика.

Организационно-правовые формы предпринимательской  деятельности установлены гражданским  кодексом РФ, а механизм создания и  функционирования отдельных из них – федеральными законами. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К малым и совместным предприятиям, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах, относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям (признакам). Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. Не относится к организационно-правовой форме простое товарищество. В соответствии с ГК РФ оно учреждается без образования юридического лица. Сложные предпринимательские организации как объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах, но на практике, как правило, учреждаются в форме акционерного общества. К сложным предпринимательским организациям относятся концерны, картели, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы и т.д.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики