Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа
К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.
Факторы, определяющие инновационное развитие:
- рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);
- среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);
- кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);
- ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).
Введение
1. Инновационная деятельность
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение
1.2 Инновационный процесс как объект управления
1.3 Структура инновационного процесса
1.4 Классификация инноваций
2. Проблемы развития инновационной деятельности в России
2.1 Формирование условий инновационного развития экономики
2.2 Анализ современного состояния инновационной сферы
2.3 Перспективы развития инновационной деятельности в России
Заключение
Список литературы
Основные направления развития инфраструктуры национальной инновационной системы связываются с результативностью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
На эти цели будет
направлена деятельность основных инфраструктурных
организаций поддержки
В сфере венчурного инвестирования важным направлением в 2010 и последующих годах является поддержка инновационных компаний на начальных стадиях развития. На эти цели направлена деятельность Фонда посевных инвестиций (2 млрд. рублей), созданного ОАО "Российская венчурная компания" совместно с Фондом содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, региональных венчурных фондов.
Дальнейшее развитие получат объекты инновационной инфраструктуры на базе ведущих вузов (бизнес-инкубаторы, технопарковые зоны, инновационно-технологические и инжиниринговые центры, центры сертификации, трансфера технологий, коллективного пользования), для чего в 2010 - 2012 гг. будут выделены бюджетные средства в объеме 8 млрд. рублей.
В целях формирования инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий ГК "Роснанотех" создается сеть нанотехнологических центров, ориентированных на повышение эффективности процессов коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. В результате их работы будут создаваться инновационные компании, и внедряться новые технологии путем продажи патентов и лицензий. В 2010 г. начато создание 4 центров в городах Казань, Новосибирск/Томск, Зеленоград и Дубна.
Также будет продолжено создание технопарков и промышленных парков в регионах России в рамках государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" и по линии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" созданы условия для эффективного функционирования национального исследовательского центра "Курчатовский институт" в качестве основного элемента инновационной национальной системы, что позволит объединить и сконцентрировать возможности уникальных ядерно-физических установок, исследовательских комплексов, а также ресурсы, направляемые на их развитие и обеспечение деятельности, для решения задач модернизации экономики страны.
В 2011-2013 гг. продолжится реализация государственной политики, направленной на вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Исходя из этой цели сформулированы основные задачи ГК "Роснанотех" - коммерциализация разработок наноиндустрии, а также координация инновационной деятельности в этой сфере. К 2015 году в результате деятельности корпорации объем производства нанопродукции предприятиями, в которые инвестирует ГК "Роснанотех", должен составить не менее 300 млрд. рублей в год, а суммарный объем производства всей российской наноиндустрии должен составить 900 млрд. рублей.
Важный вклад в формирование инновационного вектора развития российской экономики должен внести Центр поддержки научной деятельности и коммерциализации ее результатов в Сколково. Создание данного Центра позволит сформировать благоприятные условия для деятельности высокотехнологичных компаний, приведет к росту выпуска инновационной продукции, будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в наукоемкое производство.
С учетом перечисленных выше мер по развитию научной и инновационной деятельности в период 2011-2013 гг. планируется преодолеть кризисные тенденции и достичь следующих основных показателей.
В 2009 году уровень внутренних затрат на научные исследования и разработки составил 1,13% ВВП. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности будет способствовать более активная государственная научно-техническая политика. Общая величина расходов на НИОКР может возрасти до 1,17% ВВП к 2013 году. В связи с проводимой реструктуризацией научного сектора, в том числе, укрупнением и ликвидацией ряда организаций, в 2010-2013 гг. сохранится тенденция сокращения числа организаций, выполняющих исследования и разработки. По прогнозной оценке, число таких организаций в 2013 году по сравнению с 2009 годом уменьшится на 8,8% и составит от 3247 до 3255 единиц.
В свою очередь стоит отметить, что российские предприятия не питают особых иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки сбыта за рубежом, учитывая последствия мирового кризиса, что выражается в минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих задач инновационной деятельности. Так, продвижение инновационной продукции на рынки стран СНГ планировали лишь 14% предприятий, осуществлявших инновации, на рынки стран Юго-Восточной Азии - 5,6%, Западной Европы - 4,7%, а США и Канады - только 3,1%.
Помимо уже созданных в соответствии с законом о свободных экономических зонах технико-внедренческих зон, в 24 регионах России действует более 60 технологических парков и 66 инновационно-технологических центров (ИТЦ), 86 центров трансферта технологий. Реализуется федеральная программа Минэкономразвития России по формированию региональных государственно-частных венчурных фондов.
Совокупное предложение венчурного капитала на сегодня в России с учетом действующих в России частных венчурных фондов, ориентированных на инновационную деятельность составляет порядка 43 млрд. рублей.
Деятельность венчурного капитала должна быть увязана с механизмом технологического трансферта, что, в свою очередь также должно быть увязано с созданием новых и сохранением существующих рынков наукоемкой продукции.
В этой связи в систему государственной инновационной политики, обеспечивающей развитие технологического трансферта должны войти такие элементы, как:
1. Развитие производственно-
- содействие созданию технопарков при крупных вузах и научных организациях; разработку нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных учреждений технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам;
- разработку нормативно-
- расширение масштабов
деятельности Российского
- формирование региональных Центров трансферта технологий (патентование, поиск инвесторов, охрана прав на интеллектуальную собственность и т.п.), решение проблем бюджетного финансирования и выбора оптимальной организационно-правовой формы для самостоятельных Центров по продвижению технологий на внешний рынок;
- создание инновационных компаний на базе научных центров и передовых университетских центров, что должно стать одним из основных инструментов технологического трансферта;
- поддержку реализации
пилотных проектов, в ходе которых
отрабатываются новые
2. Создание финансовых
институтов, обеспечивающих непрерывность
финансирования бизнес-
- стимулирование развития
венчурного финансирования, совершенствование
правового регулирования
- совершенствование нормативно-
Кроме того, при переходе
к широкому использованию инноваций
в экономике особое значение приобретает
совершенствование нормативно-
Разрабатываемый в настоящее время федеральный закон «О результатах интеллектуальной деятельности», направлен на правовое регулирование отношений, связанных с передачей объектов интеллектуальной собственности и иной полезной информации о результатах научно-технической деятельности, полученных за счет бюджетных средств. Законопроектом определяются формы договорных отношений при передаче технологий, порядок регистрации прав на интеллектуальную собственность, порядок регулирования отношений при проведении совместных инновационных исследований с участием государства. Принятие законопроекта будет способствовать развитие механизма государственно-частного партнерства в области НИОКР.
Наиболее существенным и перспективным представляется другой законопроект, который находится на стадии разработки - "О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Российской Федерации". Представляется необходимым ускорить принятие данного законопроекта, который напрямую стимулирует инвестиции в инновации и должен стать основой при формировании инновационной модели российской экономики. Также представляется крайне своевременным законодательное обеспечение государственной поддержки в формируемых особых экономических зонах технологического трансферта и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков при экспорте наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту. Инновации приобретают стратегическое значение для повышения конкурентоспособности устойчивого роста национальных экономик. В этой связи для стран СНГ, вступивших на инновационный путь развития совершенно необходимо функционирование эффективных национальных инновационных систем. Мировой финансово-экономический кризис лишь подтвердил актуальность стоящих перед Россией, Белоруссией и Казахстаном задач в научно-инновационной сфере.
Первоочередными задачами в этой области являются:
- повышение эффективности
деятельности органов
- практическое применение сформированной за время существования СНГ нормативно-правовой базы и разработка новых законодательных актов, стимулирующих развитие национальных экономик (Россия, Белоруссия и Казахстан) на инновационной основе;
- создание механизмов
финансирования межгосударствен
Решение поставленных задач
должно обеспечить повышение глобальной
конкурентоспособности
Заключение
Итак, нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы большие вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.
Сложность развития инновационной
сферы заключается в
В заключение следует сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Одной из причин снижения
эффективности инноваций
Роль инноваций в развитии предприятия.
Инновационная деятельность
предприятия направлена прежде всего
на повышение
Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Информация о работе Проблемы развития инновационной деятельности в России