Прибыль предприятия и рентабельность хозяйствования в условиях рынка на примере ОАО “Юграторг”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Собственники предприятий заинтересованы в максимизации прибыли, поскольку именно за счет прибыли предприятия могут развиваться, увеличивать масштабы производства, а, следовательно, и приносить больший доход своим владельцам. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты прибыли и рентабельности предприятия
1.1 Содержание прибыли предприятия
1.2 Основные аспекты рентабельности на предприятии
2. Оценка деятельности предприятия ОАО « Юграторг »
2.1 Экономическо-организационная характеристика ОАО « Юграторг »
2.2 Оценка финансовых результатов в ОАО « Юграторг »
2.3 Оценка прибыли в ОАО « Юграторг»
3. Мероприятия по улучшению деятельности предприятия ОАО « Юграторг»
3.1 Повышение прибыли как фактор улучшения деятельности предприятия
3.2 Расчет экономической эффективности от проведенного мероприятия по увеличению прибыли
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

pribyl_predpriatia_i_rentabelnost_Gurova_N.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

+Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Югорский государственный  университет»

Институт менеджмента  и экономики

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика фирмы»

Прибыль предприятия  и рентабельность хозяйствования в  условиях рынка на примере ОАО “Юграторг”

 

ОАО РЫБОКОМБИНАТ

 

 

                                                                           Выполнила: студентка гр. 4402б

                                                                                                     Гурова Наталья

      Научный руководитель:

              К. Э. Н. доцент

              Ю. С. Родь

 

 

 

 

Ханты-Мансийск 2012 год.

Содержание.

Введение

1. Теоретические аспекты прибыли и рентабельности предприятия

   1.1 Содержание  прибыли предприятия

   1.2 Основные аспекты  рентабельности на предприятии

2. Оценка деятельности предприятия ОАО  « Юграторг »

   2.1 Экономическо-организационная  характеристика  ОАО « Юграторг  »

   2.2 Оценка финансовых результатов в ОАО « Юграторг »

   2.3 Оценка прибыли  в ОАО « Юграторг»

3.  Мероприятия по  улучшению деятельности предприятия  ОАО « Юграторг»

   3.1  Повышение  прибыли как фактор улучшения  деятельности предприятия

   3.2 Расчет экономической эффективности от проведенного мероприятия по                 увеличению прибыли

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

ОАО РЫБОКОМБИНАТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

          В деятельности любого коммерческого предприятия финансовые результаты занимают одно из ведущих направлений, как в области учета, так и при анализе и аудите деятельности предприятия.

         Собственники предприятий заинтересованы в максимизации прибыли, поскольку именно за счет прибыли предприятия могут развиваться, увеличивать масштабы производства, а, следовательно, и приносить больший доход своим владельцам. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов.

        Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

         Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

          По прибыли и рентабельности написано множество работ, множество ученых размышляли и работали на эти темы. Основные ученые, которые рассматривали прибыль и рентабельность, а так же рассматривали проблемы анализа этих показателей Безруких П.С., Патров В.В., Никифорова Н.А., Подольский В.И., Волкова В.М., Донцова Л.В., Овсейчук М.Ф. и другие.

Все вышеуказанные факторы  обуславливают важность и актуальность темы курсовой работы.

         Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение финансовых результатов деятельности на примере ОАО «Юграторг» и разработка предложений по их совершенствованию в условиях рынка.

         Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • исследованы теоретические аспекты анализа финансовых результатов
  • рассмотрена организационно-экономическая характеристика ОАО «Юграторг»;
  • проведен анализ состава и динамики прибыли, а также рентабельности в ОАО «Юграторг»;
  • разработаны предложения по увеличению прибыли и рентабельности в ОАО «Юграторг».

      Объектом исследования курсовой работы являются финансовые результаты деятельности действующего предприятия.

      Субъектом исследования выступает ОАО «Юграторг».

      Для написания курсовой работы была использована методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати. При проведении исследования использовались отчетные материалы ОАО «Юграторг».

        В работе применялись следующие методы исследования: графический, табличный, экономико-статистический, метод сравнения.

 

1. Теоретические аспекты  прибыли и рентабельности предприятия.

 

1.1 Содержание прибыли предприятия.

 

Для дальнейшего рассмотрения материала необходимо ввести понятие  прибыли предприятия.

В соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» основной целью предприятий (организаций) прибыль — это реализованный чистый доход, созданный прибавочным трудом работников, а именно разницу между выручкой и полной себестоимостью продукции, работ, услуг.

Прибыль предприятия, по мнению Золоторогова Г. П. — разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и общими издержками. [3;416]

Различают различные  виды прибыли балансовую, валовую, налогооблагаемую, чистую прибыль и другие виды.

За счет прибыли развиваются  предприятия, создаются фонды материального  поощрения трудовых коллективов, удовлетворяются потребности предпринимателей и государства в целом. Наконец, получение прибыли важнейшее условие конкурентоспособности предприятия. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной и постоянной борьбы каждого предприятия на всех этапах производства за прибыль.

      Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая    прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. [2;213]

  Расчет балансовой прибыли можно представить следующим образом:

ПБ=ПР+ПП+ПВН,(1.1)

  где ПБ – балансовая прибыль (убыток);

ПР – прибыль (или  убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

  ПП – то же от прочей реализации;

  ПВН – доходы и расходы по внереализационным операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли  предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. [2;68]

Если себестоимость  продукции превышает ее стоимость  в оптовых ценах, то результатом  производственной деятельности предприятия  будет убыток. Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы:

ПР = ВД-Зпр-НДС, (1.2)

где ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых  ценах;

Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);

НДС – налог на добавленную  стоимость.

В валовом доходе находят  выражение завершение производственного  цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует  также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход – это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.

          Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции [29].

Доходы (расходы) от внереализационных  операций объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные  с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя:

        1) суммы экономических санкций и возмещения убытков. Это общая сумма полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством. Последние относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К таким санкциям относятся, изъятие в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен, несоблюдения стандартов и технических условий, штраф в размере незаконно полученной прибыли, а также суммы финансовых санкций, взыскиваемых налоговыми органами, и др.;

2) доходы (убытки) прошлых  лет, выявленные в отчетном  году;

3) убытки от стихийных  бедствий;

4) потери от списания  долгов и дебиторской задолженности;

5) поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;

6) доходы от сдачи  имущества в аренду;

7) доходы, получаемые  от долевого участия в совместных  предприятиях;

8) дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,  принадлежащим предприятию;

9) прочие расходы, доходы  и потери, относимые в соответствии  с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

       Налогооблагаемая прибыль – это та прибыль, которая является налогооблагаемой базой для исчисления налога на прибыль. Она равна бухгалтерской прибыли минус (плюс) сумма корректировок по каждому элементу бухгалтерской прибыли за вычетом налогов.

 

Рис. 1.1 – Корректировка валовой прибыли для налогообложения

 

Чистая прибыль (ЧП) –  это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как  разница между облагаемой налогом  балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с учетом льгот (Н') []

ЧП = ПБ'-Н'. (1.3)

Для определения налогооблагаемой прибыли балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала  предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной. Из полученной суммы прибыли исключаются:

  • рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли в установленном порядке;
  • доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • доходы от долевого участия в других предприятиях; прибыль от страховой деятельности; прочие доходы от внереализационных операций; суммы отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством; льготы по налогу на прибыль.

Размеры прибыли и  возможности ее роста находятся  в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

- объем реализации;

- структура товарооборота;

- величина других доходов  и расходов, входящих в состав  прибыли (проценты полученные  и уплаченные, доходы от участия  в других организациях, прочие  операционные и внереализационные  доходы и расходы);

-уровень налогообложения  прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

  • политическая стабильность;
  • состояние экономики;
  • демографическая ситуация;
  • конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
  • темпы инфляции;
  • ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

  • объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
  • производительность труда работников;
  • скорость оборачиваемости товаров;
  • наличие собственных оборотных средств;
  • эффективность использования основных фондов.

Информация о работе Прибыль предприятия и рентабельность хозяйствования в условиях рынка на примере ОАО “Юграторг”