Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методов ее преодоления.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
Раскрыть понятие безработицы;
Определить причины безработицы;
Выявить социальные и экономические последствия безработицы;
Рассмотреть методы государственного регулирования безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Основная часть………………………………………………………………….4
1 Безработица – сущность и виды…………………………………………….4
1.1 Понятие безработицы…………………………………………………………4
1.2 Социально-экономические последствия безработицы………………………7
2 Теоретические основы безработицы………………………………………....9
2.1 Основные понятия и характеристики безработицы………………………….9
2.2 Квалификация безработицы………………………………………………….10
2.3 Уровень безработицы, основные показатели безработицы………………..12
3 Биржа труда, методы регулирования безработицы………………………14
3.1 Меры регулирования занятости в Новоторъяльском районе………………14
3.2 Государственная политика занятости………………………………………..17
Заключение ……………………………………………………………………....21
Глоссарий …………………………………………………………………….......23
Список используемых источников...……………………………………

Файлы: 1 файл

К.Р., Потапкина Н.А., Макроэкономика.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

- экономический механизм формирования  и функционирования рынка труда, стимулирование создания дополнительных  рабочих мест, оказание финансовой поддержки предпринимательской деятельности, создание специальных экономических зон с режимами наибольшего благоприятствования в вопросах занятости;

- организационное обеспечение реализации  государственной политики занятости, выделение в системе органов управления специальной структуры, осуществляющей бесплатную помощь незанятому населению в трудоустройстве, профессиональной ориентации, переподготовке и обучении, оказывающей материальную поддержку гражданам, оказавшимся без работы. В качестве такой социальной структуры создана государственная служба занятости.

Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:

- оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

- разработку и реализацию федеральной, территориальных и других целевых  программ содействия занятости  населения, включая программы содействия  занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- содействие гражданам в поиске  подходящей работы, а работодателям  в подборе необходимых работников;

- организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных выплат  в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения  по направлению органов службы  занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;

На территориях субъектов Российской Федерации органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Государственная политика в области содействия занятости населения предусматривает:

1.Государство  проводит политику содействия  реализации прав граждан на  полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2.Государственная  политика в области содействия  занятости населения направлена  на:

Развитие трудовых ресурсов;

Обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

Поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

Обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица пред пенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей – инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм.

Сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения.

Эти положения Закона РФ «о занятости населения в РФ» определяют политику РФ в сфере занятости населения. Государство должно осуществлять активную политику, направленную на содействие полной занятости в целях стимулирования экономического роста и развития страны, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы.

Политика в области занятости должна учитывать стадию и уровень экономического развития государства, и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями. Она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Меры, которые следует принять для достижения провозглашенных целей, должны быть определены, и их необходимо периодически пересматривать в рамках координированной экономической и социальной политики. Принятие решений в сфере занятости требует согласованных действий со стороны государства, представителей, предпринимателей и трудящихся.

Конституция РФ гарантирует право на защиту от безработицы. В статье 5 настоящего закона перечислены основные проблемы, которые должны решаться в РФ с помощью государства. Главный акцент в этой статье сделан на развитие трудовых ресурсов; обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Большое внимание в политике занятости должно быть уделено обеспечению социальной защиты в области занятости населения, проведению специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Заключение

Безработица представляет собой растрату ресурсов. Потенциально безработные могли бы внести вклад в увеличение национального дохода, но не делают этого. Те, кто ищет работу, соответствующую их квалификации, радуются, когда они ее находят, а те, кто ждет рабочих мест на фирмах с зарплатой выше равновесного уровня, рады, когда там открывается вакансия. Ясно, что безработный предпочел бы быть работающим.

К сожалению, простого пути сокращения безработицы не существует. Правительство не в состоянии ни сделать так, чтобы процесс поиска работы совершался мгновенно, ни существенно приблизить заработную плату к равновесному уровню. «Нулевая» безработица недостижима в рыночной экономике.

Тем не менее, правительственная политика не является совершенно бессильной в борьбе за снижение уровня безработицы. Программы по профессиональной подготовке рабочих, система страхования по безработице, минимум заработной платы и законы, регулирующие заключение коллективных договоров, часто являются темами политических дебатов. Предполагается, что выбор той или иной политики способен существенно повлиять на уровень безработицы.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы:

1.Естественный  уровень безработицы представляет  собой устойчивую на протяжении  длительного периода долю безработных  в рабочей силе. Он зависит  от показателей количества нанимаемых  на работу и количества увольняемых  с работы.

