Проблемы развития инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.
Факторы, определяющие инновационное развитие:
- рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);
- среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);
- кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);
- ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).

Содержание работы

Введение
1. Инновационная деятельность
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение
1.2 Инновационный процесс как объект управления
1.3 Структура инновационного процесса
1.4 Классификация инноваций
2. Проблемы развития инновационной деятельности в России
2.1 Формирование условий инновационного развития экономики
2.2 Анализ современного состояния инновационной сферы
2.3 Перспективы развития инновационной деятельности в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инновации на производстве.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Не имея хотя бы одного из указанных активов на рынок  выходить нецелесообразно. Еще одна проблема России заключается в отсутствии механизма, позволяющего преобразовывать идеи и высокие инновационные технологии в рыночный продукт или, другими словами, интеллектуальный потенциал в капитал. В развитых странах такой механизм есть.

Опыт США, Великобритании, Франции, Германии и других стран свидетельствует о том, что инновационная экономика получает развитие на основе специальных законодательных актов, которые четко регулируют участие в инновационном процессе государства, науки и предприятий. На сегодняшний день в масштабах России эта задача не решена, хотя в целом ряде регионов приняты местные законы об инновационной деятельности.

Смена очередного технологического уклада дала возможность малым и  средним предприятиям выйти в  лидеры инновационного процесса. Так, в Германии основную массу новых инженерных решений и инноваций производят малые и средние фирмы, доля которых в немецкой промышленности достигает 70%. Эти компании находятся в состоянии постоянной конкуренции и вынуждены предлагать на рынке новые, более эффективные и дешевые инновации, продукты лучшего качества. Поэтому именно развитие малого предпринимательства является стратегически важной областью для тех стран, которые сегодня хотят занимать первые места в международной конкурентной борьбе.

Приоритетным направлением государственной экономической политики на современном этапе является формирование инновационной стратегии национального развития, главная цель которой заключается в повышении конкурентоспособности нашей страны через реализацию конкурентных преимуществ товаров (услуг), ресурсов и институтов.

Исходя из такой постановки вопроса, для понимания конкурентоспособности  как комплексного явления стандартный  однофакторный подход неприменим. При  этом традиционные факторы конкурентоспособности, которыми располагают отечественные предприятия и регионы страны, не являются достаточным условием долгосрочного успеха. Определяющими условиями конкурентоспособности могут стать только постоянные инновации и рост производительности труда.

Однако сегодня по основным факторам и показателям конкурентоспособности Россия занимает далеко не лидирующие позиции. Слабыми конкурентными преимуществами являются низкая квалификация менеджеров, непродуманный маркетинг, недостаточная эффективность производственных процессов, экстенсивное использование ресурсов, узкий круг сфер применения интеллектуального потенциала, низкий уровень управления компаниями. В сфере технологии низка способность к восприятию инноваций, практически отсутствует защита интеллектуальной собственности, не налажен технологический трансферт посредством прямых иностранных инвестиций и лицензирования иностранных технологий. Инфраструктура отличается слабым развитием современной связи и недостаточными инвестициями в телекоммуникации, в то время как последние, наряду с информационными технологиями, представляют собой магистральные направления технологического развития. Кардинального совершенствования требует налоговая политика.

Внешняя конкурентоспособность  России поддерживается в основном нефтью, газом и металлами. Остальная продукция, кроме вооружений и воной техники, неконкурентоспособна на мировых рынках. Сегодня Россия еще удерживает позиции на рынках СНГ, но экспорт услуг не соответствует масштабам экономики.

С внутренней конкурентоспособностью дела обстоят немного лучше -- продукция предприятий отечественной экономики в основном конкурентоспособна на внутреннем рынке. Основными конкурентными преимуществами российской экономики являются природные ресурсы, квалифицированная рабочая сила, высокий научно-технический потенциал, транспортные возможности, транзитный потенциал, емкий внутренний рынок. Однако незавершенный переход к новой экономической системе не позволяет активно развивать эти конкурентные преимущества.

В целях повышения  конкурентоспособности России необходимо переходить на новую экономическую политику, стержнем которой должна стать инновационная стратегия развития национальной экономики и информатизация. Для реализации этой стратегии необходимо максимально использовать мировой опыт экономических реформ, направленных на создание эффективных конкурентоспособных производств, включенных в систему мирохозяйственных связей.

Важными моментами являются снижение издержек производства, повышение  качества производимой продукции, увеличение инвестиций в высокотехнологический сектор экономики и в науку. В условиях глобализации России необходимо новое качество стратегического управления и планирования на макро-, мезо- и микро- уровнях, обеспечивающее благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Сегодня необходима выработка  и реализация инновационной стратегии  «опережающего развития» российской экономики, которая в настоящее  время представляет собой симбиоз  различных технологических укладов. Очевидно, что от изменения динамики научно-технологического потенциала зависят возможности экономического роста и инновационного развития, которые способны обеспечить в ближайшей перспективе повышение конкурентоспособности экономики нашей страны.

В условиях открытой экономики основой стратегической устойчивости является наличие конкурентоспособного структурного ядра -- группы технологически связанных производств, ориентированных на внутренний спрос и на экспорт. Подобная устойчивая модель экономического развития может быть определена как «модель опережающего развития», способная обеспечить конкурентоспособность России в системе международных отношений. Реализация требований этой модели означает, что в ближайшее десятилетие необходимо совместить рост потребления с масштабными инновационными преобразованиями производства, что потребует существенного увеличения инвестиций, направляемых на возмещение износа устаревших производственных мощностей и обновление инфраструктуры. В такой ситуации выходом из положения должен стать инвестиционный прорыв, который выступает ключевым звеном стратегии инновационного развития национальной экономики, способствующей повышению ее конкурентоспособности на мировой арене.

Сочетание имеющегося производственного  и научно-технического потенциала с высококвалифицированной рабочей силой, колоссальной по масштабам и разнообразию природно-ресурсной базой, представляют собой в совокупности уникальные конкурентные преимущества. Следовательно, российская экономика обладает основными факторами конкурентоспособности для реализации предлагаемой инновационной стратегии национального развития.

2.3 Перспективы  развития инновационной деятельности  в России

Современное состояние  российской экономики показывает, что  разработка инновационной политики является приоритетной задачей развития страны, поскольку, несмотря на высокий научно-образовательный потенциал, в экономике превалирует сырьевой экспорт, а показатель наукоемкости большей части российской промышленности существенно ниже, чем в США и ЕС. Россия также недостаточно представлена в мировой науке, что является одним из главных показателей качества проводимых исследований. Так, на долю России в 2008 году приходилось всего 2,48% общемирового числа публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, тогда как на Францию - 5,53%, на Германию - 7,5%, на Китай - 9,69 процента. Россия по данному показателю находится на уровне Бразилии (2,59%) и Нидерландов (2,46 процента). При этом для российской науки характерны низкая интенсивность работы ученых (в 2008 г. на 100 исследователей приходилось 6 публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of Science, в Великобритании - 33, Германии - 29, США - 23), а также в среднем более низкое качество работ (если доля России в общемировом количестве публикаций в научных журналах равна 2,48%, то ее доля в общемировом числе цитирований в научных журналах составила за 2004 - 2008 годы лишь 0,93 процента).

Значительный рост бюджетных  расходов в 2004-2008 гг. не привел к существенному  повышению инновационной активности отечественной промышленности, ее уровень, достигнув максимума в 2004 году (10,5%), затем стабилизировался на отметке 9,4-9,6%, и лишь в 2009 году вырос до 10%, а удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в течение последнего десятилетия не превысил 5,5 процента. Объем бюджетного финансирования деятельности государственных фондов в научно-технической сфере составил в 2010 году 10,4 млрд. рублей.

Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные дефекты российской инновационной системы.

Основные меры по развитию прикладной науки реализуются в  основном в рамках федеральных целевых программ, направленных на развитие инновационных разработок в приоритетных секторах экономики.

В целом на федеральные  целевые программы приходится около 8,1% расходов федерального бюджета, из них на наукоемкие - всего около 1,7% бюджетных расходов в 2010 году. При этом доля "междисциплинарных" федеральных целевых программ (исследования и разработки, НТБ, инфраструктура наноиндустрии, научно-педагогические кадры) невелика и постоянно снижается. На них приходится всего 2,6% инновационных расходов бюджета и в условиях оптимизации 2009 года именно эти программы подверглись наибольшему сокращению (в 2008 году их доля составляла 3,6 процента).

С другой стороны, наукоемкие отраслевые программы, нацеленные на развитие технологий в отдельных приоритетных секторах (авиастроение, судостроение, космос, ядерный комплекс, новые транспортные технологии, средства телекоммуникации, решение проблемы удаленного доступа, торговля, информационная безопасность, универсализация услуг), получили в последние годы опережающее развитие по сравнению с междисциплинарными технологическими и научными федеральными целевыми программами. Так, расходы федерального бюджета по этим направлениям в 2009 году выросли в 2,2 раза и на них приходится около 25,9% инновационных расходов бюджета (против 11,9% в 2008 году).

В 2011-2013 гг. будет обеспечено финансирование наиболее важной междисциплинарной  федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" на уровне, достаточном для выполнения основных показателей программы, в рамках которой финансируются как НИОКР поискового характера, так и работы по заказу бизнеса по приоритетным направлениям развития науки и техники. В то же время будет обеспечена перегруппировка затрат и уточнение задач федеральных целевых программ научно-технологического профиля. В частности, проведение НИОКР в рамках новой редакции указанной федеральной целевой программы будет увязано с результатами деятельности технологических платформ по наиболее перспективным направлениям развития науки и технологий, в рамках которых государство, высокотехнологичный бизнес совместно с научным сектором и сферой высшего образования будут определять направления проведения соответствующих работ.

Кроме того, на основе наиболее эффективных научных организаций  в приоритетных технологических  направлениях (новые материалы, авиастроение и др.) будут создаваться национальные исследовательские центры. Первый такой  центр уже создан на базе федерального государственного учреждения Российский научный центр "Курчатовский институт".

В число основных направлений  государственной поддержки развития корпоративных центров исследований и разработок в 2011-2013 гг. будут включаться меры налогового характера, в том числе стимулирование проведения компаниями инновационных исследований путем установления механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5, а также совершенствование законодательства в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые могут создаваться компаниями для обеспечения долгосрочного финансирования проведения НИОКР, разработки технологий и современного оборудования.

Основными механизмами  поддержки инновационного предпринимательства  будут являться Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере (далее - Фонд), а также программа  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основой программ Фонда  в 2010-2013 гг. будет являться предпосевное и посевное финансирование начальных  этапов инновационного процесса, если коммерциализация нового знания (научного результата) начинается в форме малого предприятия, а также участие в реализации пилотных программ по развитию инновационного центра "Сколково", содействие малым инновационным предприятиям, участвующим в реализации приоритетов, определенных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. В этих целях финансирование Фонда в 2010 году увеличено до 3,4 млрд. рублей, на 2011 год запланировано увеличение до 4 млрд. рублей.

Важной мерой по поддержке  начинающих малых инновационных компаний будут являться гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях в рамках Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ, а также предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей).

Развитие инновационной  деятельности в государственных  корпорациях и крупных компаниях  с государственным участием будет  обеспечено в ходе реализации соответствующих  программ инновационного развития, рекомендации по разработке которых утверждены решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 года.

Принятие таких программ наряду с предусмотренным рекомендациями увеличением расходов компаний на инновационную продукцию. В качестве дополнительного стимула для создания внутреннего спроса на результаты НИОКР, в рекомендациях к программам инновационного развития компаний с государственным участием рекомендованы меры по обеспечению эффективного взаимодействия компаний с ведущими высшими учебными заведениями, научными организациями, малыми и средними инновационными предприятиями с целью использования результатов проводимых ими разработок.

Основным механизмом стимулирования инновационной деятельности в частных компаниях в 2010 - 2012 гг. будет являться поддержка кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих высокотехнологичные проекты, для чего будет выделено субсидий на общую сумму 19 млрд. рублей. Также будет принят пакет поправок в налоговое законодательство, устанавливающий льготный режим для инновационной деятельности, включая стимулирования проведения компаниями НИОКР путем установления механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5, создания резерва предстоящих расходов на НИОКР и установление для компаний, работающих в сфере информационных технологий, пониженных тарифов страховых взносов на период 2011-2019 гг.

Информация о работе Проблемы развития инновационной деятельности в России