Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа
Решающим условием развития предприятия в соответствии с принятой экономической стратегией является инвестирование необходимого объёма средств в разработанные проекты. Экономический рост и инвестиции взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, инвестиции создают материальную основу для поступательного развития предприятия, результаты которого, в свою очередь, являются источником средств для новых капитальных вложений. Инвестирование - основная форма практического осуществления экономической стратегии предприятия. Без прироста активов или обновления их состава коммерческие организации не могут успешно развиваться в долгосрочном периоде и этим определяется актуальность выбранной темы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………..…………………………………...……...4
1 ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ …….……….....6
2 АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………...……..10
3ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИКЕ ЗАНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….…….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…………....35
Министерство образования
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет»
Факультет
Кафедра
«
экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине экономика организации
(предприятия)
Тема:
Проблемы становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь .
Исполнитель:
студент (факультет, курс, группа)
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель курсовой работы
старший преподаватель,
заместитель декана финансово-экономического
(ученое звание, ученая степень, должность)
(фамилия, имя, отчество)
Новополоцк 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………
1 ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ …….……….....6
2 АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………...……..10
3ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИКЕ ЗАНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….…….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…………....35
ВВЕДЕНИЕ
На данный
момент экономика Республики Беларусь
проходит трансформационный период.
Осуществляется перестройка хозяйственной
системы страны. Именно в этот момент
важно сформулировать ту модель, к
которой должна прийти национальная
экономика. Следует отметить, что
Республик Беларусь не обладает значительным
природно-ресурсным
Экономика
знаний – это экономика, основанная
на человеческом потенциале, на знаниях
и навыках человека. Экономика знаний
предполагает увеличение конкурентоспособности
страны за счет эффективного использования
знаний, их генерирования, сохранения
и передачи. А также создания высокотехнологичной
продукции и новых технологий на их основе.
По мнению экспертов всемирного банка,
становление экономики знаний зависит
от развитости четырех сфер: институционально-
Из всего вышесказанного следует, что становление экономики знаний весьма актуально для Республики Беларусь. Важную роль в процессе становления новой экономики играют регионы. Именно на региональном уровне легче отслеживать процесс становления экономики знаний, оценивать предпосылки и устанавливать зависимости. Также именно на региональный уровень будут оказывать влияния как факторы макроуровня, так и микроуровня.
Объектом исследования является потенциал регионов Республики Беларусь для перехода к экономике знаний.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на потенциал регионов для перехода к экономике знаний, а также проблемы, препятствующие становлению новой экономики в регионах Республики Беларусь.
Целью работы является выявление в регионах Республики Беларусь проблем, препятствующих становлению в них экономики знаний.
В процессе выполнения работы предполагается решение следующих задач:
Основные методы, которые были использованы при проведении научного исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, методы теоретического и экономического анализа.
1 ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Современные тенденции развития мировой экономики ведут к формированию новой концепции экономического развития. Новый, постиндустриальный этап развития общества и соответствующий ему тип экономики все больше и больше делает упор на информацию, высокие технологии, инновации, человека с его знаниями и навыками. Таким образом, данное направление развития позволит перейти к качественно новому уровню ведения хозяйствования, как на макро-, так и на микроуровне. В условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов генерации новых технологий все чаще возникает потребность в пересмотре старых методов управления и организации. В производстве сильно возрастает значение таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания организации. Данные тенденции свидетельствуют о переходе экономик стран к экономике знаний.
Подобный
переход мировой экономики в
новое качественное состояние непосредственно
связан с возрастанием роли фундаментального
теоретического знания, развитием высокотехнологичных
отраслей, увеличением доли сферы
услуг, усилением влияния
Взгляды
на феномен новой экономики
В 1990-х годах понятие
Как считают российские ученые, экономике знаний присуще следующие основные признаки [5, с.22-26]:
Сущность экономики знаний, по мнению специалистов, определяется такими взаимосвязанными процессами, как [6, с. 20]:
1. Информация и знания становятся важным ресурсом и движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.
2. Рынок информации и знания наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала также становится фактором производства.
3. Удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование знаний и информации растет быстрыми темпами.
4. Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, которое определяет национальную и региональную конкурентоспособность.
5. Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
Существует также подход, согласно которому экономика нового типа рассматривается как совокупность отраслей, которые характеризуются более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отраслях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. В указанной трактовке эта экономика включает в себя сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг) [7].
По мере увеличения сектора знаний, в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым. Экономика знаний – это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики [8]. Это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
Необходимо
отметить, что экономика знаний –
это, прежде всего, инновационная экономика,
основанная на информационно-коммуникационных
технологиях, вычислительной технике
и современном программном
Постоянное и непрерывное инициирование новаций и реализация нововведений – главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия и организации, региона и страны в целом. Чтобы повысить уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Ядром формирования экономики знаний в самом широком смысле являются три основные сферы – НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, информационные и компьютерные технологии.
Основными составляющими экономики знаний являются:
1. Научно-методологическое обеспечение инновационного развития.
2. Разработка национальной инновационной политики.
3. Формирование национальных и региональных инновационных систем, особенности которых проявляются в:
а) формах и способах взаимодействия государства и бизнеса как в сфере фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, так и в сфере наукоемкого производства;
б) формировании в той или иной стране инновационной инфраструктуры различной степени комплексности и т.п.;
в) разработке и реализации региональных инновационных стратегий;
г) оценке и активизации инновационного потенциала регионов и предприятий;
д) мониторинге инновационных процессов и статистике инноваций.
При этом в сфере инноваций государственные структуры основное внимание уделяют, как правило, стимулированию адаптации результатов научной и научно-технической деятельности к требованиям современной предпринимательской среды с использованием различных локальных и комплексных механизмов, формированию благоприятных условий для наукоемкого бизнеса, существенному усилению финансирования прикладных исследований, опытных производств и коммерциализации научно-технических разработок.
Экономика
знаний актуальна для малых стран,
не имеющих значительных природных
ресурсов, также стран, обладающих высоким
уровнем развития человеческого
потенциала, которые имеют достаточно
развитую материальную базу для проведения
исследований в областях, которые
являются ведущими технологическими направлениями
больших экономически развитых стран.
Учитывая перечисленные выше обстоятельства,
можно отметить, что становление экономики
знаний актуально и для Республики Беларусь.
Таким образом, были рассмотрены особенности
становления экономики знаний в регионах
Республики Беларусь, которые являются
основными административно-
Информация о работе Проблемы становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь