Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
• определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
• выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности.
• проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Прибыль и рентабельность предприятия: понятие, сущность, значение 5
1.1. Понятие и функции прибыли предприятия 5
1.2. Факторы формирования прибыли 8
1.3. Рентабельность предприятия 10
1.4. Анализ прибыли от реализации продукции 16
1.5. Анализ уровня рентабельности предприятия 18
Глава 2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия 22
2.3. Анализ эффективности использования совокупного и функционирующего капиталов предприятия 27
2.4. Анализ эффективности использования основных фондов предприятия 30
2.5. Анализ прибыльности предприятия 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая прибыль и рент. предприятия_копия.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительный возможности увеличения прибыли.

Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

                       П                                              П

            Р = -------  * 100 %       и            Р = ------  * 100 %,

                       Сп                                                                               Цп

где Р - рентабельность продукции, %;

      П - валовая прибыль предприятия, руб.;

      Сп - полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

      Цп - объем реализованной продукции в соответствующих ценах ( за минусом НДС и акцизов), руб.

Тем не менее, факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего:

    • совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
    • повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
    • индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками.

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой  предприятия, тем больше рентабельность оборота.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала.

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге следует, что

Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. 3

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу  рентабельности предприятия. Для такого анализа используют  модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности,  предложенную А.Д. Шереметом.

Р = (Е / 1/УМ) + 1/К               , где

Р - общая рентабельность предприятия %

Е - общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной

продукции;

У - удельный вес активной части в общей стоимости основных

производственных фондов, доли единицы;

М - коэффициент фондоотдачи активной части основных

производственных фондов;

К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

 

1.4. Анализ прибыли от реализации продукции

Бухгалтерская прибыль отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя прибыль от реализации продукции связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитики должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений по данному показателю.

Прибыль от реализации продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; продажных цен; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

1. Расчет  общего изменения прибыли (DР) от реализации продукции:

, где 

Р1 прибыль отчетного года;

Р0 прибыль базисного года.

2. Расчет  влияния на прибыль изменений  продажных цен (DР1):

, где

 реализация в отчетном году в ценах отчетного года

    (р цена изделия; q количество  изделий);

 реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет  влияния на прибыль изменений  в объеме продукции (DР2) (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости):

, где

Р0 прибыль базисного года;

К1 коэффициент роста объема реализации продукции по базовой

       себестоимости;

, где

S1,0 фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный

         период в ценах и тарифах  базисного периода;

S0 себестоимость базисного года (периода).

4. Расчет  влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (DР3):

, где 

К2 коэффициент роста объема реализации в оценке по продажным ценам;

N1,0 реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 реализация в базисном периоде.

5. Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости единицы продукции (DР4):

, где 

S1,0 себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

S0 фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6. Расчет  влияния на прибыль изменений  себестоимости за счет структурных  сдвигов в составе продукции (DР5):

.

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (DР6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (DР7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

или

, где

DР общее изменение прибыли;

DРi изменение прибыли за счет i-го фактора.4

1.5.  Анализ уровня рентабельности предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

, или 

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

, или 

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.5

 

 

Глава 2. Характеристика  финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.1. Краткая характеристика предприятия

Основным видом деятельности ОАО «Северное лесопромышленное товарищество-лесозавод № 3», далее ОАО «Лесозавод № 3» является производство экспортных пиломатериалов (ГОСТ 26002-83), пиломатериалов на внутренний рынок (ГОСТ 8486-86) и технологической щепы (ГОСТ 15815-83).

Целью деятельности ОАО «Лесозавод № 3» является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке архангельской области, а также рынках Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Египта, Испании и Франции и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.

Производственная фирма «Лесозавод № 3» является обществом с ограниченной ответственностью (ОАО). ОАО – это организационно – правовая форма предприятия.

Размер уставного капитала ОАО «Лесозавод № 3» составляет 64 тысячи рублей. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.

Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределение прибыли и определение порядка покрытия убытков и другие.

Совет  директоров, избираемый общим собранием акционеров, осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором, который подотчетен Совету директоров и Общему собранию акционеров Общества.

В его компетенции находятся вопросы разработки реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.

ОАО «Лесозавод № 3» выпускает широкий ассортимент продукции деревообработки, содержащий более двадцати наименований. Цены на производимую продукцию ОАО «Лесозавод № 3» аналогичны ценам конкурирующих фирм.

ОАО «Лесозавод № 3» имеет следующие дочерние хозяйственные общества:

- ООО «Автомобильная речная морская транспортировка грузов», основной вид деятельности – транспортировка грузов;

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия