Приватизация медицинских объектов и организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в экономике страны, многоукладности российского здравоохранения, специфика медицинских услуг, а также высокая степень социальной ответственности здравоохранения за конкурентоспособность России в условиях глобализации мировой экономики требуют участия государства в регулировании отношений в сфере предоставления медицинской помощи и охраны здоровья населения.
В системе экономических отношений, которые складываются в здравоохранении, как и в любой другой сфере, главную роль играет категория собственности.

Содержание работы

Введение 2
1. Отношения собственности и их связь со здравоохранением 3
2. Организационно-правовые формы учреждений здравоохранения 6
3. Приватизация медицинских объектов и организаций 12
Заключение 15
Ответ на вопрос 16
Список использованных источников и литературы 19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1. Отношения собственности  и их связь со здравоохранением 3

2. Организационно-правовые  формы учреждений здравоохранения 6

3. Приватизация медицинских  объектов и организаций 12

Заключение 15

Ответ на вопрос 16

Список использованных источников и литературы 19

 

 

 

 

 

Введение

Развитие рыночных отношений в экономике страны, многоукладности российского здравоохранения, специфика медицинских услуг, а также высокая степень социальной ответственности здравоохранения за конкурентоспособность России в условиях глобализации мировой экономики требуют участия государства в регулировании отношений в сфере предоставления медицинской помощи и охраны здоровья населения.

В системе экономических отношений, которые складываются в здравоохранении, как и в любой другой сфере, главную роль играет категория собственности.

Категория собственности в медицине выражает экономические отношения по поводу присвоения (владения, распоряжения, использования) средств производства – лечебно-профилактических учреждений, оборудования, инструментов, медицинской техники, лекарственных препаратов и т.д. Традиционной, преобладающей формой собственности, на базе которой складывались экономические отношения в здравоохранении России, была государственная собственность. В 90-е годы XX столетия происходят существенные изменения в собственности, активно идет процесс разгосударствления, в результате которого меняется ее структура.

Однако, и в настоящее время процесс регламентации отношений собственности и связанных с ним преобразований организационно-правовых форм учреждений здравоохранения не завершен, что обуславливает актуальность данной темы исследования.

Целью настоящей работы является изучение отношений собственности в сфере здравоохранения.

Цель предопределяет задачи исследования:

- изучение основных форм  собственности в сфере здравоохранения;

- исследование организационно-правовых  форм медицинских учреждений;

- изучение процесса приватизации  в сфере здравоохранения.

1. Отношения собственности  и их связь со здравоохранением

Собственность занимает господствующее положение в системе экономических отношений в здравоохранении. Отношения собственности определяют характер производства, распределения, обмена и потребления услуг и товаров медицинского назначения.

 

Различают субъекты и объекты собственности. Субъекты собственности в системе здравоохранения представляют лица, которые вступают в отношения собственности. Это физические и юридические лица, государство. Объекты собственности объединяют то, по поводу чего возникают отношения собственности. Объектом собственности в здравоохранении могут быть здания, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства, ценные бумаги, земельные участки, результаты интеллектуальной деятельности.

Следует обратить особое внимание на то, что многие объекты собственности в системе здравоохранения представляют собой интеллектуальную собственность. Это - открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, бренд и др. Права интеллектуальной собственности защищены особыми законами. В России к ним относятся Федеральные законы «Об авторском праве и смежных правах», «O правовой охране программ для электронных вычислительных машин», «О правовой охране типологий интегральных схем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Патентный закон Российской Федерации»1.

Ряд субъектов экономики не обладают правом собственности. В России к ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения и государственные корпорации. Они ведут экономическую деятельность соответственно на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие в здравоохранении, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом лишь в определенных пределах. За собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении, сохраняется решение следующих вопросов: создание предприятия; определение предмета и целей деятельности; реорганизация и ликвидация предприятия; назначение директора (руководителя); осуществление контроля за использованием имущества по назначению и его сохранностью. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Субъекты здравоохранения, действующие на праве оперативного управления (государственные учреждения), имеют право распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества2.

Основные формы собственности в сфере здравоохранения выглядят следующим образом.

Государственная (муниципальная) форма собственности. Ее субъект – государство в лице министерства, республиканского, областного, городского и районного отделов здравоохранения. Объекты государственной собственности – поликлиники, больницы и т.д., в которых оказывается медицинская помощь. Эта форма собственности сохранится, ибо государство, ставящее в приоритет своей деятельности общечеловеческие ценности и социальную защищенность своих граждан, не может выполнять своих функций без собственной государственной системы здравоохранения. Она должна гарантировать качественный бесплатный уровень медицинского обслуживания малообеспеченным слоям, инвалидам, нетрудоспособным, детям. Однако ее монопольная роль будет сдерживаться через формирование и развитие других форм собственности. 
Частная форма собственности в здравоохранении, лежащая, прежде всего, в основе индивидуальной практики (врачебной, стоматологической и т.д.) и медицинского предпринимательства (производства товаров и услуг, в сфере оборота ЛС и т.д.). Она способствуют насыщению рынка медицинских услуг, внедрению научно-технического прогресса, преодолению монополизма, расширению конкуренции, повышению экспортного потенциала. 
Выделяют коллективную (коллективно-долевую) собственность, на основе которой в настоящее время работают медицинские организации в форме обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ. 
Можно выделить смешанную форму собственности в виде совместных предприятий и акционерных обществ (например, сочетание государственной и частной иностранной или российской собственности, реализуемое в организационно-правовой форме также ООО, АО и т.д.)3.

2. Организационно-правовые  формы учреждений здравоохранения

Больницы, поликлиники и т.д. в порядке обобщения называются учреждениями здравоохранения. Термин «медицинское учреждение» или «учреждение здравоохранения» можно встретить во многих нормативных актах. Однако определения понятия «учреждение здравоохранения» (медицинское, лечебно-профилактическое учреждение) не содержит ни один действующий нормативно-правовой акт4.

Основываясь на Конституции РФ, медицинские учреждения функционируют в рамках государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, при этом, в отличие от частных медицинских учреждений, имущество которых находится в частной собственности, государственные и муниципальные медицинские учреждения имеют другой организационно-правовой статус: они находятся соответственно в собственности государственных органов власти и органов местного самоуправления, которые выступают учредителями данного типа медицинских учреждений5.

Гражданский кодекс РФ6 признает учреждением организацию, созданную собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично (ст. 120). Следовательно, медицинские учреждения как некоммерческие организации, во-первых, призваны выполнять социально-культурные функции, во-вторых, они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Следует заметить, что текущее законодательство в современных условиях постепенно отходит от использования в качестве базовых понятий «учреждение здравоохранения» и «медицинское учреждение», а переходит к более традиционному понятию – «организация здравоохранения»7.

Так, ст. 2, 72 проекта Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации» дает понятие организации здравоохранения - это предприятия, учреждения и организации системы здравоохранения независимо от формы собственности.

Таким образом, понятие «организация здравоохранения» («медицинская организация») является более широким по отношению к понятию «учреждение здравоохранения» («медицинское учреждение»).

Тем не менее, на сегодняшний день преобладающей организационно-правовой формой организаций здравоохранения остается учреждение (государственное и муниципальное). Основными факторами, влияющими на избрание именно данной формы, являются: традиционность использования и, как следствие, сложившаяся наработанная нормативная правовая база, регламентирующая вопросы функционирования учреждений (в немалой степени этому способствуют нормы Гражданского кодекса РФ, предусматривающие в качестве одной из форм организаций, создающихся для достижения специфических некоммерческих целей, учреждение); оптимальность данной конструкции для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется «ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности»8; обеспечение баланса интересов собственника (государства) и организации, обусловливаемое четкостью и, в определенной мере, прозрачностью механизма финансирования9.

По формам собственности медицинские учреждения подразделяются на государственные (федеральные и субъектов) и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, частные организации.

Основной целью деятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений в соответствии с уставами является «оказание квалифицированной медицинской помощи взрослому, подростковому и детскому населению в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи», которая предоставляется бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Во исполнение данного конституционного положения законодательством РФ не предусматривается возможность для учреждений здравоохранения отказаться от оказания бесплатной медицинской помощи гражданину по причине своего ненадлежащего финансирования10.

В свою очередь, для целей социальной медицины и организации здравоохранения учреждения государственной и муниципальной собственности распределены по видам (отраслям) здравоохранительной деятельности: лечебно-профилактическая, охрана здоровья (медицинская помощи) женщинам и детям, санитарно-противоэпидемическая, медико-фармацевтическая, медико-образовательная и научно-исследовательская, санаторно-курортная, патологоанатомическая (включая судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу), а также медико-страховая (ОМС)11.

Проблема неэффективности организационно-правовой формы учреждения обсуждалась в течение многих лет, предлагались различные варианты ее изменения, в том числе как использование предусмотренных законодательством организационно-правовых форм юридических лиц, так и введение в гражданский оборот новых форм12.

Попыткой изменить сложившуюся ситуацию и ускорить темпы оптимизации системы бюджетных учреждений явилось принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»13 (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ).

Изменения, вносимые Федеральным законом № 83-ФЗ, можно условно разделить на две основные группы.

Первая группа изменений касается выделения нового типа государственного (муниципального) учреждения - казенного учреждения и определения его организационно-правового статуса.

Вторая группа вносимых в законодательство изменений затрагивает положение существующих на настоящий момент бюджетных учреждений.

Схематично типы учреждений и регламентирующие их законодательные акты согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 83-ФЗ, можно изобразить следующим образом.

В редакции, действующей до 01.01.2011, ФЗ «О некоммерческих организациях» не распространял свое действие на государственные и муниципальные учреждения (в том числе на бюджетные и автономные), а согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 83-ФЗ, ФЗ «О некоммерческих организациях» становится одним из основополагающих нормативно-правовых актов, определяющих положение бюджетных учреждений.

Положения же Бюджетного кодекса РФ, определявшие основные положения деятельности бюджетных учреждений до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом 83-ФЗ, только косвенно касаются бюджетных и автономных учреждений в части отнесения денежных средств, выделяемых данным типам учреждений в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, к бюджетным ассигнованиям. Основным типом государственного (муниципального) учреждения, являющимся предметом регулирования Бюджетного кодекса РФ, является казенное учреждение14.

Таким образом, новым типом учреждения, ориентируясь на название, является казенное учреждение, но, по сути, новым является - бюджетное учреждение, под прежним названием появляется совершенно иная форма, значительно отличающаяся от прежней формы по своим правовым и экономическим характеристикам.

При этом государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ ОМС, не могут быть созданы в виде казенных учреждений, соответственно, можно сделать вывод, что основными типами учреждений в здравоохранении станут бюджетные и автономные.

Бюджетное и автономное учреждения приобретают некоторые общие черты и принципиально отличаются от нового типа - казенного учреждения.

Давая определение автономного учреждения, законодатель меняет определение учреждения, данное ранее п. 1 ст. 120 ГК РФ. В статье ГК РФ в новой редакции «учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера»15.

Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ и оказанием услуг. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных законом источников.

Стоит отметить, что принятый Федеральный закон от 29.11.2010 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает переход на одноканальное финансирование, что предполагает совершенно иной механизм финансирования, нежели выделение субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, что создает ряд проблем, связанных с увязкой объемных и финансовых показателей в деятельности государственных (муниципальных) учреждений16.

Информация о работе Приватизация медицинских объектов и организаций