Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа
Целью работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методов ее преодоления.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
Раскрыть понятие безработицы;
Определить причины безработицы;
Выявить социальные и экономические последствия безработицы;
Рассмотреть методы государственного регулирования безработицы.
Введение………………………………………………………………………….4
Основная часть………………………………………………………………….4
1 Безработица – сущность и виды…………………………………………….4
1.1 Понятие безработицы…………………………………………………………4
1.2 Социально-экономические последствия безработицы………………………7
2 Теоретические основы безработицы………………………………………....9
2.1 Основные понятия и характеристики безработицы………………………….9
2.2 Квалификация безработицы………………………………………………….10
2.3 Уровень безработицы, основные показатели безработицы………………..12
3 Биржа труда, методы регулирования безработицы………………………14
3.1 Меры регулирования занятости в Новоторъяльском районе………………14
3.2 Государственная политика занятости………………………………………..17
Заключение ……………………………………………………………………....21
Глоссарий …………………………………………………………………….......23
Список используемых источников...……………………………………
Активная политика занятости тесно связана с организацией профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и содержанием, формами и технологиями профессионального обучения.
Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособие по безработице, информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, представляя возможность переучиться), так и с помощью макроэкономического регулирования экономики и безработицы.
2.2 Квалификация безработицы
Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную); искусственно низкую и вынужденную безработицу – открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую) и скрытую.
Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной и добровольной безработицы.
Фрикционная
безработица охватывает лица наемного
труда, находящихся в процессе перехода
на новое место работы. Этот вид безработицы
отличается добровольно низкой продолжительностью.
В этом случае требование кардинального
переобучения не выдвигается, поскольку
их профессионально-
Институциональная безработица – следствие снижения трудовой активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы, действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная защита и высокие ставки налогов. Данные вид безработицы не требует специфических содержаний, форм и технологий профессионального обучения незанятого населения. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры.
Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны тем, о которых говорилось применительно к институциональной.
Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий профессионального обучения.
Структурная
безработицы также вызвана научно-техническим
прогрессом. Зачастую она тесно переплетается
с технологической безработицей. Структурная
безработица возникает на начальном этапе
развития технологического вытеснения
рабочей силы и связана с несоответствием
профессионально-
Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических и прочих обстоятельств. В ряде случаев именно профессиональное обучение незанятого населения может решить тупиковые проблемы.
Циклическая безработица, возникает как результат падения спроса на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем профессионального обучения. Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим профессиональным качествам является относительно более «слабым».
Молодежная безработица – возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить) и после получения профессионального образования. Отсутствие перспектив не будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из-за этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов и т.д. Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер.
Женская безработица – один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда. Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье.
В заключении следует подчеркнуть, что содержание организационные формы и технологии профессионального обучения незанятого населения необходимо рассматривать во взаимосвязи со спецификой того или иного вида безработицы, характерного для данного города, региона.
2.3 Уровень безработицы, основные показатели безработицы.
В ходе принимаемых Правительством Республики Марий Эл мер в 2010 году удалось минимизировать социальные и экономические последствия кризисных явлений, достичь положительных результатов по ряду основных социально-экономических показателей реального сектора экономики.
В 2010 году социально-экономическое развитие Республики Марий Эл характеризовалось ростом (к уровню 2009 года) объемов промышленного производства (116,2%), объемов работ по виду деятельности «строительство» (136,5%), жилищного строительства (100,8%), розничного товарооборота (102,4%), увеличением среднедушевых денежных доходов населения (110,5%).
На этом фоне изменилась и ситуация в сфере занятости населения.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл численность занятого населения в 2010 году составляла 337,2 тысячи человек, увеличившись по отношению к 2009 году на 4,2%.
Основная часть (59,8%) занятого населения была сосредоточена в крупных и средних организациях. Среднесписочная численность работников данных организаций уменьшилась к уровню 2009 года на 4,5 тысяч человек или на 2,2% и составила 201,7 тысяч человек.
Уровень занятости населения вырос с 58,7% до 61,3%.
В 2010 году был сохранен контроль за высвобождением работников и ростом уровня регистрируемой безработицы в режиме еженедельного мониторинга.
По данным Маристата в декабре 2010 года суммарная численность работников, переведенная в режим неполной занятости, уменьшилась на 39,2% (к соответствующему периоду 2009 года) и на конец составляла 4,5тысяч человек.
Общая безработица в республике в 2010 году по отношению к среднему показателю 2009 года уменьшилась на 2,8 тысяч человек и составила 39,7 тысяч человек. Уровень общей безработицы за этот период снизился с 11,6% до 10,5% численности экономически активного населения.
Демографическая ситуация в республике отражала среднероссийские тенденции и характеризовалась преобладанием естественной убыли населения. Число родившихся в 2010 году уменьшилось на 1,3%, а число умерших увеличилось на 1,1%.
В 2010 году в республику прибыло 9853 человека, выбыло 11489 человек, миграционная убыль составила 1636 человек.
Рынок труда в течение года пополнялся за счет граждан, уволенных с предприятий по собственному желанию, высвобожденных с предприятий, выпускников учебных заведений, уволенных из Вооруженных сил, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.
За предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения в 2010 году в органы службы занятости населения обратилось 53,8 тысяч человек, что выше 2009 года на 2,3 тысячи человек. При этом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, уменьшилось на 10,9 тысяч человек, среди которых 78,8% - незанятые трудовой деятельностью граждане.
Численность безработных граждан сократилась на 23,2% или на 1778 человек по отношению к апрелю 2010 года (в данный период зарегистрирована максимальная численность – 76658 человек) и по состоянию на 1 января 2011 года составила 5880 человек.
Уровень регистрируемой безработицы сократился на 0,19% и на 1 января 2011 года составил 1,61% (Приложение В).
Заявленная работодателями потребность в работниках за 2010 год выросла с 1695 до 2460 единиц, коэффициент напряженности снизился с 4,3 до 2,5 граждан, претендующих на одну вакансию или на 1,8 единицы.
3.1 Меры регулирования занятости в Новоторъяльском районе.
Реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения в районе проводится под руководством Администрации района. С 1991 года в районе работает координационный комитет содействия занятости населения, председателем которого является из заместителей Главы Администрации. На заседаниях координационного комитета рассматриваются вопросы связанные с ситуацией на рынке труда, формированием основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства, перспективы и приоритеты политики занятости на территории района, заслушиваются отчеты и информации глав администрации сельских советов, работодателей.
Регулирование политики занятости на территории района происходит прежде всего через принятие Программы содействия занятости населения, распоряжений и постановлений Администрации района.
Как в целом по республике, так и в районе ежегодно принимаются:
-
Программа содействия
-
Постановления Главы
Районная Программа содействия занятости населения представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, законодательных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение активной политики занятости и социальную поддержку безработных. При разработке программы учитываются следующие причины, характеризующие концептуальные подходы к реализации государственной политики занятости населения:
- комплексный подход к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и т.д.) способствующих обеспечению продуктивной занятости населения в соответствии с его потребностями в рабочих местах.
- приоритет активных действий в политике на рынке труда (содействие в трудоустройстве, профобучение и содействие в развитие предпринимательской деятельности и др.).
-
эффективное использование
Приоритеты Программы определяются исходя из целей и задач политики занятости с учетом особенностей социально-экономического развития района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет экономический отдел Администрации, районный отдел занятости населения совместно с органами самоуправления.
Механизм контроля за реализацией Программы включает:
-
ежеквартальное отслеживание
-
подготовка полугодовых и
-
рассмотрение вопросов
-
внесение корректировок в
В соответствии со своей компетенцией органы местного самоуправления и отдел занятости района решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных Законом РФ «О занятости населения в РФ», другими законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Администрации сельских поселений совместно со службой занятости регулярно составляют баланс трудовых ресурсов, в связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях, разрабатывают и реализуют мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе предупреждению массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и созданию новых рабочих мест, организации временных и общественных работ.
Вопросы занятости населения всегда включаются в Программу социально-экономического развития района, ибо экономическое и финансовое положение во многом определяют состояние занятости и в целом благосостояния людей.
Произошедшие экономические преобразования и изменения структуры собственности привели к существенным переменам в области трудовых отношений.
Приоритетными направлениями службы занятости в повышении уровня занятости безработных граждан будут:
-
дальнейшее усиление
- введение процедур профилировании безработных в вопросах трудоустройства и выплаты пособий.
-
максимально возможное
-
создание новых и повышение
эффективности существующих
-
обучение и переобучение
-
оказание дифференцированной
Будет осуществляться переориентация ресурсов на оказание эффективной помощи в трудоустройстве безработных, испытывающих серьезные трудности в плане самостоятельного поиска работы. Всего в течение года предполагается трудоустроить 220 незанятых граждан.
3.2 Государственная политика занятости.
Ситуация с занятостью трудоспособного населения, сложившаяся в ряде регионов РФ, вызывает серьезное беспокойство. При переходе к рыночным отношениям проблема устройства на работу становится весьма актуальной. Чтобы не допустить безработицы как устойчивого социального явления, обеспечить защиту права граждан на труд, выработана и принята государственная политика занятости.
Политика занятости включает:
-
правовое регулирование