Профессиональная этика и культура сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является изучение особенностей культуры и этики в сервисной деятельности.
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
• Рассмотреть понятия культура и этика в сервисной деятельности;
• Рассмотреть особенности повышения культурно – этического уровня в сервисной деятельности;
• Провести анализ литературы по данной теме.
Объектом в данной курсовой работе является особенность влияния культуры и этики на сферу обслуживания

Файлы: 1 файл

курсач делягина.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

Эстетическая культура работника  сервиса связана с его внешним  видом (одеждой, обувью, причёской, аксессуарами). Его внешний вид в целом  должен соответствовать служебным  целям и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая  разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно. Элементы эстетики должны также присутствовать в эмблеме фирмы, отражаться в  дизайне оборудования, на упаковке товаров, сопровождающих обслуживание, и т.п.

 

2.1 Понятие управленческой  этики, ее признаки

 

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два  рода проблем: вопросы о том, как  должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении  и сущности морали. Исходя из первого  рода проблем, становится очевидной  практическая направленность этики, ее проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название "практической философии". Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности [3, с.17].

Так, осуществление туристических  операций предполагает определённые отношения  между туристами - потребителями  туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношения последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида услуг.

Отсюда следует дальнейшее уточнение  предмета курса, а именно его соотнесенность только с такой формой человеческого  взаимодействия, как деловое общение. Совместная деятельность людей не может  быть нейтральной по отношению к  нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции  отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых  отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской  деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего  все вовремя, является нормативным.  Опоздания мешают работе и  являются признаком того, что  на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя  распространяется на все служебные  задания. Специалисты, изучающие  организацию и распределение  рабочего времени, рекомендуют  прибавлять лишних 25 процентов к  тому сроку, который, на ваш  взгляд, требуется для выполнения  порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте  лишнего). Секреты учреждения, корпорации  или конкретной сделки необходимо  хранить так же бережно, как  тайны личного характера. Нет  также необходимости пересказывать  кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность  и приветливость. В любой ситуации  необходимо вести себя с клиентами,  заказчиками, покупателями и сослуживцами  вежливо, приветливо и доброжелательно.  Это, однако, не означает необходимости  дружить с каждым, с кем приходится  общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте  о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно  распространяться на сослуживцев,  начальников и подчиненных. Уважайте  мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та  или иная точка зрения. Всегда  прислушивайтесь к критике и  советам коллег, начальства и  подчиненных. Когда кто-то ставит  под сомнение качество вашей  работы, покажите, что цените соображения  и опыт других людей. Уверенность  в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь, как  положено). Главный подход - вписаться  в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего  уровня. Необходимо выглядеть самым  лучшим образом, то есть одеваться  со вкусом, выбирая цветовую гамму  к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите  хорошим языком). Внутренние документы  или письма, направляемые за пределы  учреждения, должны быть изложены  хорошим языком, а все имена  собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь  приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты  как часть вашего собственного  лексикона [8, с.23].

Деловое (официальное, служебное) общение  в зависимости от обстоятельств  может быть прямым и косвенным. В  первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или  технических средств.

 

2.2 Методы воздействия  на людей как признак управленческой  этики

 

Как в процессе прямого, так и  косвенного общения используются различные  методы влияния или воздействия  на людей. Среди наиболее употребительных из них выделяются следующие – убеждение, внушение, принуждение.

Убеждение – воздействие посредством  доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает  уверенность в правоте своей  позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих  поступков. Убеждение - ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению. Внушение, как правило, не требует  доказательств и логического  анализа фактов и явлений для  воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под  влиянием авторитета, общественного  положения, обаяния, интеллектуального  и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

В оказание туристических услуг  всегда вовлечены две стороны: тот, кто ее предлагает, и тот, кто предположительно испытывает в ней потребность. Акт  услуги может быть выражен в категория коммуникации и с помощью понятий зависимости-независимости. Если связь налажена и клиент не поставлен в положение обороняющегося, акт услуги с большой вероятностью можно считать состоявшимся. Напротив, если связи не происходит, и клиент ощущает себя объектом принуждения, он, скорее всего, будет сопротивляться акту услуги. Правильный подход будет заключаться в обеспечении полноценной встречи двух партнеров.

Акт услуги – это, прежде всего, переговоры, которые дают импульс отношению, опосредуемому каким-либо предметом, отвечающим ожиданием или потребностям. Для ведения переговоров требуется  умение убеждать и влиять, воздействовать на выдвигаемые возражения и др.

Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести  себя вопреки его желанию и  убеждениям, используя угрозу наказания  или иного воздействия, способного привести к нежелательным для  индивида последствиям. Этически оправданным  принуждение может быть лишь в  исключительных случаях. На выбор метода воздействия на людей оказывают  влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения [4, с.8].

 

2.3 Инструменты воздействия  на людей

 

За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных  инструмента управления - то есть воздействия  на людей.

1. Иерархия, организация, где основное  средство воздействия - отношения  власти-подчинения, давление на человека  сверху, с помощью принуждения.

2. Культура, этика, то есть вырабатываемые  и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки,  шаблоны поведения, ритуалы, которые  заставляют человека вести себя  так, а не иначе.

3. Рынок, то есть сеть равноправных  отношений по горизонтали, основанных  на купле-продаже продукции и  услуг, на отношениях собственности,  на равновесии интересов продавца  и покупателя.

Туризм – это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются  различного вида услуги. Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых  перспективных и быстроразвивающихся  отраслей экономики.

Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного  рода. Гостиницы и рестораны, прачечные  и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги.

Услуга – это любые мероприятия  или выгода, которые одна сторона  может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального.

Рынок услуг совершенно не похож  на другие рынки главным образом  по двум причинам:

1. Услуга не существует до  ее представления. Это делает  невозможным сравнение и оценку  услуг до их получения. Поэтому  сравнить можно только ожидаемые  выгоды и полученные.

2. Услугам присуща высокая степень  неопределенности, что ставит клиента  в невыгодное положение, а продавцам  затрудняет продвижение услуг  на рынок. 

Эти явления сложные, это не просто "инструменты управления". В  живых, реальных хозяйственных и  социальных системах они все почти  всегда сосуществуют. Речь идет лишь о  том, чему отдается приоритет, на что  делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления, но одновременно с этим была и "жесткая" этика  советского общества, когда большое  влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы  общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда  ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика  отношений, в том числе и деловых  отношений. Этика в сфере предпринимательства  – это отражение этических  норм в обществе. Закончилась советская  идеология, а что же осталось? Как  вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой  системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с "рыночным" инструментом управления больший вес  будет приобретать и "этический", их соотношение сбалансируется, как  во всех цивилизованных странах [9, с.12].

 

2.4 Этика и современное  управление в сервисе и туризме

 

Люди, полагающие, что организации  должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую  ценность максимизации прибыли, эффективности  и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно  и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе  ценностей. Чтобы сделать выбор  в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление  об этике.

Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Однако этика бизнеса затрагивает  не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения  управляющих и управляемых.

Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы, скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с ЮАР или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.

Действия руководителей или  рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как  неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а  могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей.

К неэтичным действиям людей  с явными нарушениями закона относятся  фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий  относят:

1. Конкурентную борьбу, которая  оттесняет на обочину этические  соображения;

Например, в целях быстрого и  прочного завоевания рынка эти компании начали калькулировать цены на туры с  расчётом лишь на минимальную прибыль, что было возможно благодаря громадному капиталу торговых фирм. Промышленные фирмы, представляющие в первую очередь  отрасли, обслуживающие туристический  бизнес, на основе системы участия  стали приобретать и включать в свою структуру туристические  фирмы. Заметно усилилось проникновение  банков и страховых компаний в  сферу международного туризма путём приобретения всего или части контрольного пакета акций. Обладая разветвлённой сетью филиалов и обширным штатом страховых агентов, банки и страховые компании стали успешно осуществлять эти операции, получая дополнительную прибыль за счёт экономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, как правило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учёта и управления, в памяти которых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах. Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам.

Информация о работе Профессиональная этика и культура сервисной деятельности