Преодоление информационной асимметрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие асимметричной информации, выяснить каким образом выбор экономических субъектов в условиях информационной асимметрии влияет на благосостояние экономических субъектов и общественное благосостояние, определить пути преодоления асимметрии информации.
Объект исследования: рынки с асимметричной информацией.
Предмет исследования: процесс функционирования рынков с асимметричной информацией на современном этапе.
Методы исследования: сравнительный анализ, экономико-математические оценки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.понятие асимметричной информации 5
глава 2. Эффекты асимметричной информации 13
глава 3. Преодоление информационной асимметрии 18
глава 4. Асимметричная информация как причины государственного микроэкономического регулирования. Особенности асимметричности информации в Республике Беларусь 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Асимметричность информации.docx

— 322.19 Кб (Скачать файл)

=

(1.3)


Поскольку на рынке товара с асимметричной информацией  о его качестве продавцы имеют  возможность четко разграничить автомобили в соответствии с градацией  качества, для автомобилей разных градаций устанавливаются разные  функции предложения: - для «слив» и - для «лимонов» (рис 1.2). Причем кривая предложения «слив» будет лежать выше кривой предложения «лимонов», так как владельцы высококачественных автомобилей будут согласны продать свои машины по более высоким ценам, чем хозяева низкокачественных автомобилей.

Тогда величина рыночного  предложения окажется равной сумме  величин предложения «слив» и  «лимонов» при каждом возможном  уровне цены, а кривая рыночного  предложения (),представлять собой горизонтальную сумму кривых предложения автомобилей соответствующих градаций качества (рис.1.2) . Для случая показанного на рис. 1.2: при рыночной цене на рынке будут предлагаться к продаже и «сливы» и «лимоны»;и при рыночной цене продать свои автомобили согласятся только владельцы «лимонов»; соответственно если  рыночная цена опуститься ниже , то величина предложения подержанных автомобилей будет равна нулю.

Характер равновесия, устанавливающегося на рынке товара с асимметричной информацией о его качестве, зависит от степени различия между градациями качества, которая может быть как сравнительно небольшой , так и значительной.

Рисунок 1.2. – Предложение товара с асимметричной информацией о его качестве

Каждая отдельно взятая кривая спроса определяется фиксированной  структурой предложения, которая зависит от цены. Таким образом, равновесие на рассматриваемом рынке характеризуется тем, что при установившейся цене  кривая спроса соответствует структуре предложения, а объем спроса равен объему предложения. Характер равновесия, устанавливающегося на рынке товара с асимметричной информацией о  качестве, зависит от степени различия между градациями качества.  

Если дифференциация качества между градациями относительно невелика (рис.1.3), устанавливающегося равновесия, при котором на рынке будут продаваться и «сливы» и «лимоны». Вытеснения низкокачественным товаром высококачественного не произойдет вследствие незначительности качественных различий между ними, и кривая рыночного спроса  будет соответствовать кривой . В этом случае рыночное равновесие установится в точке пересечения кривых рыночного спроса ( ) и рыночного предложения () (рис.1.3). В точке равновесия будет выполняться равенство: 

 

(1.4)


Рисунок 1.3 - Равновесие на рынке товара с асимметричной информацией при небольшом различии между градациями качества

 

При большей дифференциации хороший товар полностью вытесняется плохим -  имеет место так называемый эффект «лимонов». Рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения кривой рыночного спроса (=) и предложения (). Равновесное количество продаж будет представлено только «лимонами». (=) (рис.1.4).

Рисунок 1.4 - Равновесие на рынке товара  с асимметричной информацией, когда высококачественный товар вытеснен с рынка низкокачественным

 

В случае высокой дифференциации качества между градациями возможна также ситуация, когда низкокачественный  товар оказывается настолько  плохим, что при любой величине его предложения цена спроса на него ниже цены предложения  (рис.1.5). В таких рыночных условиях сделки между продавцами и покупателями подержанных не состояться вовсе. [1, с.113-117]

Рисунок 1.5 - Равновесие на рынке товара  с асимметричной информацией, когда низкокачественный товар вытеснен  с рынка, но сделки между продавцами и покупателями не состоялись

 

Асимметрия информации о  качестве  способна разрушить рынок. Если бы существовали отдельные рынки  для товаров низкого и высокого качества, то потребители имели возможность сделать выбор между «сливами» и «лимонами»: одни  предпочли бы купить за меньшую сумму цену плохой  автомобиль, другие – хороший за более высокую цену. Это привело бы к общественному эффективному результату и все выгоды от  торговли были бы реализованы. Однако в условиях асимметрии информации из-за невозможности определить качественные характеристики автомобилей, под влиянием снижения рыночной цены продавцы высококачественных автомобилей уходят с рынка, оставляя только неблагоприятный выбор  низкокачественных товаров. Если бы и у продавцов не было возможности точно определить качественные характеристики продаваемых машин, несмотря на несовершенство информации, рыночные сделки состоялись бы  и, более того, удалось бы достигнуть Парето- оптимального равновесия. Именно асимметричная информация приводит к резкому снижению общественного благосостояния. Данное замечание подтверждает нижеприведенный цифровой пример. 

