Прибыль и рентабельность. Пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматриваются пути увеличения прибыли и рентабельности. Анализ прибыли и рентабельности проводиться на основании финансовой отчетности промышленного предприятия.
Так же подробно проанализированы следующие аспекты:
– Формы доходов предприятия;
– Функции и виды прибыли предприятия;
– Формирование и распределение прибыли на предприятии;
– Виды и показатели рентабельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. ……3
1 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..………………………………..4
1.1 Прибыль: понятие, функции, виды……………………………………4
1.2 Формирование и распределение прибыли на предприятии…………6
2 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ: ВИДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ………………………7
2.1 Виды рентабельности………………………………………………….7
2.2 Расчет основных показателей рентабельности………………………9
3 Прибыль и рентабельность в промышленности……………………..11
3.1 Объемные показатели промышленного производства………………11
3.2 Прибыль в промышленности………………………………………….12
3.3 Налогообложение предприятий промышленности………………….13
3.4 Рентабельность в производстве………………………………………15
4 Пути увеличения прибыли и рентабельности ……………………….16
4.1 Пути увеличения прибыли…………………………………………….16
4.2 Пути снижения издержек на производство…………………………..16
4.3 Пути увеличения рентабельности…………………………………….17
5 Практическое задание…………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………..……21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………........

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 
Валовый объем (Пвал)

 
Товарный объем 
 
(V 
тов)

 
Незавершенное производство V 
незав

 
 
 

 
Реализованная продукция (Ор)

 
Неоплаченная продукция (сумма неплатежей) V 
неопл

 
 
 

 
 
 
Условно-чистая продукция (Vучп)

 
 
 
Материальные затраты 
 
М

 
 
 

 
 
 

 
 
 
Чистая продукция (Vч)

 
Амортизационные отчисления Иа

 
 
 

 
Фонд оплаты труда (ФОТ)

 
 
 

 
Прибыль m


 

 
Валовый объем производства (V 
вал) – общий объем произведенной продукции, но и еще незавершенной производством (V 
незав), находящаяся на различных стадиях производственного цикла. 
 
Товарный объем (V 
тов) – готовая продукция, предназначенная к реализации (на продажу). 
 
Реализованная продукция (Ор) – проданная и оплаченная продукция. Она отличается от товарного объема на величину проданной, но неоплаченной продукции (V 
неопл). 
 
Чистая продукция (Пч) складывается из стоимости потребленной рабочей силы, равной фонду оплаты труда, и прибыли, полученной при реализации продукции. Следует отметить, что фонд оплаты труда ИФОТ не соответствует издержкам по зарплате Изп, т.к. в нем кроме основной, дополнительной зарплаты и премий, оплачиваемых за счет себестоимости, содержится также премиальный фонд, образуемый из прибыли. 
 
Чистая продукция отличается от суммы реализации (Ор) на величину материальных затрат (M), равных издержкам производства (И) без стоимости рабочей силы, экономическое выражение которой в данном случае (Изп) (статья по заработной плате в составе годовых издержек). 
 
Условно-чистая продукция – создается живым и овеществленным (машины, оборудование, др. основные производственные фонды) трудом. Она больше чистой продукции на сумму амортизационных отчислений (Иа) основных фондов.

 
3.2. Прибыль в промышленности. 
 
Прибыль является обобщающим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль вычисляется как разность между суммой реализации (Ор) и издержками (И) или как разность между рыночной ценой (Ц) и себестоимостью , умноженной на объем производства (V): 
 
 
 
Пб – валовая или балансовая прибыль, руб./год. 
 
В распоряжении предприятия остается не вся балансовая прибыль, а только ее часть – чистая прибыль (руб./год), остающаяся после вычета из нее различных налогов и обязательных платежей (Н): 
 

 
3.3. Налогообложение предприятий  промышленности. 
 
В настоящее время часть налогов включается в себестоимость продукции отдельной статьей. Отчисления в пенсионный фонд и ЕСН учитываются в издержках по заработной плате, а остальная, большая, часть выплачивается за счет прибыли предприятия. 
 
Налогообложение предусматривает разные виды налоговых отчислений, для каждого из которых определяется своя налоговая база: 
 
-        акцизы увеличивают продажную цену и оплачиваются потребителем; 
 
-        налог на добавленную стоимость, начисляемый на сумму реализации продукции, увеличивает продажную цену и оплачивается потребителем; 
 
-        налог на имущество (собственность), начисляется на стоимость основных производственных фондов; 
 
-        штрафы за нанесение вреда окружающей среде – рассчитываются по утвержденным тарифам (включаются в себестоимость); 
 
-        транспортный налог – определяется в зависимости от начального автотранспорта (включается в себестоимость) 
 
-        отчисления в местный бюджет (региональный, муниципальный) в зависимости от численности персонала (включается в себестоимость) 
 
-        налог на прибыль – из налога облагаемой прибыли т.п. 
 
Налоги также могут быть: 
 
-    Федеральные – включают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственную пошлину, таможенные пошлины и сборы, налог на пользование недрами; 
 
-    Региональные – налог на имущество предприятия, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы; 
 
-    Местные налоги – земельный налог, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы. 
 
Общее представление о формах налогов и объектов налогообложения приведены в таблице 3.2: 

 
 
Объект налогообложения

 
Форма налогов

 
Прямые налоги

 
Доход

 
Доход (прибыль)

 
Налог на доходы (прибыль) предприятий

 
Заработная плата

 
Подоходный налог с физических лиц

 
Совокупный годовой доход физических лиц

 
Налогообложение доходов (дивидендов, процентов), полученных по акциям и  иным ценным бумагам, принадлежащим  предприятиям

 
Дивиденды, проценты по ценным бумагам

 
То же

 
Имущество

 
Владение имуществом

 
Налог на имущество предприятий

 
Налог на имущество физических лиц

 
Налоги, направленные в дорожные фонды

 
Косвенные налоги

 
Обращение и потребление товаров

 
Ввоз-вывоз товаров за границу

 
Таможенные пошлины

 
Реализация

 
Акцизы

 
Налог на добавленную стоимость

 
Налог на реализацию горюче смазочных материалов


 

3.4. Рентабельность в  производстве. 
 
Для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия показатель рентабельности производственных фондов определяется – отношение прибыли (mo или mp, руб./год) к величине производственных фондов (руб.): 
 
 
 
Он показывает, сколько прибыли дает каждый рубль, вложенный в производственные фонды (основные и оборотные средства). В зависимости от вида прибыли рентабельность может быть балансовой (Rб) и расчетной (Rр): 
 
            
 
Fосн – среднегодовая стоимость основных производственных средств; Пб, Пч – балансовая и чистая прибыли; Fоб – среднегодовая стоимость нормируемых объектов оборотных средств; Fпр.ф. – стоимость производственных фондов; Н – налоги. 
 
Другими показателем, оценивающим прибыльность промышленного предприятия, является рентабельность производства. Рентабельность производства – это отношение прибыли к издержкам производства: 
 
                                 
 
Рентабельность производства показывает, насколько продажная цена продукции выше себестоимости: 
 
 
 
Этот показатель используется для государственного контроля и регулирования рыночных цен. 
 
Для анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности применяются три основные группы показателей рентабельности: продаж, активов и капитала. 
 
К показателям рентабельности продаж относятся: коэффициент чистой рентабельности продаж, коэффициент рентабельности продаж по маржинальному доходу, коэффициент рентабельности продаж по прибыли от реализации.

 

4. Пути увеличения  прибыли и рентабельности. 
4.1. Пути увеличения прибыли.

 

  • Для организации эффективной деятельности на каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
  • - увеличение выпуска продукции;
  • - улучшение качества продукции;
  • - продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
  • - снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • - расширение рынка продаж.

 
4.2. Пути снижения издержек на производство 
 
В условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, выравнивается автоматически под действием законов рыночного ценообразования. Стремясь к получению максимально возможной прибыли следует рассматривать не только факторы увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки, а так же возможные пути снижения затрат на производство и реализацию продукции, снижение издержек производства. 
 
В традиционном представлении главный путь снижения затрат – экономия всех ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных. 
 
Значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России – 13-14%, развитых стран – 20-25%). Следовательно, необходимо снижать трудоемкость выпускаемой продукции, повышать производительность труда и сокращать численность административно-обслуживающего персонала. 
 
Снижение трудоемкости продукции и повышение производительности труда возможно достичь различными способами. К наиболее эффективным из них относятся: механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. 
 
Однако исключительно мероприятия по совершенствованию технологий не приведут к должному результату без улучшения организации производства и труда. Приобретая или арендуя дорогостоящие оборудование, следует подготовиться к его использованию, иначе коэффициент использования такого оборудования будет низким, а затраченные на его приобретение средства не принесут ожидаемого результата. 
 
Для повышения производительности труда  необходима надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др. 
 
Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции, следовательно необходима экономия и рациональное использование данных ресурсов.  Главную роль здесь играют ресурсосберегающие технологические процессы. Немаловажно также повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля над качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. 
 
Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем более эффективного использования и максимальной загрузки данных фондов. 
 
В зарубежных странах организации также рассматривают такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопросов о самостоятельном производстве или закупе отдельных компонентов или комплектующих изделий. 
 
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья и материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья и материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией, и др.). 
 
Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем над прохождением счетов и др. При производстве продукции мелкими сериями издержки по складированию готовой продукции будут минимальными, однако возрастут затраты на подготовку производства. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья, материалов и серии запускаемой продукции.

 

 

4.3. Пути увеличения рентабельности

 

  • - рост объема производства продукции;
  • - снижение ее себестоимости;
  • - сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств;
  • - рост массы прибыли;
  • - лучшее использование фондов;
  • - система ценообразования на оборудование, здание и сооружение и другие носители основных производственных фондов;
  • - установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции

 
 
Факторы роста рентабельности производство можно определить исходя из формулы: 
 
 
 
Чем выше прибыль и чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли. И наоборот. 
 
Основные пути повышения рентабельности являются увеличение абсолютной суммы прибыли и сокращение затрат на производство продукции. Этому содействует широкое применение в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, используемые в производстве. 
 
Анализ рентабельности продукции в целом и по отдельным ее видам, способствует определению внутренних резервов снижения себестоимости продукции, путей повышения качества продукции и соответствующего увеличения цен. В заключении стоит отметить, что увеличение рентабельности продукции влечет улучшение финансового, социального и экономического положения предприятия.

 

Практическое задание

 
 Приведите анализ безубыточности производства.

Исходные данные представлены в табл. 1

Таблица 1

Показатель

Вариант

1

1. Постоянные издержки за год,  тыс. руб.

500

2. Цена реализации единицы продукции, руб.

200

3.Переменные издержки на единицу  продукции, руб.

130

4.Текущий объем реализации, тыс.  ед.изделий

8

5.Приемлемый диапазон объемов  производства, тыс. ед.

4-16


 

Задание 1. Рассчитайте, при каком объеме производства предприятие работает без прибыли и убытка.

Задание 2. Сколько изделий необходимо продать для получения 300 тыс. руб. прибыли?

Задание 3. Предприятие установило объем реализации на уровне безубыточного, однако стало возможным снизить переменные издержки на 10 %, постоянные - на 50 тыс. руб. в год. Какую прибыль получит предприятие?

Задание 4. Какую цену реализации следует установить, если предприятие при сохранении текущего объема производства и указанного в таблице уровня затрат желает получить 300 тыс. руб. прибыли?

Задание 5. Исходные данные - результаты задания 1. Стало возможным расширить производство, при этом потребуется увеличить объем постоянных издержек на 80 тыс. руб. в год. Какой дополнительный объем продаж для покрытия добавочных постоянных затрат?

Задание 6. По данным задания 5 оцените, на сколько можно сократить объем реализации, прежде чем предприятие понесет убытки (т.е. необходимо определить кромку безопасности).

Задание 7. Постройте графики: безубыточности, чистой прибыли, прибыли и объема производства. Сформулируйте три главных допущения, на которых строится график безубыточности.

 

Решение. 1. Рассчитаем по формуле (9.3), при каком объеме производства предприятие будет работать безубыточно:

 

Nкрит=500 000 тыс. руб.: (200-130)=7143шт.

 

2. Определим, сколько изделий необходимо продать для получения 300 тыс. руб. прибыли. Для этого воспользуемся основной зависимостью:

П = N * Ц ед. – (FC+VC ед.*N).                             (9.10)

Подставив в данное выражение  исходные данные, получим искомое  значение:

  • 300 тыс. руб. = N * 200 - (500 тыс. руб. + 130 * N)
  • 200 * х - 500тыс. Руб. – 130 * х=300 тыс. руб.
  • 70 * х=300 тыс. руб.+ 500 тыс.руб.
  • 70 * х 800 тыс. руб.
  • Х= 11 429 шт.

 

3. Для определения  новой величины прибыли рассчитаем  плановые показатели постоянных и переменных затрат на производство продукции.

Постоянные затраты  на годовой объем равны:

 

500тыс. руб. – 50 тыс.  руб. = 450тыс. руб. в год.

Переменные затраты  на единицу продукции равны:

 

130 руб. – 130 руб.* 0,1 = 117 руб. на единицу.

Тогда новое значение прибыли составит:

 

П = 7143 шт.*200 руб. – (450 тыс. руб. + 117 руб. * 7143 шт.)= 142 869 руб.

 

4. Для решения данного  задания воспользуемся основной  зависимостью       

( 9.10). Подставив исходные  данные в формулу, получим следующее  выражение:

 

300 тыс. руб. = 8 тыс. шт.* Ц ед. - (500 тыс. руб.+130 руб.* 8 тыс. шт.)

  • 8 тыс.шт. * Ц ед. – 1 540 000 = 300 000
  • 8 тыс. шт. * 1 840 000=0
  • 4 000(2 * Ц ед. - 385) = 300 000
  • Тогда Ц ед. = 230

Информация о работе Прибыль и рентабельность. Пути повышения