Проблемы становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Решающим условием развития предприятия в соответствии с принятой экономической стратегией является инвестирование необходимого объёма средств в разработанные проекты. Экономический рост и инвестиции взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, инвестиции создают материальную основу для поступательного развития предприятия, результаты которого, в свою очередь, являются источником средств для новых капитальных вложений. Инвестирование - основная форма практического осуществления экономической стратегии предприятия. Без прироста активов или обновления их состава коммерческие организации не могут успешно развиваться в долгосрочном периоде и этим определяется актуальность выбранной темы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………..…………………………………...……...4
1 ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ …….……….....6
2 АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………...……..10
3ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИКЕ ЗАНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….…….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…………....35

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 123.69 Кб (Скачать файл)

Напротив, уменьшение значения индекса экономики  знаний и увеличение значения индекса  знаний в Колумбии и Ямайке свидетельствует о снижении субиндекса ИЭР и соответственно о проблемах в данной сфере. Особо следует отметить изменение показателей, рассчитанных для Китая. Так, индекс экономики знаний вырос с 3,99 до 4,37, а индекс знаний – с 4,17 в 1995 году до 4,57 в 2012 году. По приведенным показателям Китай отстает от Беларуси, однако присутствует положительная тенденция роста, что в итоге приведет, возможно, Китай к  лидирующим позициям среди выделенных стран.

Для более  детального представления ситуации в области построения экономики знаний, проанализируем состав рассчитанных для каждого региона Республики Беларусь субиндексов, которые были использованы для расчета индекса экономики знаний и индекса знаний. Следует отметить, что переменные для расчета выбирались исходя из предлагаемого перечня Всемирного банка, но с учетом имеющейся в Республике Беларусь статистической информации. В расчетах показателей индексов знаний, экономики знаний, а также субиндексов их составляющих использовалась статистическая информация 2012 года (в тех случаях, когда это представлялось возможным).

В таблице 2.3 представлены показатели, на основании которых нами определен субиндекс инноваций. При этом в таблице первое значение показателя приведено в абсолютном выражении, а затем – значение этого же показателя в нормализованном виде.

 

Таблица 2.3–Исходные данные для расчета субиндекса «Инновации»

Показатель

Город

Минск

Минская область

Витебская область

Могилевская область

Гродненская область

Гомельская область

Брестская область

Число организаций, выполнявших научные  исследования и разработки

329/

10

37/

7,14

26/

4,29

20/

1,43

21/

2,86

38/

8,57

30/

5,71


 

 

 

 

Окончание таблицы 2.3

Число инновационно-активных организаций промышленности и сферы услуг (всего)

107/

10

67/

7,14

86/

8,57

34/

1,43

52/

2,86

60/

4,29

61/

5,71

Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования, %

16,82/

8,57

13,16/

7,14

6,93/

1,43

8,47/

2,86

24,46/

10

11,07/

4,29

13,04/

5,71

Наукоемкость ВРП, %

1,88/

10

0,203/

7,14

0,18/

5,71

0,13/

4,29

0,096/

2,86

0,43/

8,57

0,068/

1,43

Удельный вес затрат на технологические  инновации в объеме отгруженной  продукции инновационно- активных организаций (%)

9,91/

2,86

5,95/

1,43

19,88/

5,71

14,31/

4,29

79,56/

10

42,54/

7,14

62,34/

8,57

Выпуск из аспирантуры с защитой  диссертации, %

5/

7,14

-/

0

4,23/

5,71

-/

0

10,61/

10

1,45/

4,29

7,7/

8,57


Источник: собственная разработка автора на основе методики КАМ [11]

 

Как видно  из данных таблицы 2.3, лидирующие позиции в соответствии с нормализованными значениями занимает город Минск. Это обусловлено тем, что в нем сосредоточены большое число выполняющих научные исследования организаций и наибольшее число инновационно-активных организаций. Несмотря на это, удельный вес затрат на технологические инновации у инновационно-активных организаций в г. Минске довольно низкий, как и наукоемкость ВРП, причем  последнее характерно для всех областей Республики Беларусь. Данная зависимость говорит о невысокой эффективности инновационной деятельности инновационно-активных предприятий Республики Беларусь. Наибольший удельный вес затрат на технологические инновации, а также на фундаментальные исследования наблюдается в Гродненской области.

