Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа
Изучение сущности прибыли и рентабельности, факторов, влияющих на их величину, на резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности, очень важно для деятельности предприятия.
Задачи:
понятие прибыли и рентабельности торгового предприятия;
рассмотреть виды, расчеты, обоснования;
изучить пути увеличения прибыли;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность прибыли………………………………………...5
1.1 Понятие прибыли ее виды и функции……………………………………….5
1.2 Формирование и распределение прибыли………………..…………………7
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли………………………….…….10
2. Экономическая сущность рентабельности………………………………15
2.1 Понятие и показатели рентабельности……………………………………..15
2.2 Общая рентабельность…………………………………………………...….19
2.3 Расчет порога рентабельности…………………………………………...…21
3. Анализ прибыли и рентабельности…………………………………...…..26
3.1 Анализ прибыли предприятия………………………………………………26
3.2 Анализ рентабельности предприятия………………………………………28
4. Анализ прибыльности и рентабельности деятельности предприятия ООО «Холодок»………………………………………………………………...32
4.1 Характеристика предприятия и направление его деятельности……….....32
4.2 Анализ формирования прибыли на ООО «Холодок»……………………..34
4.3 Анализ рентабельности на предприятии ООО «Холодок»………………38
Заключение………………………..……………………………………………40
Список литературы…………………………………………………………
Источником информации для такого анализа может служить форма 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные бухгалтерского учета. При этом базой для сравнения с фактически полученной прибылью могут служить как прибыль предыдущего аналогичного периода, так и расчетные (плановые) данные.
1. выручка от продажи продукции
отчетного года в ценах
2. себестоимость проданной продук
где p0 — цена единицы изделия в ценах предыдущего года;
s0 — себестоимость единицы изделия в затратах предыдущего года;
q1 — объем реализации продукции отчетного года (шт.)
На динамику суммы прибыли могли оказать влияние следующие факторы:
1. изменение отпускных цен на продукцию;
2. изменение объема продаж продукции;
3. изменение
себестоимости проданной
4. изменение структуры продаж продукции.
Прибыль от продаж продукции (П) определяется в виде разницы между суммой выручки от продаж и себестоимостью проданной продукции и может быть представлена в виде соотношении:
П = p x q –
s
Соответственно влияние изменения отпускных цен на продукцию на величину прибыли может быть определено как разность между выручкой от реализации в действующих ценах и выручкой от реализации продукции отчетного года в ценах базисного (предыдущего) года. В формализованном виде это выглядит следующим образом:
ΔП(р) = (p1 x q1 - s1) - (p0 x q1 - s1) = p1 x q1 - s1 - p0 x q1 + s1 =
= p1 x q1 -
p0 x q1
Существенное влияние на изменение объема прибыли оказывает также изменение объема реализованной продукции. Увеличение продаж рентабельной продукции увеличивает массу прибыли, снижение объема продаж рентабельной продукции, снижает массу прибыли. Таким образом, влияние изменения объема реализации на изменение массы прибыли можно определить путем умножения базисной величины прибыли, на темп прироста объема реализованной продукции.
ΔП(q) = П0
х ΔТ / 100 %
где П0 — прибыль предыдущего года;
ΔТ — темп прироста объема выручки от продажи.
Существенное влияние на размер полученной предприятием прибыли оказывает также изменение себестоимости проданной продукции. Между уровнем себестоимости и прибылью существует обратная зависимость, т.е., чем ниже себестоимость проданной продукции, тем выше полученная предприятием прибыль и наоборот. Влияние изменения себестоимости проданной продукции на величину прибыли может быть определено путем сравнения себестоимости продукции проданной в отчетном году, исходя из уровня затрат прошлого года, с фактической себестоимостью проданной продукции отчетного года.
ΔП(s) = q1 x s1 - q1 x
s0
Из влияния этого фактора на основе данных аналитического учета можно выделить влияние изменений цен на потребляемые материальные и другие ресурсы.
На прибыль также оказывает влияние изменение структуры и ассортимента проданной продукции. При увеличении в общем объеме реализованной продукции удельного веса высоко прибыльных и высокорентабельных изделий прибыль предприятия увеличивается, при снижении их удельного веса — уменьшается. Наиболее простой способ определить степень влияния структурных сдвигов на полученную предприятием прибыль — сальдовый. В этом случае, зная величину изменения прибыли предприятия по сравнению с базисным годом и степень влияния на финансовый результат трех факторов из четырех, влияние последнего находится вычитанием из величины результативного показателя совокупного влияния трех факторов.
Возможен и другой вариант оценки степени влияния вышеназванного фактора. Для этого сравнивают величину базисной прибыли от фактического объема продаж, при фактической структуре проданной продукции с величиной базисной прибыли от фактического объема продаж при базисной структуре проданной продукции.
ΔП(структура)
= П΄ - П0 х Т / 100 %
где П΄ — базисная прибыль от фактического объема продаж продукции при ее фактической структуре;
П0 — базисная прибыль от продажи базисного объема продукции при базисной структуре;
Т - темп роста объема продаж продукции в базисных ценах
Показатели
рентабельности более полно, чем
прибыль, характеризуют окончательные
результаты хозяйствования, потому
что их величина показывает
соотношение эффекта с
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
- показатели, характеризующие рентабельность продаж;
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
или
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
4.Анализ прибыльности и рентабельности
4.1 Характеристика предприятия и направление его деятельности
ООО «Холодок» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом.
Полное официальное наименование общества - Общество с ограниченной ответственностью «Холодок».
Основной целью общества является получение прибыли.
Общая площадь территории, занимаемой ООО «Холодок» в настоящее время, составляет 8,3 гектара.
На балансе общества имеются два холодильника общей емкостью 13765 тонн единовременного хранения, в том числе:
емкость плюсовых камер составляет 3357 тонн;
емкость минусовых камер (ниже –8 С) составляет 10408 тонн.
Также на балансе общества имеются четыре морозильных камеры, производительность каждой равна 17 тонн в сутки.
Имея такие холодильные емкости, ООО «Холодок» оказывает услуги по заморозке и хранению скоропортящихся продуктов, в том числе плодов, овощей, ягод.
В августе 1995 года сдано в эксплуатацию пятиэтажное здание фабрики мороженого, производительностью 10 тонн в смену, компрессорный цех, производительностью 5 млн. ккал/час и все коммуникации к ним.
В 1997 году предприятие освоило производство сгущенного молока, в 1999 году – производство высокожирных сливок.
До 1 июля 1997 года предприятие являлось предприятием оптовой торговли, хотя с вводом в эксплуатацию цеха мороженого в 1995 году структура производственной деятельности изменилась. Стал доминировать удельный вес промышленного производства.
На балансе общества имеется магазин, 16 ларьков, столовая для собственных работников и работников ближайших организаций. Это позволяет обществу осуществлять оптовую и розничную торговлю через собственную сеть, через торговую сеть розничных предприятий и общепита, а также других предприятий.
У ООО «Холодок» имеется свой автопарк, в состав которого входят 28 автомашин. На двух автомашинах установлено современное холодильное оборудование, что позволяет производить доставку собственной продукции всем покупателям.
ООО «Холодок» осуществляет строительство майонезного цеха, реконструкцию и перепрофилирование старых производственных площадей. В стадии незавершенного строительства в городе холодильник емкостью 5500 тонн единовременного хранения, корпус завода сухого льда мощностью 4 тонны в сутки. Отсутствие финансирования и недостаток собственных средств не позволяют закончить эти две большие стройки.
В настоящее время ООО «Холодок» производит следующие виды продукции:
- мороженое;
- питьевое молоко;
- сливки;
- сгущенное молоко;
- вафельные стаканчики;
- слабосоленая сельдь;
- свежемороженая продукция.
Побочными видами производимой продукции являются: