Причины неудач внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в раскрытии вопроса, связанного с сущностью внутрифирменного планирования.
Задачами работы являются:
- Раскрыть сущность и принципы внутрифирменного планирования;
- Выделить основные виды и инструменты внутрифирменного планирования;
- Рассмотреть причины неудач внутрифирменного планирования;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1.Сущность и принципы внутрифирменного планирования…………………..3
2.Основные виды внутрифирменного планирования…………………………5
3.Основные инструменты внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях…………………………………………………11
4.Причины неудач внутрифирменного планирования………………………12
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………...……………17

Файлы: 1 файл

внутрифирменное планирование - копия.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

                                         Содержание

               

Введение………………………………………………………………………….2

1.Сущность и принципы внутрифирменного планирования…………………..3

2.Основные виды внутрифирменного планирования…………………………5

3.Основные инструменты внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях…………………………………………………11

4.Причины неудач внутрифирменного планирования………………………12

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы……………………………...……………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

                                    

                                             Введение

 

Внутрифирменное планирование занимает важнейшее положение  в рыночной экономике. Оно позволяет  соединять в общей экономической  системе взаимные интересы государства, фирм и домашних хозяйств.

Планирование  деятельности стало в настоящее  время экономической основой  свободных рыночных отношений отдельных  людей и целых трудовых коллективов, малых и крупных предприятий, всех хозяйствующих субъектов и  экономических объектов с различными формами собственности.

Содержание  внутрифирменного планирования как  функции управления состоит в  обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учетом материальных источников его обеспечения и  рыночного спроса.

Сущность  внутрифирменного планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия, каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

 Внутрифирменное  планирование опирается на выявление  и прогнозирование потребительского  спроса, анализ и оценку имеющихся  ресурсов и перспектив развития  хозяйственной рыночной конъюнктуры. 

Цель  работы заключается в  раскрытии вопроса, связанного с сущностью внутрифирменного планирования.

   Задачами работы являются:

- Раскрыть сущность и принципы внутрифирменного планирования;

- Выделить основные виды и инструменты внутрифирменного планирования;

- Рассмотреть причины неудач внутрифирменного планирования;

 

         1. Сущность и принципы внутрифирменного планирования

Внутрифирменное планирование занимает важнейшее положение  в рыночной экономике. Оно позволяет  соединять в общей экономической  системе взаимные интересы государства, фирм и домашних хозяйств. В странах  с развитыми рыночными отношениями  основной задачей государственного регулирования является поддержание  равновесного состояния экономики, обеспечение экономического роста  и повышение качества жизни людей.

Внутрифирменное планирование - это создание системы  долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих:

- стратегию  и тактику деятельности фирмы;

- прогноз  развития внешнего окружения; 

- цели  функционирования;

- другие  системообразующие факторы.

Внутрифирменное планирование также направлено на развитие производства материальных благ, удовлетворение различных потребностей людей и  получение прибыли. В рыночной экономике  государство и предприятие являются основными независимыми субъектами планово-регулируемой производственно-хозяйственной  деятельности.

Принципы  внутрифирменного планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии.

1. Принцип  единства предполагает системный  характер планирования. Понятие  "система" означает:

взаимосвязь между подразделениями;

наличие единого направления развития подразделений, нацеленного на основные задачи предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений  становятся возможными в рамках вертикального  единства фирмы;

существование совокупности элементов (подразделений).

2. Координация  планов отдельных подразделений  выражается в том, что:

нельзя  эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи  с другими (например, цехов основного  производства без увязки с работой  транспортного, ремонтного, энергетического  и складского хозяйства);

любые изменения  в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других. Следовательно, взаимосвязь и одновременность - ключевые черты координации планирования на предприятии.

3. Принцип  участия означает, что каждый  специалист (менеджер) компании становится  участником плановой деятельности  независимо от занимаемой должности  и выполняемой им функции.

4. Принцип  непрерывности заключается в том, что процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок - план производства - план по маркетингу - план движения денежных средств).

В то же время неопределенность внешней  среды и наличие непредусмотренных  изменений внутренней обстановки требуют  корректировки и уточнения планов корпорации.

5. Принцип  гибкости тесно связан с предыдущим  и заключается в придании планам  и процессу планирования в  целом особенности изменять свою  направленность в связи с наступлением  непредвиденных обстоятельств. Поэтому  планы должны содержать так  называемые "резервы безопасности" (производственных мощностей, ресурсов  и т.д.).

6. Принцип  точности предполагает, что внутрифирменные  планы должны быть детализированы  и конкретизированы в той степени,  в какой позволяют внутренние  и внешние условия деятельности  компании.

Планирование  имеет как преимущества, так и  недостатки. К преимуществам планирования относится:

-стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;

-обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;

-улучшение координации действий исполнителей;

-усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;

-более рациональное использование ограниченных ресурсов;

-возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

Недостатки  планирования:

-невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;

-стабильность принятого решения, что может обернуться убытки при динамичных обстоятельствах бизнеса;

-необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

Поэтому желательно, чтобы предприниматель  имел план из-за сложных и быстроменяющихся условий бизнеса (в частности, сбыта  и конкуренции), которые надо заранее  прогнозировать и продумывать, а  также разработать своевременные  и оптимальные действия по нивелированию  их негатив

            2. Основные виды внутрифирменного планирования

Вид планирования обусловлен характером задач, которые  ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней). 

Группировка планов на долгосрочный, текущий и  оперативный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения  конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие  может включаться во все виды планов.

В целом  долгосрочное, текущее и оперативное  планирование взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается  в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием .

Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.

Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах. Главными функциями экономического прогнозирования являются:

- анализ  экономических, социальных, экологических  и научно-технических тенденций; 

- оценка  сложившихся ситуаций и выявление  узловых проблем хозяйственного  развития;

- анализ  направлений изменения в соответствующих  областях, оценка их действий  в будущем и предвидение новых  экономических проблем; 

-  определение  возможных альтернатив развития  в перспективе; 

- накопление  достаточной информации для всестороннего  обоснования принятия оптимальных  плановых решений. 

Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми  ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии.

Стратегическое  планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы  управления и основывается на огромных ресурсах.

Существует  несколько вариантов стратегических планов развития предприятия:

- суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;

- функциональный план отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;

- экономический  план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;

- план  развития предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи с реализацией суммативного плана.

Особое  значение стратегическое планирование имеет для крупных корпораций, объединяющих технологически близкие  предприятия и организации. Концентрация капитала и диверсификация производства позволяют им повышать эффективность  своей деятельности, стабильно функционировать  в конкурентной рыночной среде. Стратегическое планирование охватывает основные сферы  деятельности корпорации, в частности, формирование глобальных целей развития и определение их возможных изменений, оптимальное распределение и  эффективное использование всех видов ресурсов, внутреннюю координацию  в стратегии входящих в корпорацию организаций, адаптацию к элементам внешней среды, поиск организационных стратегий.

Разработка  долгосрочного плана. На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Среднесрочное планирование

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий  периоду обновления производственного  аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы  в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции  и расширение ассортимента); стратегия  сбыта (структура сбытовой сети и  ее развитие, степень контроля над  рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия(объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика ( состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения и учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. 

Информация о работе Причины неудач внутрифирменного планирования