Прибыль предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы – на основе теоретического материала, на основе обобщения законодательных и нормативных документов изучить основные оценочные показатели деятельности предприятия (прибыль и рентабельность), а также изложить методику планирования прибыли различными способами.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
Раскрыть экономический смысл основных оценочных показателей деятельности предприятия (прибыль, рентабельность), рассмотреть их основные виды.
Обосновать необходимость планирования прибыли в условиях рыночной экономики.
Формулировать принципы максимизации прибыли.

Файлы: 1 файл

прибыль предприятия.docx

— 67.59 Кб (Скачать файл)

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли  включается, как отмечено выше, прибыль  от реализации прочей продукции и  услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько  процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе фирмы, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что, соответственно, скажется на объеме валовой прибыли.

Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль  от реализации основных средств и  другого имущества. У фирмы могут  образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка  от их реализации окажется ниже цен  приобретения. Поэтому от реализации излишних товарно-материальных ценностей  могут образоваться не только прибыль, но и убытки.

Что касается реализации излишних основных средств, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница  между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий  индекс, законодательно устанавливаемый  в зависимости от темпов роста  инфляции.

Важным элементом валовой  прибыли являются внереализационные  доходы за вычетом внереализационных  расходов, т.е. та кие, которые непосредственно  не связаны с производством и  реализацией продукции

В их составе могут иметь  место курсовые разницы (положительные  и отрицательные) по валютным счетам, а также по операциям в иностранной  валюте. Кроме того, в состав доходов  от внереализационных операций, подлежащих налогообложению, в 1998 г. включена прибыль, полученная инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции. Если до 1991 г. в составе внереализационных доходов и расходов учитывались в основном суммы уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек и других санкций, то в настоящее время состав внереализационных результатов значительно расширился, так как появились новые элементы, связанные с предпринимательской деятельностью. Это – доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации, и др.

Поступление этих доходов  обусловлено процессом разгосударствления и образования предприятий различных  форм собственности – арендных, акционерных, совместных и др. Когда  предприятия участвуют в работе совместных предприятий или на долевых  началах в деятельности других предприятий, то при успешном функционировании последних  они имеют определенный долевой  доход, учитываемый в составе  внереализационных результатов.

С развитием арендных отношений  многие предприятия в целях получения  доходов сдают часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и др., в аренду на более или  менее длительный срок. Сдача имущества  в аренду может принимать в  результате форму аренды с выкупом. В итоге организация получает доход, увеличивающий внереализационные  доходы, а, следовательно, и валовую  прибыль.

С развитием акционерной  формы собственности предприятия  и организации выпускают акции, облигации и другие ценные бумаги, способствующие повышению их доходности и рентабельности. Уровень доходности на выпущенные акции, облигации принимает  форму дивидендов и процентов. В  зависимости от типа акций складывается уровень дивидендов на них. При выпуске  простых (обыкновенных) акций размер дивиденда зависит от суммы полученной прибыли, от возможности направления  на выплату дивидендов части этой прибыли с учетом других затрат из прибыли, от доли привилегированных  акций в общем их количестве и  объявленного по ним уровня дивидендов, от величины уставного капитала и  общего количества акций, выпущенных в  обращение.

Рассмотрим пример расчета уровня дивидендов на обыкновенную акцию. Допустим, предприятие выпустило в обращение 64 044 акции номиналом 10 руб. каждая. Все акции обыкновенные. Выручка от реализации продукции за год за минусом НДС и акцизов составила 2 971 112 руб. Валовая прибыль предприятия за год – 771148 руб., общая сумма платежей из прибыли в бюджет – 203 948 руб.

Отсюда чистая прибыль  предприятия (ЧП) – 567 200 руб. (771 148 – 203948).

Доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, определена на уровне 40% (Дчп). Тогда чистая прибыль  на выплату дивидендов по обыкновенным акциям (Чпд) будет исчислена по формуле:

 

Чпд = ЧП * Дчп/100 – Кпа * Дп/100,

 

где, Чпд – чистая прибыль  на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;

ЧП – чистая прибыль  предприятия;

Дчп – доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов;

Кпа – номинальная стоимость  количества привилегированных акций;

Дп – уровень дивидендов по привилегированным акциям (в% к  номиналу).

Поскольку данное предприятие  не выпускает привилегированных  акций, на выплату дивидендов по обыкновенным акциям будет направлено чистой прибыли 226 880 руб. (567 200 * 40: 100).

Исходя из этого уровень  дивидендов по обыкновенным акциям (До) определяется по формуле:

 

До = Чпд * 100 / Ка – Кпа,

 

где, До – уровень дивидендов по обыкновенным акциям;

Чпд – чистая прибыль  на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;

Ка, – номинальная стоимость  количества всех акций в обращении;

Кпа – номинальная стоимость  количества привилегированных акций.

Таким образом, уровень дивидендов на обыкновенную акцию составит 354,2% (226 880 / 64 044 * 100).

Рассчитанные подобным образом  дивиденды по акциям включаются в  состав внереализационных доходов.

Традиционно включаемые в  состав внереализационных доходов  и расходов пени, штрафы и неустойки  имеют непостоянный характер. При  этом уплаченные штрафы, пени и неустойки  могут превышать полученные. Тогда  образуются убытки, сокращающие внереализационную  прибыль. Если же сумма экономических  санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то внереализационные  доходы увеличиваются. В случаях, когда  суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав внереализационных  операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении фирмы. Все  будет зависеть от характера деятельности данного предприятия, соблюдения расчетно-платежной  дисциплины, выполнения своих обязательств по поставкам, по платежам в бюджет, поставщикам и банкам.

 

1.4 Взаимоувязка  доходов и расходов коммерческой  организации

 

Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной  деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды и доходов и  расходов, много, возможно обособление  различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу фирмы  в терминах экономической представлений  нужно уточнять, о какой прибыли  идет речь. Одно из представлений взаимоувязки доходов и расходов в процессе деятельности предприятия, в результате которой раз и удается обособить те, или иные показатели прибыли, приведено на рисунке А 1.2

Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих  отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается  в следующем.

В деятельности предприятия  как первичной ячейки любой экономической  системы, производящий некоторый вид  продукции и (или) услуг, т.е. вносящей свой вклад в генерирование общих  доходов страны, заинтересованы различные  группы лиц. Наиболее общей их градацией  является обособление 4 групп:

    • Собственники предприятий;
    • Его работники, представленными управленческим персоналом;
    • Государство;
    • Прочие лица; (банки, покупатели).

Как следует из рисунка  А 1.2, укрупнено алгоритм распределения  совокупного текущего таков: полученная предприятием выручка от реализации последовательно «расходуется»  в следующей последовательности:

      1. Материальные расходы;
      2. Финансовые расходы;
      3. Выплата налогов и обязательных платежей;
      4. Реинвестирование прибыли;

Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного  показателя;

В частности с позиции  лендеров, ссужающих деньги предприятию  на долгосрочной основе и получающих свою долю в виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет показатель прибыли до вычета процентов и налогов с позиции интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (налогооблагаемая прибыль), поскольку имена она служит источником, из которого государство получает свою долю общих доходов предприятия; для собственников основной показатель – чистая прибыль. [13, С. 413]

Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах  приведены в отчете о прибылях и убытках

 

1.5 Рентабельность  предприятия – экономическое  значение, основные коэффициенты  рентабельности

 

Важная роль в системе  экономических показателей эффективности  предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, т. к. отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествовавший перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).

Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что  он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать  улучшение использования последних. Однако, как показало время, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее, показатель рентабельности, исчисляемый  как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.

Этот показатель общей  рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался  в показатель рентабельности активов и исчисляется по формуле

 

ROA = (NI+IE) / TA,

 

где,

ROA – рентабельность активов;

NI – чистая прибыль;

IE – проценты к уплате;

ТА – средняя величина активов

Показатель ROA дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия иными словами, оценивается правильность выбора инвестора

Кроме рентабельности активов  в процессе анализа предпринимательской  деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Рентабельность продукции  исчисляется по формуле

 

Р= (П / Сп) х 100,

 

где, Р – рентабельность продукции, %;

П – валовая прибыль предприятия, руб.;

Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Учитывая, что прибыль  связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой  оно реализуется, рентабельность продукции  может быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной  продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельностью продаж.

Эти показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Очень важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рассмотренные показатели дополнятся коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли  заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают 3 показателя рентабельности продаж а) валовая рентабельность реализованной продукции или норма валовой прибыли (GRM); б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (OIM); в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).

Информация о работе Прибыль предприятия