Прибыль и рентабельность торгового предприятия: виды, расчеты обоснования; пути увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Изучение сущности прибыли и рентабельности, факторов, влияющих на их величину, на резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности, очень важно для деятельности предприятия.
Задачи:
понятие прибыли и рентабельности торгового предприятия;
рассмотреть виды, расчеты, обоснования;
изучить пути увеличения прибыли;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность прибыли………………………………………...5
1.1 Понятие прибыли ее виды и функции……………………………………….5
1.2 Формирование и распределение прибыли………………..…………………7
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли………………………….…….10
2. Экономическая сущность рентабельности………………………………15
2.1 Понятие и показатели рентабельности……………………………………..15
2.2 Общая рентабельность…………………………………………………...….19
2.3 Расчет порога рентабельности…………………………………………...…21
3. Анализ прибыли и рентабельности…………………………………...…..26
3.1 Анализ прибыли предприятия………………………………………………26
3.2 Анализ рентабельности предприятия………………………………………28
4. Анализ прибыльности и рентабельности деятельности предприятия ООО «Холодок»………………………………………………………………...32
4.1 Характеристика предприятия и направление его деятельности……….....32
4.2 Анализ формирования прибыли на ООО «Холодок»……………………..34
4.3 Анализ рентабельности на предприятии ООО «Холодок»………………38
Заключение………………………..……………………………………………40
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам, удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

С целью стимулирования НТП облагаемая прибыль уменьшается на:

- сумму прибыли, используемую на  погашение кредита, предоставленного  на финансирование централизованных  государственных капитальных вложений (на срок, предусмотренный кредитным  соглашением), не покрываемых за счет прибыли, направляемой на накопление;

- сумму затрат, осуществляемых  за счет прибыли, остающейся в  распоряжении предприятий в соответствии .с нормативными затратами по  содержанию находящихся на их  балансе объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда.

Оставшаяся часть представляет собой остаточную прибыль (или чистую прибыль), которая полностью поступает в распоряжение предприятия.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

      1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли.

Социально-экономическое развитие государства в условиях рыночных отношений сопровождается качественными и структурными сдвигами в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

К важнейшим факторам роста прибыли относятся:

  1. рост объема производства и реализации продукции;
  2. внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда;
  3. снижение себестоимости;
  4. улучшение качества продукции.

Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. При радикальном изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. Увеличение объема продаж также не может происходить бесконечно. Жесткая конкурентная борьба, невысокий уровень платежеспособного покупательского спроса накладывают ограничения на рост объема продаж. На очередь приходит метод снижения затрат.

В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, например управленческому учету. С его помощью осуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей

Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

К числу факторов роста прибыли относится обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.     

В рыночной экономике прибыль — движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукций. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции. Это же положение относится и к технологиям, видам и  сферам деятельности. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы, и под давлением снижающейся рентабельности  выпуск ее сокращается или прекращается.

При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая жизненный цикл продукции (работ, услуг), предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли. Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, при благоприятной конъюнктуре, повысить его.

Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться, или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой и повышение цены на нее и прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

       2. Экономическая сущность рентабельности

        2.1Понятие  и показатели рентабельности

 

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.[12, 340].

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности [7, 235].

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. рентабельность продукции -  показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

  1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
  2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
  5. рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 6 основных:

1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется. Рассчитывается по формуле:

R=ПбФ, где                                                                                                  

R – общая рентабельность

Пб – балансовая прибыль (убыток);

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

2.Рентабельность реализованной  продукции детализирует общий  показатель рентабельности и рассчитывается по формуле:

R=ПрZ ,где:                                                                                           

R – рентабельность реализованной продукции;

Пр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Z – затраты на производство продукции (полная ее себестоимость).

3.Рентабельность активов. Этот  коэффициент показывает, какую прибыль  получает предприятие с каждого  рубля, вложенного в активы, и  рассчитывается по формуле:

Рентабельность активов=чистая прибыльсредняя стоимость активов×100                                                

 

Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:

- продажи или списания неиспользуемого  или неэффективно используемого  оборудования, уменьшения непроизводственных  активов;

- снижения запасов сырья и  материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

- уменьшения дебиторской задолженности.

Рентабельность активов может быть интерпретирована как доход, который генерируется  собственным и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированными в бизнес. Для проведения подобного анализа удобно представлять баланс в несколько модифицированном виде. В левой части подобного баланса находятся «чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизации и чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность между оборотными активами и текущими обязательствами за вычетом краткосрочных займов

Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия: виды, расчеты обоснования; пути увеличения