Прибыль и рентабельность. Пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматриваются пути увеличения прибыли и рентабельности. Анализ прибыли и рентабельности проводиться на основании финансовой отчетности промышленного предприятия.
Так же подробно проанализированы следующие аспекты:
– Формы доходов предприятия;
– Функции и виды прибыли предприятия;
– Формирование и распределение прибыли на предприятии;
– Виды и показатели рентабельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. ……3
1 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..………………………………..4
1.1 Прибыль: понятие, функции, виды……………………………………4
1.2 Формирование и распределение прибыли на предприятии…………6
2 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ: ВИДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ………………………7
2.1 Виды рентабельности………………………………………………….7
2.2 Расчет основных показателей рентабельности………………………9
3 Прибыль и рентабельность в промышленности……………………..11
3.1 Объемные показатели промышленного производства………………11
3.2 Прибыль в промышленности………………………………………….12
3.3 Налогообложение предприятий промышленности………………….13
3.4 Рентабельность в производстве………………………………………15
4 Пути увеличения прибыли и рентабельности ……………………….16
4.1 Пути увеличения прибыли…………………………………………….16
4.2 Пути снижения издержек на производство…………………………..16
4.3 Пути увеличения рентабельности…………………………………….17
5 Практическое задание…………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………..……21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………........

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования  Свердловской области 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Свердловской области

«Белоярский многопрофильный  техникум»

(ГБОУ СПО СО БМТ)

 

Оценка  работы ___________

  «___» _______________20__г.

                                                                                           (дата защиты работы)

 

Прибыль и рентабельность. Пути повышения

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 ОП.01 080114.51 Эс-24-2012-24

По дисциплине ОП.01 Экономика организации

 

 

Руководитель      __________  Е.П. Локтева Преподаватель высшей             кв.категории

Студент                __________ А.С. Чанова

                             (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белоярский

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. ……3

1 Прибыль предприятия……………..………………………………..4

    1. Прибыль: понятие, функции, виды……………………………………4
    2. Формирование и распределение прибыли на предприятии…………6
  1. Рентабельность:  виды и показатели………………………7
    1. Виды рентабельности………………………………………………….7
    2. Расчет основных показателей рентабельности………………………9
  2. Прибыль и рентабельность в промышленности……………………..11
    1. Объемные показатели промышленного производства………………11
    2. Прибыль в промышленности………………………………………….12
    3. Налогообложение предприятий промышленности………………….13
    4. Рентабельность  в производстве………………………………………15
  3. Пути увеличения прибыли и рентабельности ……………………….16
    1. Пути увеличения прибыли…………………………………………….16
    2. Пути снижения издержек на производство…………………………..16
    3. Пути увеличения рентабельности…………………………………….17

5 Практическое задание…………………………………………………….18

Заключение……………………………………………..…………..……21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………........22

ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика предприятия...……………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
В условиях рыночной экономики целью любого коммерческого предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией. 
 
Для определения уровня эффективности работы предприятия, полученную прибыль сопоставляют с соответствующими затратами. Соотношение прибыли с единовременными или текущими затратами выражает рентабельность. Источниками для расчета коэффициентов рентабельности являются бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5). 
 
В курсовой работе рассматриваются пути увеличения прибыли и рентабельности. Анализ прибыли и рентабельности проводиться на основании финансовой отчетности промышленного предприятия. 
 
Так же подробно проанализированы следующие аспекты: 
 
–              Формы доходов предприятия; 
 
–              Функции и виды прибыли предприятия; 
 
–              Формирование и распределение прибыли на предприятии; 
 
–              Виды и показатели рентабельности. 
 
Так как в работе используются данные финансовой деятельности промышленного предприятия ,то понятия реализации, прибыли и рентабельности рассматриваются не только в общем смысле, но и относительно производства. Так же приводится характеристика объемных показателей производства и суммы реализации продукции в промышленности. 
 
Актуальность темы курсовой работы подтверждает характеристика прибыли, как основного показателя деятельности организации. Для увеличения эффективности функционирования, конкурентоспособности и общего престижа любого предприятия, в том числе и промышленного, необходим анализ источников формирования, направлений использования прибыли, расчет показателей рентабельности.  
 
Следует отметить, что вопрос анализа прибыли и рентабельности, а также пути их увеличения интересует не только руководителей данной организации, но и другие субъекты хозяйственной деятельности, такие, как: государство, в частности бюджет, различные инвестиционные структуры, банки. 
 
В современных условиях нестабильности рынка руководителям предприятий необходимо определять не только различные пути повышения эффективности использования внутренних ресурсов, а так же своевременно реагировать на изменения внешних факторов: финансово-кредитная система, налоговая политика, механизм ценообразования, коньюктура рынка, поставщики и покупатели. 
 
Государство, бесспорно, играет важную роль в обеспечении экономической эффективности производства. Оно может содействовать формированию благоприятной среды для промышленной деятельности и ориентировать предприятия на максимальное получение прибыли по средства, например, налоговых льгот или субсидий. 
 
1. Прибыль предприятия. 
1.1 Прибыль: понятие, функции, виды 
 
Затраты предприятия по производству и реализации продукции авансируются за счет оборотных средств. По мере реализации продукции и поступление на расчетный счет выручки оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки возмещаются. Для определения финансового результата необходимую выручку от реализации продукции сопоставить с затратами на ее производство и реализацию. Если выручка превышает затраты, финансовый результат свидетельствуют о получении прибыли. Если выручка равна затратам, то предприятию удалось возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие несет убыток. Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. 
 
Доход – это важнейший экономический показатель работы предприятия, отражающий его финансовые поступления от всех видов деятельности за определенный период. В категории дохода отражается экономический результат деятельности предприятия, его хозяйственная политика. Динамика дохода характеризует не только степень эффективности деятельности предприятия, но и роли данного предприятия на рынке. 
 
В экономической теории отсутствует единое мнение о сущности, роли и функция прибыли. В первую очередь стоит отметить, что прибыль является конечным показателем деятельности, который отражает цель и смысл существования предприятия. Общая масса прибыли зависит, с одной, стороны от объема продаж и уровня цен, с другой – от уровня издержек предприятия. Следовательно, можно сказать, что прибыль отражает эффективность стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 
 
Различают несколько видов прибыли: 
 
-    Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли; 
 
-    Минимальная – прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период; 
 
-    Нормальная прибыль – минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли; 
 
-    Максимальная прибыль определяет целевую  установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума, поэтому ее называют целевой прибылью. Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек; 
 
- Экономическая прибыль представляет собой разность между валовым доходом предприятия и издержками (явными и неявными издержками); 
 
- Бухгалтерская (балансовая) прибыль – разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками; 
 
- Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятия самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено уставом. Чистая прибыль является источником формирования различных фондов предприятия таких, как: резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления. 
 
К функциям прибыли относятся:

 

  • Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:
  • - Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция)
  • - Прибыль оказывает стимулирующие воздействие на повышение эффективности финансово- хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция)
  • - Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция)

 
1.2 Формирование и распределение  прибыли на предприятии. 
 
Финансовый результат деятельности предприятия складывается из суммы финансовых результатов: от реализации продукции; определенных доходов и расходов; в не реализационных доходов и расходов. 
 
Соответственно этим направлениям формируется прибыль (убыток): 
 
1.        Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между валовым доходом и издержками производства реализованной продукции, работ, услуг, а также суммами налогов, сборов, отчислений, уплачиваемых в соответствии с законодательством из выручки от реализации. 
 
2.        Финансовый результат от операционных доходов и расходов. Важное место в нем занимает прибыль (убыток) от реализации активов – разность между выручкой от реализации в отпускных ценах и их остаточной стоимостью, а так же расходами, связанными с реализацией. К операционным доходам и расходам относятся: 
 
-       доходы и расходы, связанные с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, безвозмездной передачей) основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов; 
 
-       доходы и расходы (включая амортизацию), связанные с предоставлением во временное пользование активов предприятия; 
 
-       доходы и расходы, связанные с предоставлением за плату прав на патенты, изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; 
 
-       доходы (проценты) и расходы, связанные с участием данного предприятия в уставных капиталах других организаций, а также доходы и расходы по ценным бумагам; 
 
-       доходы (проценты), полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия другим организациям; 
 
-       расходы по содержанию законсервированных производственных мощностей; 
 
-       расходы по аннулированию производственных заказов; 
 
-       отчисления в резервы (например, под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам) и т.д. 
 
2. Рентабельность: виды и показатели. 
2.1. Виды рентабельности

 

Рентабельность –  это обобщающий показатель, характеризующий  качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы  получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам и к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него

 
 
Чтобы определить уровень эффективности  работы предприятия, полученную им прибыль  необходимо сопоставить с соответствующими затратами. 
 
Соотношение прибыли с единственными или текущими затратами выражает рентабельность. В широком смысле рентабельность означает прибыльность или доходность. 
 
Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. В общем виде рентабельность исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах. 
 
Для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции, используют показатели рентабельности исп. Данные показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным  производственным ресурсам. Наиболее распространенными показателями рентабельности являются: 
 
-    Рентабельность продаж – показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли. 
 
-    Рентабельность производства – рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции. 
 
-    Рентабельность продукции – определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной или реализованной). Рентабельность продукции можно определить как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам. 
 
-    Рентабельность изделия определяется как отношение прибыли. закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия. 
 
-    Рентабельность оборота – отношение величины чистой прибыли к объему реализованной продукции. 
 
-    Рентабельность активов – относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль. Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли. 
 
-    Рентабельность собственного капитала – относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли. 
 
Предприятие может использовать ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

2.2.          
Расчет основных показателей рентабельности 
 
1) Рентабельность производства:  
 
Пп – прибыль предприятия; 
 
ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов; 
 
НОС – нормируемые оборотные средства. 
 
2) Рентабельность реализованной готовой продукции:  
 
П к.в. – годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений в рублях; 
 
КВ – капитальные вложения в рублях. 
 
3) Рентабельность оборота:  
 
Вр – выручка от реализации продукции в рублях; 
 
Пп – прибыль предприятия. 
 
4) Рентабельность текущих активов:  
 
Пч – чистая прибыль в рублях; 
 
ТА – средняя величина текущих активов. 
 
5) Рентабельность собственного капитала:  
 
СК – средняя величина собственного капитала на определенную дату за период в рублях; 
 
Пч – чистая прибыль в рублях. 
 
6) Рентабельность изделия:  
 
Пед – прибыль на единицу изделия в рублях; 
 
С – себестоимость изделия. 
 
7) Рентабельность инвестированного капитала:  
 
ИК – средний инвестированный капитал; 
 
Пп – прибыль предприятия. 
 
8) Рентабельность основных фондов:  
 
ОФ – стоимость основных фондов в рублях; 
 
Пп – прибыль предприятия. 
 
9) Рентабельность заемных средств:  
 
Пз.с. – плата за пользование заемными средствами в рублях; 
 
ЗС – средняя стоимость средств, привлеченных на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату в рублях. 
 
10) Рентабельность активов:  
 
А – средняя величина активов в рублях; 
 
Пч – чистая прибыль в рублях. 
 
11) Рентабельность совокупных вложений капитала: 
 
 
 
Зз.с. – затраты, связанные с привлечением средств на земной основе в рублях; К – величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина) в рублях; 
 
Пч – чистая прибыль в рублях. 
 
3. Прибыль и рентабельность в промышленности. 
3.1. Объемные показатели промышленного производства. 
 
Для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий всех отраслей промышленности используют показатель объема производства V. Сумму ожидаемой выручки определяет произведение объема производства и рыночной цены продукции. 
 
Понятие объем производства (в стоимостном или натуральном выражении) определяется рядом показателей, существенно отличающихся друг от друга. На рисунке представлено соотношение различных показателей объема производства.

Информация о работе Прибыль и рентабельность. Пути повышения