Пусть максимальная готовность покупателей платить за плохой автомобиль составляет 120 р., а за хороший – 400 р. Продавцы готовы продать плохой автомобиль за 100 р., а хороший за 300 р. На рынке представлено по 50 автомобилей каждого вида.

В случае совершенной информации возникнут два отдельных рынка. На первом  равновесная цена установится в пределах  100-120 р., на втором – 300-400 р. На рынке будут проданы все 100 автомобилей.

В случае несовершенной, но симметричной  информации ( предположим, вероятность, что выбранный наугад автомобиль хорошего качества, равна 0,5) покупатель готов заплатить за автомобиль P=0,5· 120+ 0,5· 400= 260 р. Продавец готов продать автомобиль по цене Р=0,5·100+ 0.5· 300= 200 р. Цена установиться в интервале 200-260 р., объем продаж при это составит 100 автомобилей.  В случае асимметричности информации (качество автомобилей известно лишь продавцам) при готовности покупателя платить 260 р. На рынке будут предложены лишь плохие автомобили, поскольку владельцы хороших автомобилей не станут их продавать менее чем за 300 р. Объем продаж составит 50 автомобилей.[3с.327,]

Исходя из выше изложенного  материала, следует: что асимметрия информации оказывает существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. Асимметрия информации является фактором, снижающим эффективность ценовой конкуренции, и служит  источником ценовой дискриминации. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.

 

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТЫ АСИММЕТРИЧНОЙ  ИНФОРМАЦИИ

Поскольку явление асимметричной  информации довольно часто встречается  на рынках товаров, услуг и факторов производства, рассмотрим два типа наиболее распространенных эффектов асимметрии – неблагоприятный отбор и  моральный риск.

Под  неблагоприятным  отбором принято понимать наличие  возможности у собственника информации использовать её для личной выгоды до заключения сделки и реализации этой возможности. Проблема неблагоприятного отбора воздействует на положение контрагентов в сделке до заключения контракта. Не информированный субъект, зная, что есть некоторая вероятность того, что контрагент предоставит товар или услугу низкого качества, на основе ожидаемого выигрыша устанавливает максимальную цену на, которую он готов уплатить. Но именно это его решение определяет неблагоприятный отбор среди потенциальных контрагентов: по максимальной возможной цене с учетом потенциальных потерь совершить сделку согласятся продавцы низкокачественных товаров.

В примере с подержанными автомобилями причина появления  неблагоприятного отбора состоит в существовании внешнего эффекта, связанного с продавцами «слив» и «лимонов». В попытке продать автомобиль владелец «лимонов» стремится повлиять на складывающееся  у покупателя впечатление относительно качества «среднего» автомобиля. Это приводит к изменению цены, которую покупатели готовы заплатить за «средний» автомобиль, и, таким образом, приносит ущерб людям, пытающимся продать хорошие автомобили.

В рассмотренном примере  полной информацией располагал продавец. Однако неблагоприятный отбор возможен и тогда, когда покупатель владеет более полной информацией об объекте сделки. Типичный пример - ситуация при приеме на работу. Когда фирма нанимает рабочего, её управляющий может знать гораздо меньше о его производительности и способностях, чем этот рабочий знает о себе. Каковы в действительности способности и навыки работника, фирма может определить по истечении некоторого периода трудовой деятельности. В момент заключения трудового соглашения «хорошие» и «плохие» работники не отличаются  друг то друга. Объявляя определенный уровень оплаты за труд, наниматель планирует получить наиболее производительных  и работоспособных работников. Устанавливая верхнюю границу оплаты , наниматель  по праву рассчитывает привлечь квалифицированных работников. Однако, чем менее производителен и талантлив индивид, тем он охотнее пойдет работать за установленную заработную плату. Хорошие работники будут раздумывать о принятии решения о трудоустройстве. Возникает неблагоприятный отбор. [3, с.328,]

