Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа
Решающим условием развития предприятия в соответствии с принятой экономической стратегией является инвестирование необходимого объёма средств в разработанные проекты. Экономический рост и инвестиции взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, инвестиции создают материальную основу для поступательного развития предприятия, результаты которого, в свою очередь, являются источником средств для новых капитальных вложений. Инвестирование - основная форма практического осуществления экономической стратегии предприятия. Без прироста активов или обновления их состава коммерческие организации не могут успешно развиваться в долгосрочном периоде и этим определяется актуальность выбранной темы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………..…………………………………...……...4
1 ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ …….……….....6
2 АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………...……..10
3ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИКЕ ЗАНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….…….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…………....35
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение причин и проблем, возникающих в регионах в процессе перехода к экономике знаний. Проведенный анализ позволит судить о возможности построения экономики знаний в регионах Республики Беларусь.
2 АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
По мнению
экспертов, Республика Беларусь имеет
существенный научный, инновационный
и кадровый потенциал для построения
экономики знаний. Однако, как в
стране в целом, так и в регионах,
а также на предприятиях и в
организациях регионов имеются существенные
недостатки и препятствия для
трансформации переходной экономики
в современную
Для оценки готовности регионов к переходу к экономике знаний используется методика Всемирного Банка – Knowledge Assessment Methodology (KAM).
Методология Knowledge Assessment была предложена экспертами Института Всемирного банка в ответ на радикально усиливающуюся роль знаний в процессе долговременного экономического роста в новую эпоху. Это связывалось с быстрым продвижением информационных и коммуникационных технологий, что значительно сократило стоимость компьютерных средств и сетей. В дальнейшем это привело к значительно более быстрому распространению знаний, что в итоге увеличило производительность научного труда. Таким образом, усиление интенсивности создания нового знания и технологий является глобальной тенденцией. Оно, в свою очередь, приводит к быстрому распространению новых и эффективных производственных мощностей (машин, оборудования и т.д.), что отчетливо видно в увеличении их доли в мировой торговле. Таким образом, революция в области производства знания вместе с усиливающейся глобализацией предоставляют, по мнению экспертов Всемирного банка, значительные возможности для улучшения социально-экономического развития стран, но те из них, которые не успевают за быстрыми изменениями, становятся безнадежно отстающими. Здесь усиливается не только конкуренция, но и изменяется сама ее природа, которая смещается в область экономики знаний и инноваций [9, с. 60].
Возвращаясь к Knowledge Assessment-методологии Всемирного банка, важно отметить, что в ее основе лежат четыре составляющие области, показанные на рисунке 1.1
Экономические стимулы и институциональный режим
Эффективная инновационная система
Образованная и
Современная информационная структура
Обеспечиваются хорошими экономическими политиками и институтами, которые допускают эффективную мобилизацию и размещение ресурсов, стимулируют креативность и мотивацию для эффективного создания, распространения и использования
существующих знаний.
Состоящая из фирм, исследовательских центров, университетов, консультантов и других инновационных агентов, которые могут помочь в существующей революциизнаний и мощного их роста ассимилировать и адаптировать их для местных нужд.
Способная непрерывно корректировать и адаптировать свои навыки
для эффективного создания и использования знаний.
Способная облегчить эффективные коммуникации, распространение и обработку информации и знаний.
Рисунок 1.1 – Составляющие области экономики знаний
Источник: собственная разработка на основе данных [9, с. 60].
Данная схема экономики знаний (Knowledge Economy Framework) предполагает, что инвестиции в четыре ее составляющие области необходимы для устойчивого создания, усвоения, адаптации и использования знаний во внутреннем производстве товаров и услуг, что будет выражено в более высокой их добавленной стоимости и будет увеличивать вероятность экономического успеха в настоящей высококонкурентной и глобализированной мировой экономике.
Описание методики предваряет несколько общих положений. Так, переход к становлению экономики знаний требует разработки долговременных стратегий, которые должны фокусироваться на развитии четырех областей экономики знаний. Первоначально это означает, что страны должны понимать свои сильные и слабые стороны, и затем воздействовать на них, развивая подходящие политики и механизмы для реализации целей. Для содействия этому переходному процессу, как отмечалось выше, Институт Всемирного банка в рамках программы «Знание для развития» (Knowledge for Development (K4D) Program) разработал методологию КАМ, которая связана с соответствующим онлайновым инструментом и обеспечивает базовую оценку готовности стран и регионов к переходу к экономике знаний. КАМ представляет собой дружественный, интерактивный, диагностический и бенчмаркинговый инструмент, предназначенный для помощи странам-партнерам выявлять их сильные и слабые стороны в сравнении с другими странами. Поэтому КАМ может быть полезной для идентификации проблем и возможностей, с которыми страны могут сталкиваться, а там, где это необходимо, - фокусировать внимание политиков или планировать новые инвестиции. В связи с этим, применение методики КАМ позволит определить проблемы, которые возникают у регионов нашей страны в процессе перехода к экономике знаний.
Уникальная сила КАМ связана с ее кросс-секторальным подходом, который предоставляет целостный взгляд на широкий спектр факторов релевантных экономике знаний. В версии КАМ-2005 сравнительный анализ делался на основе 148 структурных и качественных переменных, 14 из которых являются базовыми для расчета индекса знаний и индекса экономики знаний, для 146 стран и 7 региональных группировок. Международные сравнения по выбранным индикаторам представляются в виде радиальных и ромбических диаграмм.
Процедура нормализации в КАМ состоит в следующем:
1. Первичные данные (u) собираются из базы данных Всемирного банка и из других международных баз данных для 148 переменных и 146 стран.
2. Для
каждой страны назначается
3. Для каждой отдельной страны вычисляется количество стран, которые стоят выше ее в ранжировке, включая эту страну (Nh).
4. Окончательная нормализация (нормировка) осуществляется по формуле:
где Nc – общее количество рассматриваемых стран.
Таким образом, рассчитываются нормализованные показатели, по которым формируются 4 субиндекса.
Затем, в соответствии с данной методологией рассчитываются два показателя:
Формула расчета индекса экономики знаний выглядит следующим образом:
где ИЭР - нормализованное значение
субиндекса институционально-
Ин – нормализованное значение субиндекса инноваций;
Обр – нормализованное значение субиндекса образования;
ИКТ - нормализованное значение субиндекса ИКТ.
Формулу расчета индекса знаний можно представить следующим образом:
Прежде чем рассчитать и проанализировать индексы знаний и экономики знаний для регионов Республики Беларусь, рассмотрим положение нашей страны в рейтинге, составленном по приведенным выше показателям на основе использования методики Всемирного Банка. Данные представлены в таблице 2.1, где Республика Беларусь занимает 59- место из 145 стран, т.е. имеет средние показатели, при этом отставая от России и Украины, которые занимают 55-е и 56-е места соответственно.
Таблица 2.1–Рейтинг стран по индексу экономики знаний в 2012 г. (по данным Всемирного банка)
Страна |
KEI |
KI |
ИЭР |
Инновации |
Образование |
ИКТ |
1.Швеция |
9,43 |
9,38 |
9,58 |
9,74 |
8,92 |
9,49 |
2.Финляндия |
9,33 |
9,22 |
9,65 |
9,66 |
8,77 |
9,22 |
3.Дания |
9,16 |
9,00 |
9,63 |
9,49 |
8,63 |
8,88 |
4.Нидерланды |
9,11 |
9,22 |
8,79 |
9,46 |
8,75 |
9,45 |
5.Норвегия |
9,11 |
8,99 |
9,47 |
9,01 |
9,43 |
8,53 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
55. Россия |
5,78 |
6,96 |
2,23 |
6,93 |
6,79 |
7,16 |
56. Украина |
5,73 |
6,33 |
3,95 |
5,76 |
8,26 |
4,96 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Окончание таблицы 2.1
59. Беларусь |
5,59 |
6,62 |
2,5 |
5,70 |
7,37 |
6,79 |
Источник: составлено автором на основе данных [10]
Исходя из данных таблицы 2.1, можно сделать вывод о том, что Республика Беларусь значительно отстает как по основным индексам – индексу экономики знаний и индексу знаний, так и по субиндексам, от стран-лидеров в области построения экономики знаний. Как видно из таблицы 2.1, в 2012 году странами-лидерами являлись следующие страны: Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды, Норвегия. Как свидетельствуют данные таблицы, особенно заметно отставание по индексу институциально-экономического режима – у стран-лидеров данный показатель колеблется от 9,01 у Норвегии до 9,74 у Швеция. Для Республики Беларусь данный показатель существенно ниже – 2,5. Но это - абсолютно закономерная особенность, которая лишь иллюстрирует то, к чему стоит стремиться и как себя позиционировать в мировом экономическом пространстве.
В таблице 2.2 представлены индексы экономики знаний и индексы знаний за 1995 и 2012 гг. для стран, имеющих близкие значения ВВП к значению ВВП в Республике Беларусь.
Таблица 2.2 – Сопоставительный анализ индекса экономики знаний и индекса знаний для Республики Беларусь и стран, имеющих близкие к ней значения ВВП в 1995 г. и 2012 г.
Страна |
1995 |
2012 | ||
KEI |
KI |
KEI |
KI | |
Болгария |
6,81 |
7,16 |
6,80 |
6,61 |
Колумбия |
5,03 |
5,02 |
4,94 |
5,18 |
Азербайджан |
4,62 |
5,59 |
4,56 |
4,96 |
Сербия |
5,35 |
6,78 |
6,02 |
6,61 |
Перу |
4,93 |
5,23 |
5,01 |
4,85 |
Беларусь |
5,81 |
6,92 |
5,59 |
6,62 |
Доминиканская Республика |
4,10 |
4,59 |
4,05 |
4,08 |
Китай |
3,99 |
4,17 |
4,37 |
4,57 |
Ямайка |
5,70 |
5,67 |
5,65 |
6,18 |
Ангола |
1,98 |
2,38 |
1,08 |
0,95 |
Намибия |
4,77 |
4,50 |
4,10 |
3,38 |
Источник: составлено автором на основе данных [10]
Исходя
из данных таблицы 2.2, мы можем оценить,
каково положение Республики Беларусь
среди стран с близким уровнем ВВП и как
изменились ключевые показатели за указанный
период. Как видно из таблицы, в 2012 году
по сравнению с 1995 годом можно наблюдать
снижение ключевых индексов для Республики
Беларусь. Так, индекс экономики знаний
снизился с 5,81 в 1995 году до 5,59 в 2012 году,
а индекс знаний – с 6,92 до 6,62 соответственно.
Данная ситуация характерна и для показателей
таких стран, как Болгария, Азербайджан,
Доминиканская Республика, Ангола и Намибия.
Снизились значения показателя индекса
знаний у Сербии и Перу, что говорит о проблемах
либо в области инноваций, образования
и ИКТ, либо в какой-то одной из указанных
сфер. При этом в указанных странах выросло
значение индекса экономики знаний, что
говорит об улучшении субиндекса институционально-
Информация о работе Проблемы становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь