Прибыль предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение прибыли фирмы как экономической категории. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, определивших структуру данной работы:
Раскрыть экономическую сущность прибыли;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

Введение

В наше время в условиях рыночной экономики получение прибыли  предприятием является непосредственной целью производства. Каждое предприятие  стремится получить как можно  большую прибыль при минимальных  затратах. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования  и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство какой-либо продукции, определяет, какую прибыль  оно сможет получить, ведь оно отвечает своим имуществом за ошибки, неправильно  принятые решения или совершенные  действия. Величина прибыли зависит  от производственной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Поэтому при рыночной экономике  одним из важнейших показателей  оценки эффективности деятельности предприятий является прибыль - качественный и наиболее эффективный показатель, полно отражающий эффективность  производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости и  т.д. 

Тема прибыли в современных  условиях очень актуальна, т.к. от нее  зависит финансовая устойчивость не только конкретного предприятия, но и страны и общества в целом. Прибыль  является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой  продукции, расширению ассортимента. И  самое главное, она является базой  экономического развития государства.

Целью данной работы является изучение прибыли фирмы как экономической  категории. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач, определивших структуру данной работы:

Раскрыть экономическую сущность прибыли;

Рассмотреть виды прибыли, выполняемые  функции, источники получения, принципы распределения прибыли, ее использования  и максимизации.

 

Понятие, источники и  функции прибыли.

На рынке товаров предприятия  выступают относительно обособленные товаропроизводители. 
 
Установив цену на продукцию, предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль: 
 
 
• если выручка равна или превышает себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; 
 
• если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение. 
 
Прибыль – основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. 
 
Валовой доход предприятия – это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, включающий в себя оплату труда и прибыль.  
 
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конкуренции. 
 
Существует три основных источника получения прибыли: 
 
• первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий; 
 
• второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит: 

1) от правильности выбора производственной  направленности предприятия по  выпуску продукции (выбор продуктов,  пользующихся стабильным спросом); 
 
2) от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей); 
 
3) от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); 
 
4) от структуры снижения издержек производства; 
 
• третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли. Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия (при административно – командной системе критерием выступала производительность труда). 

Прибыль выполняет ряд функций:

1. Прибыль является показателем  эффективности производства, она  ориентирует предприятие на достижение  лучших результатов при меньших  затратах труда.

2. Распределительная функция заключается  в том, что при ее участии  происходит распределение прибыльного  продукта между сферой производства  и непроизводственной сферой, между  предприятием и обществом, предприятием  и работниками.

3. Стимулирующая функция. Прибыль  стимулирует применение технического  прогресса в производстве, стимулирует  повышение результативности или  эффективности работы фирмы. Эффективность  определяется отношением результата  хозяйственной деятельности к  затратам. Именно ожидания получить  в будущем экономическую прибыль  заставляют фирмы осуществлять  инновации. Эти нововведения стимулируют  новые инвестиции, увеличивают общий  выпуск и занятость. Поэтому  погоня за прибылью с помощью  внедрения и использования инновации  одновременно способствует и  экономическому росту.

4. Прибыль является основным  элементом денежных накоплений, одним из главных источников  образования доходной части государственного  бюджета.

5. Помимо всего этого, прибыль  выполняет задачу более эффективного  распределения ресурсов среди  альтернативных видов производства, дистрибьюции и продаж. Предприниматели стремятся извлечь прибыль и избежать потерь. Наличие в отрасли устойчивой прибыли - это сигнал о том, что общество хотело бы расширить данную отрасль, в результате чего в нее начинается переток ресурсов от фирм и отраслей, не являющимися рентабельными. Таким образом, вознаграждение в виде прибыли становиться не только стимулом к расширению отрасли, но и финансовыми средствами, с помощью которых фирмы в этих отраслях могут увеличивать свои производственные мощности. И наоборот, убытки являются наказанием тем фирмам, которые не смогли направить свои производственные усилия на создание товаров и услуг, более всего нужных потребителю. Эти потери сигнализируют о том, что общество желало бы, чтобы масштабы не нужного ему производства сократились.

 

Виды прибыли и факторы, влияющие на неё.

В экономической практике различают  множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т. д.

Номинальная прибыль характеризует  фактический размер полученной прибыли.

Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными  уровнями объема производства и указывают, в какой области находится  предприятие (убыточности, безубыточности прибыльности). Минимальной считается  прибыль, которая обеспечивает предприятию  минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый  период.

Нормальная прибыль - минимальный  доход или плата, необходимая  для удержания предприятия в  определенной отрасли.

Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума.

Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается  в точке, в которой достигается  равенство предельного дохода и  предельных издержек.

Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах  отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной  прибыли определяется экономией  на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.

Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой  доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек). Источниками экономической прибыли  является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная  ситуация, не страхуемые риски (изменение  рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых  товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).

Бухгалтерская прибыль - разность между  полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли. Источниками бухгалтерской  прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные  операции.

Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.

Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.

Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.

Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.

Конечным финансовым результатом  хозяйственной деятельности предприятия  является балансовая прибыль. Балансовая прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных  с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных  товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета  всех хозяйственных операций предприятия  и оценки статей баланса. Использование  термина "балансовая прибыль" связано  с тем, что конечный финансовый результат  работы предприятия отражается в  его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три  укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных  операций.

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и  реализации продукции. Чем больше объем  реализации в конечном счете, тем  больше прибыли получит фирма  и наоборот. Зависимость прибыли  от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, таких, например, как рост цен, неизбежно  влечет сокращение объема прибыли. Поэтому  фирма должна принимать неотложные меры по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышений эффективности  производства. В свою очередь, совершенствование  расчетно-платежных отношений между  фирмами должно способствовать улучшению  условий реализации продукции, а  следовательно, росту прибыли.

Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение  уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли  и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль и наоборот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе  изменения уровня себестоимости  должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы  разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Цены устанавливаются самими предпринимательскими фирмами в зависимости от конкурентоспособности  производимой продукции, спроса и предложения  аналогичной продукции другими  производителями. Поэтому уровень  цен на продукцию и определенной степени является фактором, зависящим  от фирмы. Не зависящим от предприятия  фактором выступают государственные  регулируемые цены, устанавливаемые  на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и  т.д., таким образом, цены представляют собой третий крупный фактор, определяющий объем прибыли от реализации товарной продукции.

Также на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре  производимой и реализуемой фирмой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции, тем больше прибыли получит  предпринимательская фирма. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Все основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции, как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа  со стороны фирмы.

 

 

 

 

 

Принципы распределения прибыли и ее использование

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении  пересекаются интересы как общества в целом в лине государства, так  и предпринимательские интересы учредителей предприятия, и интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль.

Информация о работе Прибыль предприятия