Другой пример — ситуация на рынке страховых услуг. Как правило, совокупность людей, покупающих медицинскую страховку, не является случайной выборкой из населения. Люди, приобретающие страховку, знают состояние своего здоровья. Иными словами, они достаточно точно определяют вероятность наступления страхового случая (), Страховой же компании очень сложно разделить потенциальных клиентов на группы риска, поэтому она вынуждена установить единый страховой взнос из расчета средней вероятности наступления страхового случая (). Но люди с хорошим здоровьем, для которых , откажутся от страхования, поскольку цена страхового полиса для них слишком высока. Согласятся только те, для которых , т. е. люди со слабым здоровьем. [4, с.401]

Выше рассматривалась  ситуация с асимметричной информацией, возникающая между индивидами в процессе торговой сделки или в момент подписания контракта. Однако после подписания контракта также может появиться информационная асимметрия, связанная со скрытыми действиями, предпринимаемых одной из сторон экономических взаимоотношений,  затрагивающими другую сторону, но остающимися вне поля зрения последней. Поскольку информированная сторона может предпринять «неправильные» действия, то не информированная сторона несет риск из-за безответственного поведения другой стороны. Явление, связанное со скрытыми действиями, получило название  морального риска. Моральный риск – это извлечение одной из сторон контракта выгоды в ущерб другой стороне благодаря скрытому использованию имеющейся информации.

Проблема морального риска  впервые стала предметом исследования в страховой отрасли, где застраховавшийся индивид может воздействовать на вероятность или значимость событий, обуславливающего выплату страховки. При этом страховая компания не имеет возможности проследить, прилагает ли клиент какие-либо усилия, чтобы избежать возможных потерь. В некоторых случаях после заключения страхового договора  поведение индивида может измениться: он в меньшей степени, чем прежде, старается уклониться от потерь, становиться менее внимательным и осторожным.

Выделяют  следующие типы морального риска в страховании:

  • недобросовестное поведение- поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией. Так например, люди в расчете на большую страховку сознательно идут на преступления: поджигают свой старый дом, разбивают надоевшую машину и т.д.;
  • пренебрежение рисками - ситуация, когда застраховавшийся индивид престает выполнять меры предосторожности, которые были для него обязательными до страхования. Например, застраховав от угона свой автомобиль, человек перестает запирать его дверь, отключает систему сигнализации;
  • сверхнормативное потребление услуг, оплачиваемых в результате страхования- Например, индивид, который приобрел полис медицинского страхования, предусматривающий оплату визитов к врачу, начинает чаще, чем обычно, обращаться к врачам;

Более подробно проблему морального риска можно рассмотреть на примере  страхования от пожара. Владелец дома, не застрахованного от пожара, стремиться снизить вероятность  наступления  страхового случая, принимая меры предосторожности: покупает датчики дыма, меняет устаревшую электропроводку, приобретает новые электроприборы. Купив страховой полис, который полностью покрывает  все затраты на строительство нового дома и замену имущества, пострадавшего в результате пожара, владелец дома уже не склонен рассматривать для себя принятие мер предосторожности, так как это требует определенных денежных расходов, тогда как убытки от пожара полностью закрываются страховой компанией. Взвесив все «за» и «против» , он скорее всего решит сэкономить на мерах противопожарной безопасности,. В результате возрастет вероятность возникновения пожара, а следовательно, и вероятность выплаты страхового  возмещения. В этом и состоит  смысл проблемы  морального риска на страховом рынке, снижающего эффективность последнего.

Мы  выяснили,  что  проблема  морального  риска  на  данном  рынке  возникает  в связи  с  тем,  что  получение  страхового  полиса  снижает  стимулы  к  принятию  мер предосторожности.   Для  уменьшения  морального  риска  необходимо,  чтобы страхующийся взял  на  себя определенную часть расходов на покрытие ущерба. Такое деление  по  долям  суммы  расходов  возможно  в  одной  из  двух  форм:  совместное страхование и вычеты. При совместном страховании страховая компания платит менее 100% заявленной суммы,  а  оставшуюся  часть  оплачивает  полисодержатель.  Многие  полисы  по  медицинскому  страхованию,  например,  имеют 80%-ное  покрытие.  Это  означает,  что при  предъявлению  полисодержателю  счета  на  1000  долл., 800 долл.  возместит   страховая  компания,  а 200 долл.  ему  придется  платить  самому.  Причина  того,  что страховые  компании используют систему совместного страхования,  проста: чем выше доля держателя полиса в оплате расходов, тем реже он будет по пустякам обращаться к врачам.

Информация о работе Преодоление информационной асимметрии