Проблемы развития инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.
Факторы, определяющие инновационное развитие:
- рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);
- среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);
- кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);
- ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).

Содержание работы

Введение
1. Инновационная деятельность
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение
1.2 Инновационный процесс как объект управления
1.3 Структура инновационного процесса
1.4 Классификация инноваций
2. Проблемы развития инновационной деятельности в России
2.1 Формирование условий инновационного развития экономики
2.2 Анализ современного состояния инновационной сферы
2.3 Перспективы развития инновационной деятельности в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инновации на производстве.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Основные направления  развития инфраструктуры национальной инновационной системы связываются с результативностью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

На эти цели будет  направлена деятельность основных инфраструктурных организаций поддержки инновационной  активности: Фонда содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компании, Российской корпорации нанотехнологий, а также Внешэкономбанка.

В сфере венчурного инвестирования важным направлением в 2010 и последующих  годах является поддержка инновационных компаний на начальных стадиях развития. На эти цели направлена деятельность Фонда посевных инвестиций (2 млрд. рублей), созданного ОАО "Российская венчурная компания" совместно с Фондом содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, региональных венчурных фондов.

Дальнейшее развитие получат объекты инновационной  инфраструктуры на базе ведущих вузов (бизнес-инкубаторы, технопарковые  зоны, инновационно-технологические  и инжиниринговые центры, центры сертификации, трансфера технологий, коллективного пользования), для чего в 2010 - 2012 гг. будут выделены бюджетные средства в объеме 8 млрд. рублей.

В целях формирования инновационной инфраструктуры в  сфере нанотехнологий ГК "Роснанотех" создается сеть нанотехнологических центров, ориентированных на повышение эффективности процессов коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. В результате их работы будут создаваться инновационные компании, и внедряться новые технологии путем продажи патентов и лицензий. В 2010 г. начато создание 4 центров в городах Казань, Новосибирск/Томск, Зеленоград и Дубна.

Также будет продолжено создание технопарков и промышленных парков в регионах России в рамках государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" и по линии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" созданы условия для эффективного функционирования национального исследовательского центра "Курчатовский институт" в качестве основного элемента инновационной национальной системы, что позволит объединить и сконцентрировать возможности уникальных ядерно-физических установок, исследовательских комплексов, а также ресурсы, направляемые на их развитие и обеспечение деятельности, для решения задач модернизации экономики страны.

В 2011-2013 гг. продолжится  реализация государственной политики, направленной на вхождение России в  число мировых лидеров в области нанотехнологий. Исходя из этой цели сформулированы основные задачи ГК "Роснанотех" - коммерциализация разработок наноиндустрии, а также координация инновационной деятельности в этой сфере. К 2015 году в результате деятельности корпорации объем производства нанопродукции предприятиями, в которые инвестирует ГК "Роснанотех", должен составить не менее 300 млрд. рублей в год, а суммарный объем производства всей российской наноиндустрии должен составить 900 млрд. рублей.

Важный вклад в формирование инновационного вектора развития российской экономики должен внести Центр поддержки научной деятельности и коммерциализации ее результатов в Сколково. Создание данного Центра позволит сформировать благоприятные условия для деятельности высокотехнологичных компаний, приведет к росту выпуска инновационной продукции, будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в наукоемкое производство.

С учетом перечисленных  выше мер по развитию научной и  инновационной деятельности в период 2011-2013 гг. планируется преодолеть кризисные тенденции и достичь следующих основных показателей.

В 2009 году уровень внутренних затрат на научные исследования и  разработки составил 1,13% ВВП. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности будет способствовать более активная государственная научно-техническая политика. Общая величина расходов на НИОКР может возрасти до 1,17% ВВП к 2013 году. В связи с проводимой реструктуризацией научного сектора, в том числе, укрупнением и ликвидацией ряда организаций, в 2010-2013 гг. сохранится тенденция сокращения числа организаций, выполняющих исследования и разработки. По прогнозной оценке, число таких организаций в 2013 году по сравнению с 2009 годом уменьшится на 8,8% и составит от 3247 до 3255 единиц.

В свою очередь стоит  отметить, что российские предприятия  не питают особых иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки  сбыта за рубежом, учитывая последствия  мирового кризиса, что выражается в  минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих задач инновационной деятельности. Так, продвижение инновационной продукции на рынки стран СНГ планировали лишь 14% предприятий, осуществлявших инновации, на рынки стран Юго-Восточной Азии - 5,6%, Западной Европы - 4,7%, а США и Канады - только 3,1%.

Помимо уже созданных  в соответствии с законом о  свободных экономических зонах  технико-внедренческих зон, в 24 регионах России действует более 60 технологических  парков и 66 инновационно-технологических  центров (ИТЦ), 86 центров трансферта технологий. Реализуется федеральная программа Минэкономразвития России по формированию региональных государственно-частных венчурных фондов.

Совокупное предложение  венчурного капитала на сегодня в  России с учетом действующих в  России частных венчурных фондов, ориентированных на инновационную деятельность составляет порядка 43 млрд. рублей.

Деятельность венчурного капитала должна быть увязана с механизмом технологического трансферта, что, в  свою очередь также должно быть увязано  с созданием новых и сохранением существующих рынков наукоемкой продукции.

