Прибыль и рентабельность торгового предприятия: виды, расчеты обоснования; пути увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Изучение сущности прибыли и рентабельности, факторов, влияющих на их величину, на резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности, очень важно для деятельности предприятия.
Задачи:
понятие прибыли и рентабельности торгового предприятия;
рассмотреть виды, расчеты, обоснования;
изучить пути увеличения прибыли;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность прибыли………………………………………...5
1.1 Понятие прибыли ее виды и функции……………………………………….5
1.2 Формирование и распределение прибыли………………..…………………7
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли………………………….…….10
2. Экономическая сущность рентабельности………………………………15
2.1 Понятие и показатели рентабельности……………………………………..15
2.2 Общая рентабельность…………………………………………………...….19
2.3 Расчет порога рентабельности…………………………………………...…21
3. Анализ прибыли и рентабельности…………………………………...…..26
3.1 Анализ прибыли предприятия………………………………………………26
3.2 Анализ рентабельности предприятия………………………………………28
4. Анализ прибыльности и рентабельности деятельности предприятия ООО «Холодок»………………………………………………………………...32
4.1 Характеристика предприятия и направление его деятельности……….....32
4.2 Анализ формирования прибыли на ООО «Холодок»……………………..34
4.3 Анализ рентабельности на предприятии ООО «Холодок»………………38
Заключение………………………..……………………………………………40
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

- при производстве сливок: обрат  и пахта;

- при производстве вафельных стаканчиков: вафельная крошка и облой.

Основной продукцией, производимой и реализуемой ООО «Холодок» является мороженое, ассортимент которого включает 94 наименования. Одним из недостатков производства этой продукции является характер ее реализации – сезонность.

Объем производства мороженого регулируется спросом покупателей, поэтому предприятие вынуждено  ограниченно использовать ресурсы в осенне-зимний период. С конца 2009г. предприятие реализует и мороженое фабрик городов Москвы и Набережные Челны, что влияет на снижение объема производства мороженого, но позволяет получить дополнительную прибыль.

На предприятии налажены устойчивые отношения с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Поставку сырого молока осуществляют сельскохозяйственные кооперативы и общества. Ежегодно ООО «Холодок» обрабатывает свыше 5000 тонн молока.

 

4.2 Анализ формирования  прибыли на ООО «Холодок»

          Рассмотрим  формирование прибыли на изучаемом  предприятии. Анализ проведем за  четыре прошедших года, то есть  с 2009 по 2012 года.

В 2009г. был получен убыток от реализации в размере 8018 тыс. руб. (Приложение Г). Выручка в 2009 году составила 63880 тыс. Рублей, дополнительными доходами являлись услуги по сдаче в аренду холодильных емкостей, которые составили  13298 тыс. руб. (Приложение Д). В итоге от финансово – хозяйственной деятельности    получена прибыль в размере 5132 тыс. руб. В результате балансовая прибыль предприятия в 2009г. составила 11706 тыс. руб., чистая прибыль – 7646 тыс. рублей.

В 2010г. наблюдается увеличение выручки от реализации на 43,5 %, при этом себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг увеличилась незначительно, на 16,2%. В результате от реализации продукции, товаров, работ, услуг обществом получена прибыль 8094 тыс. руб., чистая прибыль в 2010 году составила 12094 тыс. рублей.

Причиной уменьшения дохода в 2010 г. является необходимость приобретения холодильных емкостей для хранения мороженого, в связи с ростом объемов производства и реализации мороженого. Рост собственного производства повлиял на снижение дохода от сдачи холодильных емкостей в аренду, тем не менее, прибыль от финансово – хозяйственной деятельности увеличилась на 135,7 % и составила 12094 тыс. руб. Сдача холодильных емкостей в аренду принесла доход в сумме 4774 тыс. руб., это на 69,6 % меньше, чем в 2009 г. (Приложение Е).

Несмотря на то, что объем реализации мороженого в 2011 г. увеличился на 30,8 % и составил 5009 тонн, выручка от реализации увеличилась незначительно, всего на 32,1 %.  Это было связано с отсутствием у ООО «Холодок» постоянного партнерства с крупными розничными сетями. Кроме того, на этот момент появилось и стало активно продвигаться мороженое разных сортов производства конкурентов.

Себестоимость реализованной продукции, товаров увеличилась на 14,3%, что на 1,9 % меньше, чем в 2010 г., в итоге прибыль от реализации продукции, работ и услуг составила  25580 тыс. руб. Доход от сдачи холодильных емкостей в аренду  составил 5616 тыс. руб., это на 17,6 % больше, чем в 2010 г. В результате прибыль от финансово – хозяйственной деятельности увеличилась на 47,7 % и составила 292952 тыс. руб. (Приложение Е). Незначительный рост  результатов от внереализационной деятельности (61тыс. руб.) привел к увеличению балансовой прибыли на 163 %  по отношению к прошлому году, в 2011г. она составила 30011 тыс. руб.

В 2012г.  выручка от реализации продукции увеличилась на 72,0 % и составила  208266 тыс. руб. На увеличение выручки повлияло увеличение себестоимости реализованной продукции на 70,4 %. В результате прибыль от реализации увеличилась на 78%, а в суммовом выражении ее рост  составил 19958 тыс. руб. Доход от сдачи  холодильных емкостей в аренду составил 5378 тыс. руб., это  на 4,2 % меньше, чем в прошлом году. Причина снижения дохода  - увеличение арендной платы. В результате наблюдается рост прибыли от финансово – хозяйственной деятельности на 65,5 % и балансовой прибыли на 65,4%.   

Расчет влияния факторов первого уровня на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной, как представлено в приложении Ж.

Таким образом, прибыль в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросла в связи:

  1. с увеличением объема реализации продукции на 43997,92-25580 = 18417,92 тыс. рублей;
  2. изменением структуры товарной продукции на:  45786,69 -43997,92 =1788,77 тыс. рублей;
  3. ростом средних цен реализации на: 112762 – 45786,69 =   66975,31 тыс. рублей;
  4. изменением себестоимости реализуемой продукции на:  45538 - 112762 = - 67224 тыс. рублей.

 

Проведенный факторный анализ свидетельствует о том, что в основном прибыль возросла за счет увеличения средних цен реализации, что подтверждают данные об объемах и ценах на реализованную продукцию по видам.

Анализ средне реализационных цен по сортам и видам продукции достаточно обширен и трудоемок, т.к. предприятие выпускает более 50 сортов мороженого, несколько видов питьевого молока и другой цельномолочной продукции.

Проанализируем, как происходит распределение прибыли.

Резервный фонд согласно учредительных документов создается в размере 15 процентов уставного капитала ООО «Холодок», кроме того, создаются резервы в соответствии с законодательством. 

С ростом объемов производства и реализации собственной продукции, чистая прибыль общества увеличивается. Так, в 2010 г. чистая прибыль возросла на 4,4 %, в 2011 г. – на 187,4 %, в 2012 г. – на  57,2 %.

В 2009 г., 2010 г. наибольшая часть прибыли (52,3%, 50,1%) выплачивалась как дивиденды, при этом в 2009-2010гг. сумма начисленных дивидендов составляла 4000 тыс. рублей, в 2008 – 9600 тыс. рублей, а в 2012 году данная сумма возросла до 10400 тыс. рублей.

Таблица 2.1 - Анализ использования прибыли ООО «Холодок»

  Показатель

     2009

       2010

     2011

       2012

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Чистая прибыль, в том числе

7646

100

7982

100

22944

100

36062

100

Выплата дивидендов

4000

52,3

4000

50,1

9600

41,8

10400

28,8

Резервный капитал

2000

26,2

2000

25,1

4000

17,4

4802

13,3

Нераспределенная прибыль

846

11,1

782

9,8

8344

37,4

19860

55,1

Фонд социальной сферы

800

10,4

1200

15

1000

3,4

1000

2,8


 

Вторым по значимости являются резервные фонды. В резервный капитал направлялось более 25%.

В Фонд социальной сферы было направлено в 2009 г. - 10,4%, в 2010 г. – 15%. Характерно, что средств в данном фонде стабильно не хватает,  не смотря на то, что в 2011-2012 г. они направлялись в размере не менее 1000 тыс. рублей. Из Фонда социальной сферы средства расходуются на оплату путевок в пионерские лагеря; на улучшение жилищных условий; на оплату путевок в санатории и т.п.

Нераспределенная прибыль в дальнейшем используется на финансирование капитальных вложений, то есть на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий, так как за счет нее происходит рост собственных средств предприятия.

Порядок определения ОАО величины прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, а также очередности направления источников (прибыль, начисленная амортизация) на финансирование капитальных вложений согласуется с членами совета директоров.

В 2009-2010 г. сумма нераспределенной прибыли достигала лишь 846 тыс. рублей и 782 тыс. рублей, в 2011г. наблюдается рост нераспределенной прибыли до 8344 тыс. рублей и почти 20 млн. рублей -  в 2012 г, что является положительным показателем деятельности предприятия.

Нераспределенная прибыль предприятия, фактически не участвуя в дальнейших операциях, тем не менее, является фондом для финансирования приобретения основных средств и других капитальных вложений. В частности, ООО «Холодок» за период с 2009 г. по 2010 г. производил капитальный ремонт холодильных установок, вышедших из строя в 2009 г., а также приобретал морозильные лари, частично по лизингу, частично из собственных средств предприятия, не прибегая к дополнительным коммерческим кредитам банков. Общая сумма приобретений за период с 2009 г. по 2012 год составила 23,1 млн. рублей. Остальные средства – 6,8 млн. рублей были направлены на пополнение оборотного капитала.

 

     4.3  Анализ рентабельности на предприятии ООО «Холодок»

               Основными показателями,  характеризующими рентабельность, являются: рентабельность продаж, рентабельность собственного капитала, рентабельность текущих затрат.

Таблица 2.2 - Анализ рентабельности

№ п/п

Показатель рентабельности, %

2009

2010

2011

2012

1

Рентабельность активов (Ра)

3,3%

3,3%

8,9%

11,9%

   2

Рентабельность собственного капитала (Рск)

3,4%

3,5%

9,3%

13,2%

3

Рентабельность продаж (Рр)

-12,6%

8,8%

21,1%

21,9%

4

Рентабельность текущих затрат (Ртз)

-11,2%

9,7%

26,8%

28,0%

5

Рентабельность производственных фондов (Рпф)

14,7%

14,8%

39,5%

57,1%


 

Исходя из данных расчета в приложении И, в таблице 2.2, положительная динамика в связи с ростом прибыли наблюдается по всем показателям рентабельности.

Рентабельность активов за период с 2009 года по 2012 г. возросла с 3,3% до 11,9%. Рентабельность активов и рентабельность собственного капитала имеют примерно одинаковые тенденции изменения (Приложение К).

На 1 рубль собственного капитала в 2012 году  приходилось 13,2 коп. чистой прибыли, что является достаточно хорошим показателем, т.к. ее можно сравнить с процентной ставкой на банковские вклады.

Отрицательные значения наблюдаются только в 2009 году по тем показателям, где в расчете участвует валовая прибыль, например, рентабельность продаж в 2009 году составила  – 12,6%, однако, в 2010 году она увеличилась до 8,8%, в 2011 году до 21,1%, и в 2012 году - до 21,9%.

В калькуляциях цены продукции, например, калькуляции на мороженое процент рентабельности устанавливается в пределах 10-20%, что говорит о том, что предприятием в 2012 году была перевыполнена программа производства и реализации продукции.

Рентабельность текущих затрат, в 2011 году составляла 26,8%, а в 2012 году он возрос до 28%, т.е. тенденции изменения показателей рентабельности продаж и рентабельности текущих затрат примерно одинаковые (Приложение К).

В 2012 году отмечается значительный рост рентабельности производственных фондов – 57,1%, что говорит о том, что фондоотдача увеличилась не только за счет роста прибыли, но и сравнительно, невысокой динамики прироста основных средств. Предприятию имеет возможность обновления основных производственных фондов.

 

 

 

 

 

 

Заключение

При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия: уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции.

Рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Таким образом, прибыль — конечный финансовый результат предпринимательской деятельности; рентабельность – доходность, прибыльность предприятия.

Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия: виды, расчеты обоснования; пути увеличения