2.Поскольку на поиск работы, наилучшим образом соответствующей навыкам и вкусам конкретного работника, уходит определенное время, неизбежно существование некоторой фрикционной безработицы. Экономическая политика, такая как, например, страхование по безработице, влияет на уровень безработицы.

 

3.Безработица  ожидания возникает, когда реальная  заработная плата превышает уровень, соответствующий равенству спроса  и предложения труда. Законодательные  акты, регулирующие минимальный  размер заработной платы, является  одной из причин, вызывающих жесткость заработной платы. Другой причиной являются профессиональные союзы или угроза из возникновения. Наконец, теория стимулирующей заработной платы допускает, что в силу разнообразных причин фирме может выгоднее поддерживать заработную плату своих работников на высоком уровне, несмотря даже на избыточное предложение труда.

4.Вывод  о том, какой характер носит  безработица – долгосрочный или  краткосрочный – зависит от  интерпретаций данных. Для большей  части безработных период нахождения без работы относительно непродолжителен. Однако наибольший вклад в общую продолжительность безработицы вносит небольшое число людей, долгое время находящихся без работы.

5.Выработка  со стороны государства экономических  и социальных мер, предусматривающих уменьшение отрицательного влияния безработицы на общество, обусловлена необходимостью поддержания социально-экономической стабильности общества.    

В ближайшие нелегкие годы России предстоит познать несколько аксиом. Общество в состоянии справится с уровнем безработицы трудоспособного населения. В последние 25 лет к такому выводу пришли практически все промышленно развитые страны мира. Российское правительство может и должно оказывать финансовую помощь безработным, чтобы потеря работы не становилась для человека личной катастрофой, какой она была в 20 веке.

В заключение нельзя не указать на то, что России предстоит испытать многие из тех трудностей, с которыми сталкивается Западная Европа, США и Япония. Этим странам тоже приходится бороться с высокой, и порой растущей, безработицей. Наиболее важным фактором разрешения этой проблемы является реалистический уровень средней заработной платы в сочетании с гибким рынком трудовых ресурсов.     

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Безработица

Явление в экономике, при которой часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственной дело, не может продать (применить) свою рабочую силу.

2

Вакансия

Свободное рабочее место на предприятии, в учреждении, в учебной заведении и т.д.; незамещенная должность.

3

Государственный фонд занятости населения

Государственный внебюджетный фонд, образованный в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ»; предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.

4

Занятость населения

Деятельность граждан, связанная с удовлетворением и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству России и, как правило, приносит им заработок (доход).

5

Занятость полная

Состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе.

6

Ищущий работу

Лицо, намеренное найти новое постоянное место работы при потере прежнего или изменить место работы в том случае, если оно по каким-либо причинам его не устраивает.

7

Место работы

Часть пространства, приспособленная для выполнения работником (или группой работников) производственного задания.

8

Незанятость вынужденная

Безработица, порожденная высвобождением в результате ряда объективных процессов, происходящих но производстве, модернизация производства, изменение структуры управления, так называемая технологической безработицей.

9

Рабочая сила

Политэкономическое значение – способность человека к труду, т.е. трудоспособность, знания и умения, позволяющее выполнять определенную работу в трудовом процессе. 

10

Трудоустройство

Содействие гражданам в поиске и устройстве на работу. Осуществляется федеральной государственной службой занятости.


 

Список использованных источников

    1

Газета «Сельская новь», 2010г.

    2

Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл: Занятости и безработица в Республике Марий Эл в 2010 году.

     3

Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации». Справочная правовая система Консультант Плюс.

4

Колосов В. “Правовое регулирование занятости”, “Советские  профсоюзы” N2-92г 5. Г.Г. Руденко “Служба занятости и ее функции”, Москва,   РЭА, 1992г.

5

Карташева А., Кубишин Е. “Ситуация на рынке труда: направления  развития”, “Экономист” N12-92г.

6

Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика

7

О роли государства в возрождении созидательного потенциала России / C.В. Рогов Российский экономический журнал. — 2005.

8

Социально-трудовые отношения в условиях переходной экономики / Н.С. Подшибякина // Общество и экономика. — 2006.

9

Структура российской рабочей силы: особенности и динамика /  Капелюшников Р.А. // Вопросы экономики. — 2006.

10

Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики

11

Экономика труда: теоретический и практический анализ: учебник. М.: Экзамен, 2007.


 

Приложения

А

Б


 

 


 



Информация о работе Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы