Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:50, реферат
Целью настоящей работы – на основе теоретического материала, на основе обобщения законодательных и нормативных документов изучить основные оценочные показатели деятельности предприятия (прибыль и рентабельность), а также изложить методику планирования прибыли различными способами.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
Раскрыть экономический смысл основных оценочных показателей деятельности предприятия (прибыль, рентабельность), рассмотреть их основные виды.
Обосновать необходимость планирования прибыли в условиях рыночной экономики.
Формулировать принципы максимизации прибыли.
GRM = Валовая прибыль / выручка от реализации = S-COGS/S
OIM = Операционная прибыль / выручка от реализации = S-COGS-OE/S
NPM = Чистая прибыль / выручка от реализации = NI/S
где, COGS – СБ реализованной продукции;
OE – операционные расходы (за исключением процентов к уплате и налогов).
В процессе анализа финансового
состояния фирмы могут
Рост любого показателя рентабельности
обусловлен позитивными экономическими
явлениями и процессами. Это прежде
всего совершенствование
Важным фактором роста
рентабельности является работа предприятий
по ресурсосбережению, что ведет
к снижению себестоимости, а, следовательно
– росту прибыли. Дело в том, что
развитие производства за счет экономии
ресурсов на данном этапе развития
намного дешевле, чем разработка
Новых месторождений и
2. Планирование прибыли предприятия
2.1 Необходимость
планирования прибыли
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся
с развитием
Расчет плановой прибыли
должен быть экономически обоснованным,
что позволит осуществлять своевременное
и полное финансирование инвестиций,
прирост собственных оборотных
средств, соответствующие выплаты
рабочим и служащим, а также
своевременные расчеты с
Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных средств и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.
2.2 Основные методы планирования прибыли
Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них – метод прямого счета и аналитический. Раскроем на примерах эти отечественные традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в дальнейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к максимизации прибыли с учетом зарубежной практики.
2.2.1 Метод прямого счета
Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчет ведется по формуле:
П = (В * Ц) – (В * С),
где, П – плановая прибыль;
В-выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;
Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С – полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.
Рассмотрим пример
расчета прибыли методом
Исходные данные:
фирма выпустит в плановом году 30 тыс. ед. готовой продукции;
оптовая цена за единицу (без НДС и акцизов) – 15 тыс. руб.;
производственная
в плановом году снижение производственной
себестоимости готовой
расходы по реализации продукции – 0,5% реализуемой продукции по производственной себестоимости;
остаток готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало планового года – 1500 ед., на конец планового года – 500 ед.
Прежде всего определим остаток готовой продукции и товаров отгруженных на начало планового года по производственной себестоимости, учитывая, что эта продукция произведена в отчетном году: 10 тыс. руб. * 1500 ед. = 15 млн. руб.
Производственная
Остаток готовой продукции и товаров, отгруженных на конец планового года (считая, что они произведены в плановом году) по производственной себестоимости составит 4750 тыс. руб. (9,5 * 500). Итак, объем реализации продукции по производственной себестоимости в плановом году с учетом переходящих остатков составит 295 250 тыс. руб. (15 000 + 285 000 – 4750).
Для того чтобы определить эту продукцию по полной себестоимости, следует исчислить величину расходов по реализации продукции: (295 250 * 0,5:100) – 1476,25 тыс. руб. Следовательно, объем реализации продукции по полной себестоимости равен 296 726,25 тыс. руб. (295 250+1476,25).
Объем реализации в натуральном выражении равен 31 тыс. ед. (1500 + 30 000 – 500), а в оптовых ценах – 465 млн. руб. (15 * 31 000).
При этих условиях прибыль от реализации продукции в плановом году составит 168 273,75 тыс. руб. (465 000 – 296 726,25).
Расчет прибыли методом
прямого счета прост и
2.2.2 Аналитический метод планирования прибыли
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
б) исчисление объема товарной
продукции в плановом периоде по себестоимости
отчетного года и определение прибыли
на
товарную продукцию, исходя из базовой
рентабельности;
в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.
При этом методе прибыль
по несравнимой продукции
План по прибыли на следующий
год разрабатывается в конце
отчетного периода. Поэтому для
определения базовой
Прибыль в отчетном периоде
принимается в соответствии с
уровнем цен, действовавших к
концу года. Поэтому если в течение
истекшего года имели место изменения
цен или ставок налога на добавленную
стоимость и акцизов, повлиявшие
на сумму прибыли, то они учитываются
при определении ожидаемой
На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планового года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции.
Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.
Пример расчета прибыли аналитическим методом.
Прибыль по сравнимой товарной продукции в плановом году, исходя из базового уровня рентабельности, будет равна 434,8 тыс. руб. (891 * 48,8 / 100).
Прибыль по несравнимой товарной продукции исчисляется прямым счетом. В данном примере несравнимая товарная продукция в плановом году принята по плановой полной себестоимости в сумме 250 тыс. руб., а в действующих ценах (за минусом НДС и акцизов) – 300 тыс. руб. Следовательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию в предстоящем году составит 50 тыс. руб. (300 – 250).
Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом. Выпуск сравнимой товарной продукции в плановом году по себестоимости прошлого года исчислен в сумме 891 тыс. руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости предстоящего года определена в сумме 1400 тыс. руб.
Отсюда повышение
Планируемое изменение ассортимента продукции вызывает увеличение или уменьшение плановой прибыли. Для того чтобы определить влияние ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себестоимости в истекшем и плановом году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и плановом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия, принятую на уровне ожидаемого исполнения. Суммы полученных коэффициентов отражают средний уровень рентабельности в истекшем и плановом году.
Разница между ними показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль (см. таблицу В 2.2).
Средняя рентабельность в плановом году увеличивается по сравнению с отчетным годом на 0,45% (35,68 – 35,23). Таким образом, изменение ассортимента продукции в плановом году приведет к росту плановой прибыли на 4,01 тыс. руб. ((891 * 0,45) / 100).
На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.
Допустим, цены на всю реализуемую товарную продукцию предполагается увеличить в плановом году на 21%. Если планируемый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах, составит 1650 тыс. руб., то будет получено прибыли только за счет этого фактора на сумму 346,5 тыс. руб. ((1650 * 21): 100).
Для сводного расчета прибыли (см. таблица Г 2.3) следует учесть прибыль в остатках готовой продукции на начало планового года – 120 тыс. руб. и на конец планового года – 210 тыс. руб.
Заметим, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль.