Прибыль предприятия и рентабельность хозяйствования в условиях рынка на примере ОАО “Юграторг”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение финансовых результатов деятельности на примере ОАО «Юграторг» и разработка предложений по их совершенствованию в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
• исследованы теоретические аспекты анализа финансовых результатов
• рассмотрена организационно-экономическая характеристика ОАО «Юграторг»;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты прибыли и рентабельности предприятия 5
1.1 Содержание прибыли предприятия 5
1.2 Основные аспекты рентабельности на предприятии 14
2.Оценка деятельности предприятия ОАО «Юграторг» 19
2.1 Экономическо-организационная характеристика ОАО «Юграторг» 19
2.3 Оценка финансовых результатов в ОАО «Юграторг» 22
2.3 Оценка прибыли и рентабельности в ОАО «Юграторг» 25
3.Мероприятия по улучшению деятельности предприятия ОАО «Юграторг» 30
3.1 Повышение прибыли как фактор улучшения деятельности предприятия 30
3.2 Расчет проведенного мероприятия по увеличению прибыли 33
Заключение 35
Список используемых источников 37

Файлы: 1 файл

0134788_453E4_pribyl_predpriyatiya_i_rentabelnost_hozyaystvovaniya_v_uslov.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

-уровень налогообложения  прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль  можно разделить на внешние и  внутренние.

К внешним факторам относятся:

  • политическая стабильность;
  • состояние экономики;
  • демографическая ситуация;
  • конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
  • темпы инфляции;
  • ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

  • объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
  • производительность труда работников;
  • скорость оборачиваемости товаров;
  • наличие собственных оборотных средств;
  • эффективность использования основных фондов.

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) [19; 6].

Чистая прибыль может  быть направлена на уплату местных  налогов и сборов, образование  резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.

По экономическому содержанию различают бухгалтерскую и экономическую  прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль  определяется как разность между  валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками. Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение. Сумма явных и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию)» [16;5].

Таким образом, бухгалтерская  прибыль отличается от экономической  на величину имплицитных издержек.

 

 

 

 

 

В зависимости от условий  формирования прибыли различают и другие ее виды (рис.2).

- экономическая    прибыль



        - бухгалтерская прибыль


 


-  максимально возможная                                                                                                                                                  прибыль


-    нормативная

-    минимально допустимая

-    недополученная

-    убыток

 

       -   прибыль от основной


(торговой) деятельности


-   прибыль от

    инвестиционной

    деятельности

-   прибыль от финансовой

    Деятельности

 

       -   нормированная


-   чрезмерная

-   сезонная

 

Рис 2 – Основные виды прибыли в зависимости от условий ее формирования.

 

Показатели прибыли  отражают прибыль как экономическую  категорию и имеют взаимосвязанные  количественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видов прибыли в анализе используется большое количество показателей. Наиболее распространенная система показателей, это система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью (рис. 6).

Рис. 3 – Формирование и использование прибыли в условиях рынка.

 

Таким образом, прибыль  является финансовым результатом деятельности торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения, внереализационных доходов и  расходов.

Показатели прибыли  характеризуют абсолютную эффективность  хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой  рассчитывают также и относительные  показатели эффективности хозяйствования – показатели рентабельности.

1.2 Основные аспекты рентабельности на предприятии

 

Рентабельность по мнению Азреляна А.Н. – [от немецкого rentable – доходный] один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств, в процессе производства и реализации продукции. [461;3]

Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности, показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

  1. Показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);
  2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
  3. Показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.)

Общая рентабельность (R) рассчитывается следующим образом:

(1.4)

Рентабельность производства - экономический показатель эффективности  производства, измеряемый отношением балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием производственных ресурсов.

Рентабельность продукции - отношение  прибыли от реализации продукции  к затратам, понесенным на ее производство и распределение.

Рентабельности продаж – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Это главный и наиболее часто упоминаемый показатель рентабельности. Рассчитывается по формуле:

(1.5)

Рентабельность собственного капитала - главный показатель для  стратегических инвесторов. Позволяет  определить эффективность использования  капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в акции других предприятий. Рассчитывается по формуле:

(1.6)

Рентабельность активов  предприятия (экономическая рентабельность) - коэффициент рентабельности активов  показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов. Показатель рентабельности собственного капитала характеризует эффективность работы финансовых менеджеров компании и специалистов в области управленческого учета. Рассчитывается по формуле:

(1.7)

Рентабельность инвестиций - показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для  получения одной денежной единицы  прибыли. Этот показатель является одним  из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности. Рассчитывается по формуле:

(1.8)

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности (R) показывает уровень прибыли до выплаты налога и рассчитывается следующим образом:

(1.9)

Чистая рентабельность показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки и рассчитывается следующим образом:

(1.10)

Валовая рентабельность показывает, сколько валовой прибыли  приходится на единицу выручки и  рассчитывается следующим образом:

(1.11)

Рентабельность перманентного  капитала показывает эффективность  использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок. Рассчитывается по формуле:

(1.12)

Рентабельность основных средств определяется как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов. Этот коэффициент отражает эффективность использования внеоборотных активов (всего основного капитала). Его повышение положительно характеризует финансовый результат, так как он показывает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости внеоборотных средств. Однако рост рентабельности внеоборотных активов при снижении рентабельности всего капитала свидетельствует об излишнем увеличении мобильных средств вследствие образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или не используемых с достаточной эффективностью в обороте денежных средств [123; 6].

Подводя итоги, можно сказать, что в условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен, самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества.

Система показателей  финансовых результатов включает в  себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность). Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.  Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности  используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

 

2.Оценка деятельности предприятия  ОАО «Юграторг»

2.1 Экономическо-организационная  характеристика ОАО «Юграторг»

Приступая к изучению организационно-правовой характеристики Открытого акционерного общества «Юграторг» необходимо рассмотреть цели и виды его деятельности, а также особенности  его функционирования. Деятельность предприятия определена Уставом.

Целью создания Общества является извлечение прибыли.

Исходя из цели деятельности, предприятие осуществляет следующие  виды деятельности:

  1. Осуществление торгово-закупочной деятельности.
  2. Производство продовольственных товаров.
  3. Оказание транспортных услуг.
  4. Оказание услуг складского хранения.
  5. Осуществление посреднической деятельности.
  6. Проведение экспортно-импортных операций.
  7. Осуществление оптовой и розничной торговли.
  8. Оказание услуг общественного питания.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

У ОАО «Юграторг» существует территориально обособленное структурное подразделение  – филиал в г. Тюмени.

Величина уставного  капитала Общества составляет 45,3 млн. руб. Уставный капитал Общества разделен на 45299341 штуку обыкновенных именных  акций. Номинальная стоимость акции  составляет 1 руб.

В ОАО  «Юграторг» предусмотрена трехзвенная  система управления: Общее собрание акционеров, Совет директоров и Генеральный директор (структура управления представлена в Приложении 1). Высшим органом управления ОАО «Юграторг» является Общее собрание акционеров. Однако его компетенция не распространяется на вопросы, относящиеся к ведению Совета директоров или Генерального директора.

Информация о работе Прибыль предприятия и рентабельность хозяйствования в условиях рынка на примере ОАО “Юграторг”