 

Таблица 2.4 - Исходные данные для расчета субиндекса «Образование»

Показатель

Город

Минск

Минская область

Витебская область

Могилевская область

Гродненская область

Гомельская область

Брестская область

Грамотность взрослого населения (в % к численности населения возраста 15 и более) 2009 г.

92,12/

1,43

97,71/

10

97,38/

4,29

97,65/

8,57

97,31/

2,86

97,6/

7,14

97,41/

5,71


Окончание таблицы 2.4

Число дневных общеобразовательных  учреждений

274/

1,43

663/

10

591/

5,71

476/

4,29

429/

2,86

647/

8,57

627/

7,14

Число высших учебных заведений

31/

10

-/

0

5/

7,14

5/

7,14

3/

4,29

7/

8,57

4/

5,71

Численность студентов высших учебных  заведений на 10 000 чел

населения области

714/

10

-/

0

372/

5,71

376/

7,14

298/

4,29

392/

8,57

265/

2,86

Лица, имеющие высшее образование (в % к общей численности трудоспособного населения региона) 2009 г.

37,9/

10

23,91/

7,14

23,27/

5,71

22,06/

1,43

24,38/

8,57

22,6/

2,86

23/

4,29

Уровень остепенённости профессорско-преподавательского состава, % 2010/2011

60,2/

10

-/

0

9,5/

8,57

8,1/

7,14

7,4/

5,71

9,5/

8,57

5,3/

2,86


Источник: собственная разработка автора на основе методики КАМ [11]

 

Как видно  из таблицы 2.4, наибольшее число высших учебных заведений находится в г. Минске. Показатели численности студентов на 10 тыс. человек населения области и числа лиц, имеющих высшее образование также выше в Минске и Минской области. Стоит отметить, что показатель удельного веса лиц, имеющих высшее образование не высок по всем областям. Данный фактор не соответствует концепции формирования экономики знаний, но соответствует реалиям белорусской экономики, которые заключаются в потребности в персонале рабочих специальностей.

 

Таблица 2.5 - Исходные данные для расчета субиндекса «ИКТ»

 

Показатель

Город

Минск

Минская область

Витебская область

Могилевская область

Гродненская область

Гомельская область

Брестская область

Число организаций, использовавших ИКТ

7063/

10

2487/

8,57

1998/

4,29

1620/

1,43

1733/

2,86

2216/

5,71

2403/

7,14

Численность работников организаций, использовавших

персональные компьютеры

239 754/

10

40 336/

5,71

39 319/

4,29

31 683/

2,86

30 543/

1,43

53 018/

8,57

42 942/

7,14

Число организаций, имевших Web- сайты

1744/

10

398/

7,14

316/

4,29

267/

2,86

251/

1,43

361/

5,71

411/

8,57


 

 

Окончание таблицы 2.5

Наличие квартирных телефонных

аппаратов сети общего пользования  на 1 000 чел. городского населения

360/

1,43

379/

8,57

376/

5,71

377/

7,14

384/

10

365/

2,86

372/

4,29

Число организаций, использовавших Интернет

2520/

10

893/

8,57

741/

4,29

593/

2,86

631/

1,43

817/

5,71

867/

7,14

Число организаций, имевших широкополосный доступ в Интернет

286/

10

87/

8,57

50/

2,86

41/

1,43

61/

4,29

64/

5,71

80/

7,14


Источник: собственная разработка автора на основе методики КАМ [11]

 

Как видно  из таблицы 2.5, практически по всем показателям в данном субиндексе лидирует г. Минск, где сосредоточено большинство организаций, использующих ИКТ, и снабженных соответствующим программным обеспечением, оборудованием, персоналом и Интернетом. Самая неблагоприятная ситуация наблюдается в Могилевской области, которая имеет низкие нормализованные значения показателей, исключая наличие квартирных телефонных аппаратов на 1000 человек городского населения. Таким образом, предприятия и организации этой области наименее обеспечены средствами информационно-коммуникационных технологий, что является одним из препятствий становления экономики знаний в данном регионе.

Перейдем  непосредственно к оценке потенциала регионов Республики Беларусь для перехода к экономике знаний, который определяет готовность перехода всей страны к  экономике нового типа. Субиндекс институционально-экономического режима принимается в размере 2,5 для всех областей, т.к. данные условия одинаковы для всех административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Рассчитанные показатели занесем в таблицу 2.6.

 

Таблица 2.6 - Индикаторы экономики знаний в 2012 г в разрезе регионов Республики Беларусь.

 

Регион

Ранг

KEI

KI

ИЭР

Инновации

Образование

ИКТ

Город Минск

1

6,63

8,006

2,5

8,095

7,143

8,78

Гомельская область

2

5,55

6,56

2,5

6,19

7,38

6,12

Брестская область

3

5,038

5,88

2,5

5,95

4,76

6,94

Минская область

4

4,89

5,69

2,5

4,998

4,52

7,55

Витебская область

5

4,45

5,103

2,5

5,24

6,19

3,88


Окончание таблицы 2.5

Гродненская область

6

4,34

4,96

2,5

6,43

4,76

3,68

Могилевская область

7

3,53

3,88

2,5

2,38

5,95

3,06


Источник: собственная разработка автора с  использованием методики КАМ [11]

 

Представленные  в таблице 2.6 данные являются результатами проведенных нами ранее вычислений, которые позволили прийти к обобщающим показателям. Эти показатели позволяют провести сравнительный анализ. Таким образом, лидером среди областей по индексу экономики знаний и индексу знаний является г. Минск, что вполне закономерно, т.к. Минск – место сосредоточения промышленной, инновационной, образовательной и информационно-коммуникационной сфер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в регионах Республики Беларусь можно наблюдать значительный разброс  по отдельным показателям, составляющим индексы экономики знаний и знаний. Так, число организаций, выполнявших научные исследования, в г. Минске превышает почти в 9 раз число такого рода организаций в других регионах, также наибольшее число инновационно-активных организаций. Наименьшее значение данного показателя наблюдается в Могилевской области, собственно, как и по другим показателям данного субиндекса, что Могилевскую область к последнему месту среди областей по данному субиндексу. Таким образом, наблюдается концентрация инновационного потенциала в одном регионе, тогда как становление экономики знаний должно осуществляться во всех областях страны, что согласуется с политикой Республики Беларусь относительно их развития в сторону выравнивания социально-экономического состояния.

В соответствии с данными таблицы показателей  субиндекса «Образование» в городе Минске сосредоточено наибольшее число высших учебных заведений и наибольшее число студентов на 10000 населения региона. При этом отмечено наибольшее нормализованное значение показателя удельного веса лиц, имеющих высшее образование в регионе. Хотя его абсолютное значение не очень высокое, что не соответствует концепции экономики знаний. Показатель уровня остепеннености профессорско-преподавательского состава в г. Минске составляет 60,2 %, что является наивысшим значением данного показателя среди областей Республики Беларусь. Все приведенные выше факторы позволяют осуществлять эффективную подготовку специалистов высшей квалификации, которые должны быть ядром новой экономики, т.к. именно полученные знания, навыки и умения обеспечивают рост и развитие государства, внедряющего и использующего экономику знаний. Наихудшие значения показателей данного субиндекса наблюдаются в Минской области, что объясняется наличием высших учебных заведение только в городе Минске.

В городе Минске число организаций, использовавших достижения ИКТ  превышает примерно в 3 раза, численность работников, использовавших компьютеры превышает примерно в 5 раз, число организаций, имевших Web-сайты превышает примерно в 5 раз, а число организаций использовавших интернет превышает примерно в 3,5 раза значения соответствующих показателей в других регионах. Подобные значения говорят о том, что остальные регионы не соответствуют концепции новой экономики и данный факт затруднит процесс становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь, т.к. развитие сектора ИКТ является наиважнейшей задачей для стран при переходе к экономике знаний. Ведь именно благодаря достижениям в области информационно-коммуникационных технологий возможно накопление и быстрый обмен знаниями и информацией.

Информация о работе Проблемы становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь