Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:06, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение финансовых результатов деятельности на примере ОАО «Юграторг» и разработка предложений по их совершенствованию в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
• исследованы теоретические аспекты анализа финансовых результатов
• рассмотрена организационно-экономическая характеристика ОАО «Юграторг»;
Введение 3
1. Теоретические аспекты прибыли и рентабельности предприятия 5
1.1 Содержание прибыли предприятия 5
1.2 Основные аспекты рентабельности на предприятии 14
2.Оценка деятельности предприятия ОАО «Юграторг» 19
2.1 Экономическо-организационная характеристика ОАО «Юграторг» 19
2.3 Оценка финансовых результатов в ОАО «Юграторг» 22
2.3 Оценка прибыли и рентабельности в ОАО «Юграторг» 25
3.Мероприятия по улучшению деятельности предприятия ОАО «Юграторг» 30
3.1 Повышение прибыли как фактор улучшения деятельности предприятия 30
3.2 Расчет проведенного мероприятия по увеличению прибыли 33
Заключение 35
Список используемых источников 37
В
компетенцию общего собрания
акционеров входит решение
Общество обязано ежегодно проводить Общее собрание акционеров, но не ранее, чем через два месяца и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Годовое Общее собрание акционеров созывается Советом директоров. Данное решение принимается большинством голосов членов Совета директоров, присутствующих на заседании.
Совет директоров решает вопросы общего руководства деятельностью Общества, кроме тех, что отнесены Уставом Общества к исключительной компетенции Общего собрания акционеров. Совет директоров осуществляет три основные функции: контроль за деятельностью акционерного общества и прежде всего за деятельностью администрации; назначение и консультирование исполнительного органа АО; рассмотрение и принятие важнейших финансово-экономических решений.
В период пока Ханты-Мансийский автономный округ является единственным акционером Общества в лице Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа, члены Совета директоров назначаются сроком на один год Департаментом государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа, который вправе досрочно прекратить полномочия любого члена Совета директоров.
Лица, избранные в состав Совета директоров Общества могут переизбираться неограниченное число раз.
Исполнительным органом
ОАО «Юграторг» является Генеральный
директор, который осуществляет руководство
текущей деятельностью
Вся система управления включает, в свою очередь, различные части управления – отделы, которые являются важными составляющими. На едприятии функционирует финансовый отдел, отдел кадров, торгово-коммерческий отдел, отдел общественного питания, автотранспортное подразделение, производственно-техническое подразделение и бухгалтерия. В свою очередь отделы специализированы на выполнении определенных функций управления. Организационная структура предприятия ОАО «Юграторг» представлена на рис.4. Более подробная схема (Приложение 2.)
Рис. 4 – Организационная структура ОАО «Юграторг».
Действующая система управления на предприятии является линейной. Смысл линейной структуры состоит в том, что во главе подразделения стоит руководитель, который сосредотачивает в своих руках все функции управления и осуществляет единоличное руководство.
Бухгалтерский учет на предприятии централизован и осуществляется по журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета.
Ответственность за ведение бухгалтерского учёта несёт главный бухгалтер. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приёмки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную дисциплину.
Движение первичных документов в бухгалтерском учете ОАО «Юграторг» регламентируется графиком документооборота, составление которого организует главный бухгалтер и утверждает приказом руководитель.
График документооборота ОАО «Юграторг» составляется в виде таблицы, в которой указываются ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также срок передачи документов в бухгалтерию.
Анализируя организационную характеристику ОАО «Юграторг», необходимо проанализировать укомплектованность штатного расписания (Приложение 3)
Анализируя данные таблицы, можно заметить, что штатное расписание неукомплектованно, так как наблюдаются отклонения фактического количества работников от работников согласно штатному расписанию. Следовательно, для того, чтобы деятельность была более эффективной и продуктивной, а штатное расписание укомплектованным, необходимо принять на работу 10 продавцов, что ускорит обслуживание покупателей в магазинах, также необходимо нанять в ОАО «Юграторг» 1 повара, 1 кухонного рабочего, 1 кладовщика, 3 грузчиков – это ускорит работу на местах, и, возможно, увеличит производительность труда.
Оценим основные финансовые показатели на предприятии ОАО «Юграторг», для этого, обратимся бухгалтерскому балансу за 2006, 2007 и 2008 года (Приложение 4, 5, 6), а также форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2006, 2007 и 2008 года (Приложение 7, 8, 9) и проведем расчёты.
К основным финансовым результатам можно отнести показатели финансовой устойчивости и размеров производства.
Таблица 2.1 – Динамика показателей финансовой устойчивости
Показатели |
Формула расчета (№строк балансово-го отчета) |
Рекомен-дуемый критерий |
2006 |
2007 |
2008 |
Отклонение | |||
Абсолютное 2007 к 2006 (+/-) |
Абсолютное 2008 к 2007 (+/-) |
Абсолютное 2008 к 2006 (+/-) |
Относительное 2008 к 2006 в % | ||||||
Коэффициент финансовой независимости |
Стр.490/ стр. 300 (ф.№ 1) |
Не ниже 0,6 |
0,83 |
0,63 |
0,64 |
-0,2 |
+0,01 |
-0,19 |
0,77 |
Коэффициент финансовой зависимости |
(Стр.590 + стр.690)/ стр. 300 (ф.№1) |
0,17 |
0,37 |
0,36 |
+0,2 |
-0,01 |
+0,19 |
2,12 | |
Коэффициент капитализации |
(стр.590 + стр.690) / стр. 490 |
Не > 1,5 |
0,21 |
0,58 |
0,57 |
0,37 |
-0,01 |
+0,36 |
2,17 |
Коэффициент финансовой независимости (или концентрации собственного капитала) характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала - их сумма равна 1 (или 100%).
В таблице 2 можно заметить, что самый высокий показатель финансовой независимости наблюдается в 2006 г., т.е. за анализируемые 3 года наиболее финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов ОАО "Юграторг" было в 2006 г. По данным таблицы видно, что в 2007 г. по сравнению с 2006 годом коэффициент финансовой независимости понижается на 0,2, т.е. предприятие стало более зависимо от кредитов, к 2008 г. ситуация почти не изменилась, произошло совсем незначительное увеличение коэффициента в положительную сторону на 0,01. За три года коэффициент финансовой независимости упал на 0,19, что составило 0,77%
В целом коэффициент финансовой независимости можно оценить хорошо, так как он не меньше рекомендуемого критерия.
Коэффициент концентрации заемного капитала показывает долю заемного капитала в общей сумме источников формирования капитала и отражает тенденцию зависимости предприятия от заемных источников формирования капитала.
Рассматривая динамику коэффициента концентрации заемного капитала по данным таблицы, можно отметить, что доля заемного капитала в 2006 г. низкая и составляет 0,17. В 2007 г. этот показатель увеличивается по сравнению с 2006 г. более чем в 2 раза, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. остается почти неизменным, уменьшается всего на 0,01. За три года коэффициент концентрации заемного капитала увеличился на 0,19 или на 112% Коэффициент капитализации дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия и указывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот
Из данных таблицы мы видим, что в 2006 г. коэффициент капитализации равен 0,21, а в 2007 г., по сравнению с 2006 г. коэффициент увеличивается на 0,37 это говорит о снижении финансовой устойчивости ОАО "Юграторг", а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. коэффициент понижается на 0,01, это свидетельствует о незначительном повышении финансовой устойчивости предприятия. За три года коэффициент капитализации возрос на 0,36 или на 117%. Это значит, что за три года предприятие ещё не успело стать более устойчивым.
Проанализировав все коэффициенты, можно сказать, что в целом предприятие становиться менее финансово-устойчиво по сравнению с 2006 годом. Это происходит из-за увеличения конкурентов предприятия на рынке.
Оценим показатели прибыли и рентабельности на предприятии ОАО «Юграторг», для этого рассмотрим бухгалтерский баланс за 2006, 2007 и 2008 года (Приложение 4, 5, 6), а также форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2006, 2007 и 2008 года (Приложение 7, 8, 9) и проведем расчёты прибыли и рентабельности, в соответствии с формулами (1.4 – 1.12).
Таблица 3.2 – Коэффициенты рентабельности и способы их расчёта
Наименование показателя |
Способ расчёта |
Расчёт | |
Рентабельность объема продаж, % |
Р1 = (прибыль от продаж) х 100/(выручка от продаж) |
Р1 = (стр.050, ф.2) х 100/(стр.010, ф.2) |
За 2006 год 677900/272421=0,25 За 2007 год 1810500/495014=3,66 За 2008 год 1883400/628835=2,99 |
Рентабельность от обычной деятельности, % |
Р2 = (прибыль до налогообложения) х 100/(выручка от продаж) |
Р2 = (стр.140, ф.2) х 100/(стр.010, ф.2) \ |
За 2006 год 534400/272421=1,96 За 2007 год 1049200/495014=2,12 За 2008 год 1266500/628835=2,01 |
Чистая рентабельность, % |
РЗ = (чистая прибыль) х 100/(выручка от продаж) |
РЗ = (стр.190, ф.2) х 100/(стр.010, ф.2) |
За 2006 год 235900/272421=0,87 За 2007 год 778000/495014=1,57 За 2008 год 963600/628835=1,53 |
Экономическая рентабельность, % |
Р4 = (чистая прибыль) * 100/(средняя стоимость имущества) |
Р4 = (стр.190. ф.2)* 100/(стр.300. ф.1) |
За 2006 год 235900/69985=3,37 За 2007 год 778000/95645=8,13 За 2008 год 963600/104901=9,19 |
Рентабельность собственного капитала, % |
Р5 = (чистая прибыль) х 100/(средняя стоимость собственного капитала) |
Р5 = (стр.190, ф.2) х 100/(стр.490, ф.1) |
За 2006 год 235900/57924=4,07 За 2007 год 778000/60418=12,88 За 2008 год 963600/66642=14,46 |
Валовая рентабельность, % |
Р6 = (валовая прибыль) х 100/(выручка от продаж) |
Р6 = (стр.029, ф.2) х 100/(стр.010, ф.2) |
За 2006 год 8306500/272421=30,49 За 2007 год 14357400/495014=29 За 2008 год 18256800/628835=29,03 |
Рентабельность реализованной продукции (затратоотдача), % |
Р7 = (прибыль от продаж) х ЮО/(затраты на производство и реализацию продукции) |
Р7 = (стр.050, ф.2) х 100/(стр.020 +стр.030 + стр.040, ф.2) |
За 2006 год 677900/(189356+65919+10367)=2, За 2007 год 1810500/(351440+113230+12239)= За 2008 год 1883400/(446267+163734)=3,09 |
Теперь, когда рассчитаны основные показатели, проведём оценку экономических показателей за период с 2006 по 2008 год. Для этого составим таблицу 4.2
Таблица 4.2 Динамика показателей прибыли и рентабельности
Наименование показателя |
Года |
Отклонение | |||
2006 |
2007 |
2008 |
Абсолютное 2008 к 2006(+/-) |
Относительное 2008 к 2006 в % | |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
83065 |
143574 |
182568 |
144503 |
2,2 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
5344 |
10492 |
12665 |
7321 |
2,4 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
2359 |
7780 |
9636 |
7277 |
3,1 |
Рентабельность объема продаж, % |
0,25 |
3,66 |
2,99 |
2,74 |
11,96 |
Рентабельность от обычной деятельности, % |
1,96 |
2,12 |
2,01 |
0,05 |
1,03 |
Чистая рентабельность, % |
0,87 |
1,57 |
1,53 |
0,66 |
1,76 |
Экономическая рентабельность, % |
3,37 |
8,13 |
9,19 |
5,82 |
2,73 |
Рентабельность собственного капитала, % |
4,07 |
12,88 |
14,46 |
10,39 |
3,55 |
Валовая рентабельность, % |
30,49 |
29 |
29,03 |
-1,46 |
0,96 |
Рентабельность реализованной продукции (затратоотдача), % |
2,55 |
3,8 |
3,09 |
0,54 |
1,21 |
По данным таблицы мы видим, что показатель валовой прибыли возрастал все три года. За три года прирост валовой прибыли составил 114503тыс.руб или 120%. Так же за все три года происходит увеличения показателя прибыли до налогообложения. За три года прибыль до налогообложения увеличилась на 7321 тыс.руб. или 140%.
Рассматривая чистую прибыль ОАО "Юграторг" видно, что в 2006 г. наблюдается самое низкое значение этого показателя, а в 2008 г. самое высокое. Рост показателя за три года составил 7277 тыс.руб или на 210%.
На увеличение всех трех показателей прибыли повлияло значительное увеличение выручки от продажи товаров, работ, услуг.
Анализ показателей прибылей приведенных в таблице 4, свидетельствует о том, что ОАО «Юграторг» в отчетном году добился высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности, как по сравнению с 2006 г., так и по сравнению с 2007г.
Анализируя вторую часть таблицы, а именно показатели рентабельности, можно наглядно увидеть, что за три года идет рост показателя, самый высокий показатель рентабельности продаж наблюдается в 2008 г и составляет 2,99%. Это означает, что на единицу реализованной продукции ОАО «Юграторг» получает 2,99 руб. прибыли. За все года показатель увеличился на 2,74 или почти на 10,96%. Такой огромный рост рентабельности продаж наблюдался из-за увеличения сети магазинов ОАО «Юграторг» и следовательно увеличения реализации продукции.