Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа
Собственники предприятий заинтересованы в максимизации прибыли, поскольку именно за счет прибыли предприятия могут развиваться, увеличивать масштабы производства, а, следовательно, и приносить больший доход своим владельцам. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений и активов.
Введение
1. Теоретические аспекты прибыли и рентабельности предприятия
1.1 Содержание прибыли предприятия
1.2 Основные аспекты рентабельности на предприятии
2. Оценка деятельности предприятия ОАО « Юграторг »
2.1 Экономическо-организационная характеристика ОАО « Юграторг »
2.2 Оценка финансовых результатов в ОАО « Юграторг »
2.3 Оценка прибыли в ОАО « Юграторг»
3. Мероприятия по улучшению деятельности предприятия ОАО « Юграторг»
3.1 Повышение прибыли как фактор улучшения деятельности предприятия
3.2 Расчет экономической эффективности от проведенного мероприятия по увеличению прибыли
Заключение
Список литературы
Общество обязано ежегодно проводить Общее собрание акционеров, но не ранее, чем через два месяца и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Годовое Общее собрание акционеров созывается Советом директоров. Данное решение принимается большинством голосов членов Совета директоров, присутствующих на заседании.
Совет директоров решает вопросы общего руководства деятельностью Общества, кроме тех, что отнесены Уставом Общества к исключительной компетенции Общего собрания акционеров. Совет директоров осуществляет три основные функции: контроль за деятельностью акционерного общества и прежде всего за деятельностью администрации; назначение и консультирование исполнительного органа АО; рассмотрение и принятие важнейших финансово-экономических решений.
В период
пока Ханты-Мансийский автономный округ
является единственным акционером Общества
в лице Департамента государственной
собственности Ханты-
Лица, избранные в состав Совета директоров Общества могут переизбираться неограниченное число раз.
Исполнительным органом
ОАО «Юграторг» является Генеральный
директор, который осуществляет руководство
текущей деятельностью
Вся система управления включает, в свою очередь, различные части управления – отделы, которые являются важными составляющими. На предприятии функционирует финансовый отдел, отдел кадров, торгово-коммерческий отдел, отдел общественного питания, автотранспортное подразделение, производственно-техническое подразделение и бухгалтерия. В свою очередь отделы специализированы на выполнении определенных функций управления. Организационная структура предприятия ОАО «Юграторг» представлена на рис.2.1.
Рис. 2.1 – Организационная структура ОАО «Юграторг».
Действующая система управления на предприятии является линейной. Смысл линейной структуры состоит в том, что во главе подразделения стоит руководитель, который сосредотачивает в своих руках все функции управления и осуществляет единоличное руководство.
Бухгалтерский учет на предприятии централизован и осуществляется по журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета.
Ответственность за ведение бухгалтерского учёта несёт главный бухгалтер. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приёмки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную дисциплину.
Движение первичных документов в бухгалтерском учете ОАО «Юграторг» регламентируется графиком документооборота, составление которого организует главный бухгалтер и утверждает приказом руководитель.
График документооборота ОАО «Юграторг» составляется в виде таблицы, в которой указываются ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также срок передачи документов в бухгалтерию.
Оценим основные финансовые показатели на предприятии ОАО «Юграторг», для этого, обратимся бухгалтерскому балансу за 2008, 2009 и 2010 года , а также форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2008, 2009 и 2010 года и проведем расчёты.
К основным финансовым результатам можно отнести показатели финансовой устойчивости и размеров производства.
Таблица 2.1 – Динамика показателей финансовой устойчивости
Показатели |
Формула расчета (№строк балансово-го отчета) |
Рекомен-дуемый критерий |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонение | |||
Абсолютное 2009 к 2008 (+/-) |
Абсолютное 2010 к 2009 (+/-) |
Абсолютное 2010 к 2008 (+/-) |
Относительное 2010 к 2008 в % | ||||||
Коэффициент финансовой независимости |
Стр.490/ стр. 300 (ф.№ 1) |
Не ниже 0,6 |
0,83 |
0,63 |
0,64 |
-0,2 |
+0,01 |
-0,19 |
0,77 |
Коэффициент финансовой зависимости |
(Стр.590 + стр.690)/ стр. 300 (ф.№1) |
0,17 |
0,37 |
0,36 |
+0,2 |
-0,01 |
+0,19 |
2,12 | |
Коэффициент капитализации |
(стр.590 + стр.690) / стр. 490 |
Не > 1,5 |
0,21 |
0,58 |
0,57 |
0,37 |
-0,01 |
+0,36 |
2,17 |
Коэффициент финансовой независимости (или концентрации собственного капитала) характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала - их сумма равна 1 (или 100%).
В таблице 2.1 можно заметить, что самый высокий показатель финансовой независимости наблюдается в 2008 г., т.е. за анализируемые 3 года наиболее финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов ОАО "Юграторг" было в 2008 г. По данным таблицы видно, что в 2009 г. по сравнению с 2008 годом коэффициент финансовой независимости понижается на 0,2, т.е. предприятие стало более зависимо от кредитов, к 2010 г. ситуация почти не изменилась, произошло совсем незначительное увеличение коэффициента в положительную сторону на 0,01. За три года коэффициент финансовой независимости упал на 0,19, что составило 0,77%
В целом коэффициент финансовой независимости можно оценить хорошо, так как он не меньше рекомендуемого критерия.
Коэффициент концентрации заемного капитала показывает долю заемного капитала в общей сумме источников формирования капитала и отражает тенденцию зависимости предприятия от заемных источников формирования капитала.
Рассматривая динамику коэффициента концентрации заемного капитала по данным таблицы, можно отметить, что доля заемного капитала в 2008 г. низкая и составляет 0,17. В 2009 г. этот показатель увеличивается по сравнению с 2008 г. более чем в 2 раза, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. остается почти неизменным, уменьшается всего на 0,01. За три года коэффициент концентрации заемного капитала увеличился на 0,19 или на 112% Коэффициент капитализации дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия и указывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот
Из данных таблицы мы видим, что в 2008 г. коэффициент капитализации равен 0,21, а в 2009 г., по сравнению с 2008 г. коэффициент увеличивается на 0,37 это говорит о снижении финансовой устойчивости ОАО "Юграторг", а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. коэффициент понижается на 0,01, это свидетельствует о незначительном повышении финансовой устойчивости предприятия. За три года коэффициент капитализации возрос на 0,36 или на 117%. Это значит, что за три года предприятие ещё не успело стать более устойчивым.
Проанализировав все коэффициенты, можно сказать, что в целом предприятие становиться менее финансово-устойчиво по сравнению с 2008 годом. Это происходит из-за увеличения конкурентов предприятия на рынке.
Оценим показатели прибыли и рентабельности на предприятии ОАО «Юграторг», для этого рассмотрим бухгалтерский баланс за 2008, 2009 и 2010 года, а также форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2008, 2009 и 2010 года и проведем расчёты прибыли и рентабельности, в соответствии с формулами (1.4 – 1.12).
Таблица 2.2 Динамика показателей прибыли и рентабельности
Наименование показателя |
Года |
Отклонение | |||
2008 |
2009 |
2010 |
Абсолютное 2010 к 2008(+/-) |
Относительное 2010 к 2008 в % | |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
83065 |
143574 |
182568 |
144503 |
2,2 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
5344 |
10492 |
12665 |
7321 |
2,4 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
2359 |
7780 |
9636 |
7277 |
3,1 |
Рентабельность объема продаж, % |
0,25 |
3,66 |
2,99 |
2,74 |
11,96 |
Рентабельность от обычной деятельности, % |
1,96 |
2,12 |
2,01 |
0,05 |
1,03 |
Чистая рентабельность, % |
0,87 |
1,57 |
1,53 |
0,66 |
1,76 |
Экономическая рентабельность, % |
3,37 |
8,13 |
9,19 |
5,82 |
2,73 |
Рентабельность собственного капитала, % |
4,07 |
12,88 |
14,46 |
10,39 |
3,55 |
Валовая рентабельность, % |
30,49 |
29 |
29,03 |
-1,46 |
0,96 |
Рентабельность реализованной продукции (затратоотдача), % |
2,55 |
3,8 |
3,09 |
0,54 |
1,21 |
По данным таблицы мы видим, что показатель валовой прибыли возрастал все три года. За три года прирост валовой прибыли составил 114503тыс.руб или 120%. Так же за все три года происходит увеличения показателя прибыли до налогообложения. За три года прибыль до налогообложения увеличилась на 7321 тыс.руб. или 140%.
Рассматривая чистую прибыль ОАО "Юграторг" видно, что в 2008 г. наблюдается самое низкое значение этого показателя, а в 2010 г. самое высокое. Рост показателя за три года составил 7277 тыс.руб или на 210%.
На увеличение всех трех показателей прибыли повлияло значительное увеличение выручки от продажи товаров, работ, услуг.
Анализ показателей прибылей приведенных в таблице 2.2, свидетельствует о том, что ОАО «Юграторг» в отчетном году добился высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности, как по сравнению с 2008 г., так и по сравнению с 2009г.
Анализируя вторую часть таблицы, а именно показатели рентабельности, можно наглядно увидеть, что за три года идет рост показателя, самый высокий показатель рентабельности продаж наблюдается в 2010 г и составляет 2,99%. Это означает, что на единицу реализованной продукции ОАО «Юграторг» получает 2,99 руб. прибыли. За все года показатель увеличился на 2,74 или почти на 10,96%. Такой огромный рост рентабельности продаж наблюдался из-за увеличения сети магазинов ОАО «Юграторг» и следовательно увеличения реализации продукции.
Рассматривая рентабельность основной деятельности, можно заметить, что самый высокий показатель рентабельности наблюдается в 2009 году и составляет 2,12%, то есть ОАО «Юграторг» в 2009 г. получило 2,12 руб. прибыли от реализации на 1 руб. затрат. В 2010 г. по сравнению с 2006 г. рентабельность снизилась на 3,2%, что говорит о менее эффективной деятельности предприятия и, следовательно, получение меньшего размера прибыли. Но всё равно за три года наблюдается рост рентабельности от основной деятельности на 0,05 т. е произошел незначительный рост.
Анализируя показатель чистой рентабельности видно, что в 2009 г. на единицу выручки приходится 1,57 руб. чистой прибыли, в 2010 году на единицу выручки приходится 1,53 руб. чистой прибыли, отсюда следует, но всё же за три года наблюдается рост на 0,66 или 76%, это свидетельствует, что деятельность организации пока ещё эффективна.
Показатель экономической рентабельности увеличивается за все три года. Максимального значения показатель достиг в 2008 году и составил 9,19. За три года рост экономической рентабельности составил 5,82 или увеличился на 2,73% что является положительным результатом в деятельности ОАО «Юграторг».
Показатель рентабельности собственного капитала в 2010 г. был наибольшим и составил 14,46.% За три года показатель возрос на 10,39 или 3,55.% Это говорит о том, что ОАО «Юграторг» стало более эффективно использовать собственный капитал.
Рассматривая показатель валовой рентабельности видно, что в 2008 г. на единицу выручки приходится 30,49 руб. валовой прибыли, в 2009г. – 29 руб., а в 2010 г. - 29,03 руб., т.е. можно сказать, что за три года показатель упал на 1,46 но при этом общая картина валовой рентабельности почти не изменилась
Оценивая рентабельность реализованной продукции, можно заметить, что в 2009 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается значительное уменьшение показателя, т.е. возврат затрат на реализацию продукции в 2009 году меньче чем в 2010. Но за три года динамика показателей увеличивается на 0,54 или на 21%. Это означает о покрытии затрат на реализацию продукции и получение прибыли за три года.
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в целом за анализируемый период наблюдается положительная динамика различных показателей рентабельности. Но нельзя не отметить и то, что если не начать на данном этапе проводить экономическую политику на предприятии, то в следующем отчётном периоде, то предприятие станет убыточно.