Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:30, реферат
Целью данной работы является изучение прибыли фирмы как экономической категории. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, определивших структуру данной работы:
Раскрыть экономическую сущность прибыли;
Введение
В наше время в условиях
рыночной экономики получение прибыли
предприятием является непосредственной
целью производства. Каждое предприятие
стремится получить как можно
большую прибыль при
Тема прибыли в современных условиях очень актуальна, т.к. от нее зависит финансовая устойчивость не только конкретного предприятия, но и страны и общества в целом. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.
Целью данной работы является
изучение прибыли фирмы как
Раскрыть экономическую сущность прибыли;
Рассмотреть виды прибыли, выполняемые функции, источники получения, принципы распределения прибыли, ее использования и максимизации.
Понятие, источники и функции прибыли.
На рынке товаров предприятия
выступают относительно обособленные
товаропроизводители.
Установив цену на продукцию, предприятия
реализуют свою продукцию потребителям,
получая за нее денежную выручку. Однако
это еще не означает получение прибыли.
Для выявления финансового результата
необходимо сопоставить выручку с затратами
на производство продукции и ее реализацию,
т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие
получает прибыль:
• если выручка равна или превышает себестоимости,
то удается лишь возместить затраты на
производство и реализацию продукции
и прибыль отсутствует;
• если затраты превышают выручку, то
предприятие получает убыток, т.е. отрицательный
финансовый результат, что ставит его
в сложное финансовое положение.
Прибыль – основной источник финансовых
ресурсов предприятия, связанный с получением
валового дохода.
Валовой доход предприятия – это выручка
от реализации продукции (работ, услуг)
за вычетом материальных затрат, включающий
в себя оплату труда и прибыль.
В условиях рыночных отношений предприятие
должно стремиться если не к получению
максимальной прибыли, то по крайней мере
к тому объему прибыли, который позволял
бы ему не только прочно удерживать свои
позиции на рынке сбыта товаров и оказания
услуг, но и обеспечивать динамичное развитие
производства в условиях конкуренции.
Существует три основных источника получения
прибыли:
• первый источник образуется за счет
монопольного положения предприятия по
выпуску той или иной продукции или (и)
уникальности продукта. Поддержание этого
источника на относительно высоком уровне
предполагает постоянное обновление продукта.
Здесь следует учитывать такие противодействующие
силы, как антимонопольная политика государства
и растущая конкуренция со стороны других
предприятий;
• второй источник связан непосредственно
с производственной и предпринимательской
деятельностью. Практически он касается
всех предприятий. Эффективность его использования
зависит от знания конъюнктуры рынка и
умения адаптировать развитие производства
под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру.
Здесь все сводится к проведению соответствующего
маркетинга. Величина прибыли в данном
случае зависит:
1) от правильности выбора
2) от создания конкурентоспособных условий
продажи своих товаров и оказания услуг
(цена, сроки поставки, обслуживание покупателей);
3) от объемов производства (чем больше
объем производства, тем больше масса
прибыли);
4) от структуры снижения издержек производства;
• третий источник вытекает из инновационной
деятельности предприятия, его использование
предполагает постоянное обновление выпускаемой
продукции, обеспечение ее конкурентоспособности,
рост объемов реализации и увеличение
массы прибыли. Прибыль является основным
оценочным показателем хозяйственной
и коммерческой деятельности предприятия
(при административно – командной системе
критерием выступала производительность
труда).
Прибыль выполняет ряд функций:
1. Прибыль является показателем
эффективности производства, она
ориентирует предприятие на
2. Распределительная функция
3. Стимулирующая функция.
4. Прибыль является основным
элементом денежных накоплений,
одним из главных источников
образования доходной части
5. Помимо всего этого, прибыль
выполняет задачу более
Виды прибыли и факторы, влияющие на неё.
В экономической практике различают множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т. д.
Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли.
Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (убыточности, безубыточности прибыльности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.
Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли.
Максимальная прибыль
Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.
Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.
Экономическая прибыль представляет
собой разность между выручкой (валовой
доход) и экономическими издержками
(сумма явных и неявных
Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли. Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.
Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.
Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.
Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.
Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.
Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.
Конечным финансовым результатом
хозяйственной деятельности предприятия
является балансовая прибыль. Балансовая
прибыль - это сумма прибылей (убытков)
предприятия как от реализации продукции,
так и доходов (убытков), не связанных
с ее производством и реализацией.
Под реализацией продукции
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит фирма и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Падение объема производства при нынешних
экономических условиях, не считая
ряда противодействующих факторов, таких,
например, как рост цен, неизбежно
влечет сокращение объема прибыли. Поэтому
фирма должна принимать неотложные
меры по обеспечению роста объема
производства продукции на основе технического
его обновления и повышений эффективности
производства. В свою очередь, совершенствование
расчетно-платежных отношений
Вторым, не менее важным фактором,
влияющим на величину прибыли от реализации
товарной продукции, является изменение
уровня себестоимости продукции. Если
изменение объема реализации влияет
на сумму прибыли прямо
Фактором, напрямую определяющим величину
прибыли предприятия от реализации
продукции, являются применяемые цены.
Цены устанавливаются самими предпринимательскими
фирмами в зависимости от конкурентоспособности
производимой продукции, спроса и предложения
аналогичной продукции другими
производителями. Поэтому уровень
цен на продукцию и определенной
степени является фактором, зависящим
от фирмы. Не зависящим от предприятия
фактором выступают государственные
регулируемые цены, устанавливаемые
на продукцию предприятий-
Также на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой фирмой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции, тем больше прибыли получит предпринимательская фирма. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.
Все основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции, как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа со стороны фирмы.
Принципы распределения прибыли и ее использование
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лине государства, так и предпринимательские интересы учредителей предприятия, и интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль.