Проблемы развития инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.
Факторы, определяющие инновационное развитие:
- рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);
- среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);
- кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);
- ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).

Содержание работы

Введение
1. Инновационная деятельность
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение
1.2 Инновационный процесс как объект управления
1.3 Структура инновационного процесса
1.4 Классификация инноваций
2. Проблемы развития инновационной деятельности в России
2.1 Формирование условий инновационного развития экономики
2.2 Анализ современного состояния инновационной сферы
2.3 Перспективы развития инновационной деятельности в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инновации на производстве.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Над решением этих острых проблем  нужно усиленно и терпеливо работать и понимать, что это займет довольно долгий период времени. История всех без исключения стран, вырвавшихся из нищеты и отсталости, свидетельствует о неизбежности прохождения страной многолетнего стартового этапа сдерживания потребительских доходов и перекачки средств в сферу производственного накопления. Более того, в каждой из стран, рвущихся к успеху, работала на этом этапе мобилизационная модель, и соблюдался строжайший, даже жесткий режим экономии.

Доля России на мировом рынке  наукоемкой продукции катастрофически  низка, всего 0,3% (США - 36%, Япония - 30%, Китай - 6%). Поддержка должна в первую очередь оказываться инновационной деятельности, направленной на создание и производство продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. Для этого, в начале, необходимо определить, какие инновации сейчас нужны России.

Прежде всего, необходимо создать нормальные условия работы специалистов в области инновации, необходимо конкретизировать и детализировать определение инновационной деятельности и ее результатов. Важный недостаток определений Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» от 24.07. 1998 г. №832 состоит в отсутствии национальной определенности «результатов научных исследований и разработок». Сфера действия закона оказалась шире чем надо, поскольку позволяла трактовать как инновацию любое усовершенствование, даже приобретение нового оборудования. Поскольку речь идет о повышенном государственном внимании и льготах, под эти понятия пытались подвести все, что угодно. Расплывчатость определений оказалась выгодной настолько многим и незамедлительно была использована настолько широко, что привело к колоссальным финансовым потерям и, в результате, к отмене или блокированию практически всех льгот для субъектов научно-технической деятельности.

Управление инновационной  деятельностью должно основываться на активном воздействии на процесс  создания патентоспособных технических  решений с целью повышения  их продуктивности, как в количественном, так и в качественном отношении. Пока данная стратегия является недостижимой. В России доля используемых изобретений, по данным ФИПС, это около 2,5% от общего числа запатентованных. По расчетам специалистов в среднем творческая активность изобретателей России составляет 1/40, т.е. всего лишь один патент выдается на сорок специалистов, а инновационная эффективность в сфере НИОКР России составит 1/1600. Это означает одно используемое изобретение в год на 1600 специалистов. К примеру, творческая активность американских специалистов в пять раз выше.

Для активизации инновационной деятельности бизнеса необходима государственная поддержка разработки и внедрения конкурентоспособных продуктов, обязательно основанных на патентоспособных изобретениях. Важно разработать систему предоставления льгот и субсидий предприятиям, производящим подобные продукты, поскольку они несут большие расходы и риски, нежели сами изобретатели. Те же, в свою очередь, зная о предоставляемых поощрениях производителям продуктов на основе их изобретений, будут более качественно и серьезно подходить к вопросу создания нового изобретения и к установлению здоровой справедливой цены за использование лицензии на него. Подобная политика, даже не будучи прямо направленной на стимулирование создания изобретений, оживит спрос на них, поднимет уровень мотивации изобретательской деятельности.

В настоящий момент в  России нет четко сформулированного  федерального проекта по формированию инновационной системы. В регионах нет четкого понимания разделения функций между федеральной и  региональной властями, относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем. Именно поэтому при формировании инновационной политики существуют такие серьезные затруднения.

Существует еще одна важная проблема - отсутствие института  экспертов в сфере создания инновационных систем. Это в первую очередь связано с тем, что в России отсутствуют апробированные модели национальной и региональных инновационных систем. С другой стороны, активно формирующиеся финансовые институты развития и банки проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей промышленности, которое без участия государства вряд ли можно сформулировать.

Поэтому мы имеем двойственную ситуацию: власть не может проверить  предлагаемые ей инициативы из-за отсутствия института экспертов, а бизнес ожидает со стороны государства принятия четкой стратегии развития отраслей и поддерживающих политик.

Основываясь на мировом  опыте, можно сделать вывод о  том, что в крупных странах  концепция централизованной национальной инновационной системы, не учитывающая особенности развития регионов, оказывается малоэффективной.

В современных условиях каждый отдельный субъект не может  обособленно обеспечить высокую  динамику развития, а это приводит к необходимости концентрации ресурсов на уровне межрегиональных проектов. В настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется множество проблем: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров.

Таким образом, соотношение между глобальным и локальным уровнем в национальной политике принимает важное значение и многократно усиливает требования к четкой организации региональных систем. Это связано, прежде всего, с возможностью региона управлять территориальной экономикой, гибко изменяя ее параметры с целью поддержки инновационной среды.

Таким образом, существует необходимость наиболее ответственного государственного целостного подхода  к разработке комплекса мер, направленных на поддержание развития инновационных процессов в экономике. Крайне важным является точный расчет и формирование на его основе федеральной программы по созданию и развитию региональных инновационных систем в субъектах Российской Федерации, учитывая опыт крупных экономических держав с адаптацией к российским реалиям. Также немало важным является создание единой организационной структуры для разработки стратегической программы инновационного развития и управления последующей реализацией программы в регионах.

Вместе с тем подъем экономики не мыслим без решения кадровых проблем. Развитие инновационной экономики столкнулось сегодня с недостатком квалифицированных работников. Это связано с наличием многих факторов, которые оказывают негативное влияние на общую ситуацию российского образования. Повсеместная мода на получение диплома о высшем образовании привело к тому, что многие выпускники, являются, по сути, «псевдоспециалистами» и не находят себя в труде на благо страны.

Способность государства  к разработке и реализации стратегических программ складывается из деятельности сотен и тысяч должностных лиц, хорошо образованных, мотивированных и объединенных в работоспособные государственные структуры, специально ориентированные не на текущее функционирование, а на стратегию развития.

Также необходимо отметить, что мотивация к развитию экономики страны невозможна без конкретных гарантий государства и бизнеса в дальнейшей востребованности специалистов, в их достойном заработке, хороших условий труда и социальной защищенности. Для этого необходимо переформирование и корректировка структуры государственного, регионального, а также муниципального заказов на подготовку и переподготовку квалифицированных работников.

Популяризация модернизации и инноваций стала хорошим  прикрытием для отмывания незаконных доходов, возможности «получить» из государственной казны, что может привести не к конкретным достижениям, а к имитации реальных сдвигов.

Для реализации инновационной  модели экономического развития России необходимо глубокое понимание сущности инновационного развития. На повестке дня стоит вопрос определения стратегических целей формирования и развития всей системы инновационных циклов в стране, перестройки ее институциональной структуры, изменения механизмов взаимодействия научных и опытно-внедренческих организаций с потребителями их продукции, необходимости адаптации научно-технического развития к требованиям рыночной экономики.

Наиболее важными и  первостепенными шагами в сторону  улучшения сложившейся ситуации, на наш взгляд является:

1. пересмотр законов  об инновационной деятельности для устранения возможности использования их в преступных целях;

2. разработка федерального  проекта по формированию промышленной  и инновационной систем;

3. создание на его  основе региональных инновационных  систем;

4. изменение системы образования страны;

5. разработка комплекса,  совместных с бизнесом, государственных  действий, направленных на развитие  и поддержку области наукоемких  технологий;

6. образование и развитие  института экспертов в сфере  создания инновационных систем;

7. проведение широкой пропаганды среди всех слоев населения страны необходимости инновационного пути развития страны.

В настоящее время  слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что  данный процесс должен произойти  в весьма сжатые исторические сроки  при отсутствии многих условий для  его развития.

2.2 Анализ современного  состояния инновационной сферы

В современных условиях важным инструментом государственной  стратегии развития отечественной  экономики является научно обоснованная инновационная политика. Она способствует устранению устаревших, неконкурентоспособных  производственных структур и формированию новых; ускорению научно-технического и управленческого прогресса, адаптации к объективным требованиям глобализации мировой экономики.

Переход России к модели радикально-инновационного типа экономического развития позволит ей использовать имеющиеся экономические ресурсы и преимущества глобализации, способствующие повышению конкурентоспособности ее экономики. При ее разработке важно учитывать:

-- объективные перемены  в геоэкономической и геополитической  ситуации в мире, а также интересы отдельных стран-партнеров по внешнеэкономическим связям, национальных и транснациональных компаний, международных экономических и иных организаций;

-- международные правовые  нормы, правила и обычаи;

-- конкурентные преимущества  России и ее ведущих предприятий, активно участвующих в международном промышленном сотрудничестве.

Государственная инновационная  политика должна содержать инструменты  адаптации хозяйствующих субъектов  к условиям либерализации и глобализации мировой экономики; стимулы к  промышленному сотрудничеству с зарубежными партнерами, эффективного использования их инновационных конкурентных преимуществ; меры содействия развитию конкурентоспособных отраслей экономики. Такая политика может стать успешной лишь при ее ориентации на конкурентные преимущества отечественных предприятий, на конкурентоспособность производимой ими продукции (особенно в сфере высоких технологий), способной занять свою нишу на мировых рынках. При этом формирование конкурентных преимуществ невозможно без интеграции высокотехнологичных производств в мировое научно-техническое пространство и удержания ведущих позиций на приоритетных для России направлениях.

Существует ограниченное число основных технологических  областей, в которых Россия обладает конкурентными преимуществами на мировых рынках и способна занять лидирующие позиции. К ним относятся: авиационная техника; космическая техника и услуги; ряд видов вооружений и др. Определенные конкурентные перспективы имеют также разработка новых материалов; технологии разведки, добычи и переработки нефти и газа; программные средства, информационные системы моделирования; отдельные виды специализированных вычислительных систем.

В XXI веке стратегические приоритеты в экономическом развитии получают те страны, которые осуществляют не только разработку инновационных технологий, но и создают возможности для практического применения инноваций, активно ведут поиск сфер наиболее восприимчивых к инновациям. Так, например, в настоящее время реализуется не столько продукт в виде патента, сколько интеллектуальная услуга, которая оказывается в виде консультации.

Современная экономика  знаний основана на трудно различимой связи между разработчиком, потребителем знания, технологическим брокером и  инновационным менеджером. Главным  в экономике знаний является интеллектуальный капитал. Он включает в себя капитал человеческий и капитал структурный. Человеческий капитал -- это, прежде всего, знания. Структурный капитал -- это патенты, лицензии и т.д. Таким образом, сущность экономики знаний заключается в трансформации человеческого капитала в структурный капитал. Россия располагает огромным интеллектуальным потенциалом, который существует в виде квалификации, репутации и знаний. Необходимо этот потенциал трансформировать в капитализированные активы, поскольку квалификация на рынке реализуется в виде сертификатов и лицензий, репутация -- в виде брэндов, а знания -- в виде прав интеллектуальной собственности.

Информация о работе Проблемы развития инновационной деятельности в России