В этой связи в систему  государственной инновационной  политики, обеспечивающей развитие технологического трансферта должны войти такие элементы, как:

1. Развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.), что включает в себя:

- содействие созданию  технопарков при крупных вузах  и научных организациях; разработку  нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных учреждений технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам;

- разработку нормативно-методической  документации для определения  статуса технопарков, бизнес-инкубаторов,  использующих государственное имущество для осуществления своей деятельности, критериев для их создания и аккредитации, а также продолжительности и условий предоставления инфраструктурных услуг инновационным предприятиям;

- расширение масштабов  деятельности Российского фонда технологического развития по созданию звеньев региональной инновационной инфраструктуры, обеспеченных экспортоориентированной государственной поддержкой;

- формирование региональных  Центров трансферта технологий (патентование, поиск инвесторов, охрана прав на интеллектуальную собственность и т.п.), решение проблем бюджетного финансирования и выбора оптимальной организационно-правовой формы для самостоятельных Центров по продвижению технологий на внешний рынок;

- создание инновационных  компаний на базе научных центров и передовых университетских центров, что должно стать одним из основных инструментов технологического трансферта;

- поддержку реализации  пилотных проектов, в ходе которых  отрабатываются новые механизмы  организации научно-технологической  деятельности (например, по созданию Центров коммерциализации научно-технических работок при крупных научных организациях).

2. Создание финансовых  институтов, обеспечивающих непрерывность  финансирования бизнес-проектов  на всех стадиях инновационного  цикла, предусматривающих:

- стимулирование развития  венчурного финансирования, совершенствование  правового регулирования деятельности  венчурных фондов, венчурных бирж; существенное расширение масштабов  деятельности Российской венчурной  компании (государственного «Фонда  фондов», капитализирующего другие венчурные фонды), ориентированного на наукоемкий экспорт;

- совершенствование нормативно-правовых  условий деятельности государственных  фондов, поддерживающих экспортную  деятельность инновационных предприятий  (учреждение смешанных с участием государства структур поддержки малого инновационного бизнеса).

Кроме того, при переходе к широкому использованию инноваций  в экономике особое значение приобретает  совершенствование нормативно-правового  и научно-методического обеспечения  поддержки субъектов предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, включая вопросы нормативно-правового закрепления за исполнителем научно-технических проектов, выполненных за счет средств бюджетов всех уровней, прав на результаты научной и научно-технической деятельности, включая интеллектуальную собственность. Работа в этом направлении, конечно, ведется. Одним из таких законодательных актов является закон «О науке и государственной научно-технической политике» с последующими изменениями и дополнениями.

Разрабатываемый в настоящее  время федеральный закон «О результатах  интеллектуальной деятельности», направлен  на правовое регулирование отношений, связанных с передачей объектов интеллектуальной собственности и  иной полезной информации о результатах научно-технической деятельности, полученных за счет бюджетных средств. Законопроектом определяются формы договорных отношений при передаче технологий, порядок регистрации прав на интеллектуальную собственность, порядок регулирования отношений при проведении совместных инновационных исследований с участием государства. Принятие законопроекта будет способствовать развитие механизма государственно-частного партнерства в области НИОКР.

Наиболее существенным и перспективным представляется другой законопроект, который находится на стадии разработки - "О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Российской Федерации". Представляется необходимым ускорить принятие данного законопроекта, который напрямую стимулирует инвестиции в инновации и должен стать основой при формировании инновационной модели российской экономики. Также представляется крайне своевременным законодательное обеспечение государственной поддержки в формируемых особых экономических зонах технологического трансферта и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков при экспорте наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту. Инновации приобретают стратегическое значение для повышения конкурентоспособности устойчивого роста национальных экономик. В этой связи для стран СНГ, вступивших на инновационный путь развития совершенно необходимо функционирование эффективных национальных инновационных систем. Мировой финансово-экономический кризис лишь подтвердил актуальность стоящих перед Россией, Белоруссией и Казахстаном задач в научно-инновационной сфере.

Первоочередными задачами в этой области являются:

- повышение эффективности  деятельности органов отраслевого  сотрудничества в инновационной  сфере (создание Координационного  Совета руководителей органов  по науке и инновациям России, Белоруссии и Казахстана);

- практическое применение  сформированной за время существования СНГ нормативно-правовой базы и разработка новых законодательных актов, стимулирующих развитие национальных экономик (Россия, Белоруссия и Казахстан) на инновационной основе;

- создание механизмов  финансирования межгосударственных инновационных программ и проектов.

Решение поставленных задач  должно обеспечить повышение глобальной конкурентоспособности национальных экономик стан Содружества (Россия, Белоруссия и Казахстан), эффективность производства в Содружестве наукоемких, инновационных товаров и услуг, повышение качества жизни населения государств-участников Содружестве с приближением к социальным стандартам развитых стран.

 

 

 

Заключение

 

Итак, нововведения нужно  начинать с малого, то есть таким  образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы большие вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.

Сложность развития инновационной  сферы заключается в неприспособленности  старой системы управления инновациями  к новым условиям хозяйствования.

В заключение следует  сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним  из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Одной из причин снижения эффективности инноваций является слабость правовой базы в области  инновационного предпринимательства  и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства.

Роль инноваций в  развитии предприятия.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего  на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую  привлекательность. Исходя из этого  формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем  виде:

Информация о работе Проблемы развития инновационной деятельности в России