Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 03:44, курсовая работа
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм ре-гулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяй-ственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функциони-рования. Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных услови-ях, управленческому персоналу необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существую-щих потенциальных конкурентов.
Введение………………………………………………………………...3
I Часть «прибыль и рентабельность»
Прибыль предприятия…………………………………………...4
1.1 Понятие и формирование прибыли……………………………..4
1.2 Функции прибыли………………………………………………..7
1.3 Методы планирования прибыли………………………………...8
Рентабельность предприятия……………………………………13
2.1 Понятие рентабельности………………………………………..13
2.2 Общая рентабельность…………………………………………..15
2.3 Порог рентабельности…………………………………………...19
Заключение………………………………………………………..23
II Часть «Анализ деятельности предприятия»
Анализ ОФ………………………………………………………...25
Анализ ОС………………………………………………………...27
Анализ кадров…………………………………………………….28
Анализ прибыли предприятия…………………………………...29
Вывод по предприятию…………………………………………..30
Список используемых источников……………………………………..31
Министерство образования и науки РФ
НОУ СПО Русско-Азиатский экономико-правовой колледж
Факультет экономики
Кафедра финансов и бухгалтерского учёта
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине экономика организации
на тему: Прибыль и рентабельность
Иркутск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
I Часть «прибыль и рентабельность»
1.1 Понятие и формирование прибыли……………………………..4
1.2 Функции прибыли………………………………………
1.3 Методы планирования прибыли………………………………...8
2.1 Понятие рентабельности……………………
2.2 Общая рентабельность…………………………
2.3 Порог рентабельности…………………………
II Часть «Анализ деятельности предприятия»
Список используемых источников……………………………………..31
Введение
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечить выживаемость
предприятия в современных
Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсами.
Данный курсовой проект состоит из двух глав посвященных прибыли и рентабельности производственных предприятий соответственно.
I Часть «Прибыли рентабельность предприятия»
1. Прибыль предприятия.
1.1 Понятие и формирование прибыли предприятия.
Прежде всего, прибыль нужно рассмотреть как экономическую категорию, научную абстракцию, выражающую определенные производственные экономические отношения по поводу формирования и использования совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). В реальной же экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики. При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что в настоящее время используется несколько понятий прибыли: бухгалтерская валовая, прибыль до налогообложения, чистая и т. д.
Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
Валовая прибыль - это разница между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
Чистая прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках, по своему содержанию соответствует нераспределенной прибыли. Из таблицы видно, что в новом отчете о прибылях и убытках, во-первых, не обозначена бухгалтерская прибыль — при необходимости ее можно будет определить как сумму прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенную на чрезвычайные расходы, а во-вторых, появились новые понятия прибыли до налогообложения и прибыли от обычной деятельности.
Прибыль (убыток) до налогообложения есть, по существу, прибыль (убыток) от обычной деятельности, так как налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инструмент изъятия государством части прибыли.
Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
- |
НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п., налоги и обязательные платежи их выручки |
- |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
Валовая прибыль |
- |
Коммерческие расходы |
- |
Управленческие расходы |
+/- |
Прибыль (убыток) от продаж |
+ |
Проценты к получению (+), проценты к уплате (-) |
+ |
Доходы от участия в других организациях |
- |
Прочие операционные доходы |
+ |
Прочие операционные расходы |
- |
Внереализационные доходы |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
- |
Налог на прибыль и другие аналогичные платежи |
|
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
+/- |
Чрезвычайные доходы (+), чрезвычайные расходы (-) |
|
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток) |
Показатель, обозначенный как прибыль (убыток) от обычной деятельности, есть чистая прибыль от обычной деятельности, т. е. чистая прибыль без учета чрезвычайных доходов и расходов.
1.2 Функции прибыли
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции.
В современной экономической науке не сложилось единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли — измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующая функция.
Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.
Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.
1.3 Методы планирования прибыли
Существует несколько методов планирования прибыли. Первый метод который мы рассмотрим – это метод прямого счета.
Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме этого, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.
При расчете планового размера прибыли (убытка) от продаж используют производственные показатели. Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы, но достаточно подробно описаны в литературе. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли — метод прямого счета и аналитический, которые применяют с определенными ограничениями и сегодня.
Метод прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.
При этом используют формулу:
П = В - 3 или П = П1 + П2 – П3,
где П — прибыль;
В — выручка от реализации продукции по оптовым ценам;
3 — полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы;
П1, П2 — соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года;
П3 — прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.
Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку эти остатки учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной себестоимости и уровня рентабельности к себестоимости за 4 квартал соответственно отчетного и планового года.
Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия. При определении выручки «по оплате» остатки готовой продукции включают:
готовую продукцию и товары для перепродажи на складе;
товары отгруженные, но не оплаченные покупателями и заказчиками, в том числе товары на ответственном хранении.
Если учетная политика предприятия определяет моментом реализации продукции ее отгрузку, то остатки нереализованной готовой продукции представляют собой готовую продукцию и товары для перепродажи на складе.
Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:
определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;
составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;
исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;
установления цен реализации выпускаемой продукции.
Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.