Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 10:28, курсовая работа
Основными задачами развития агропромышленного комплекса Беларуси являются – формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения.
Введение………………………………………………………………..………….3
1. Теоретические и экономические аспекты производительности труда в сельском хозяйстве …..……………….………………...……………..………….4
1.1. Сущность понятия производительность труда
в сельском хозяйстве ………………………...…………..…………………….…..4
1.2. Система показателей производительности труда и
методы измерения производительности труда …………………………………..6
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия……….…….11
3. Производительность труда в РСУП «Демехи» Речицкого
района Гомельской области и анализ факторов, оказывающих
влияние на рост производительности труда.…………………………………...21
4. Пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве ...……26
Заключение………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……
Анализ наличия и использования трудовых ресурсов показывает тенденцию к росту численности работников в целом по хозяйству. Следует отметить, что увеличение численности работников привело также к сокращению использования фонда рабочего времени, и в 2007 году составило 88%.
При приемлемом уровне использования трудовых ресурсов время, отработанное каждым работником, должно соответствовать установленной государственной норме. Так, в 2005г. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь утвердило годовой фонд рабочего времени, равный 1840 часам. Превышение этого норматива считается сверхурочной работой.
В настоящее время сельское хозяйство лидирует по количеству отработанных человеко-часов 1 работником, среди других отраслей экономики. Так, в 2005 г., работник занятый в промышленном производстве отработал в среднем 1760 чел.-час., в строительстве – 1841 чел.-час., а в среднем по отраслям экономики – 1876 чел.-час., то в сельском хозяйстве – 2308 чел.-час. При этом необходимо отметить, что количество отработанного времени в сельском хозяйстве на 1 работника выросло за последние 10 лет на 16,6% (с 1979 чел.-час. в 1995 г.) [1].
Группировка, проведенная по агропредприятиям Гомельской области, показывает зависимость между часовой производительностью труда работников, занятых в сельхозпроизводстве и основными экономическими показателями эффективности аграрного производства (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – Влияние часовой производительности труда на эффективность агропроизводства (данные 2007 г. по агропредприятиям Гомельской обл.)
Группы хозяйств по часовой производительности труда, тыс. руб. |
Количество хозяйств в группе |
В среднем по группе, часовая производительность труда, тыс. руб. |
Уровень рентабельности , % |
Среднегодовой удой молока от одной коровы, кг |
Среднесуточный пpиpост КРС, г |
Урожайность зерновых, ц/га |
Урожайность зеленой массы кукурузы, ц/га |
I (до 7575) |
21 |
5802 |
16,2 |
3493 |
487 |
22,4 |
199,7 |
II (7575 – 11662) |
13 |
8757 |
20,0 |
4379 |
524 |
29,4 |
261,1 |
III свыше 11662 |
4 |
13459 |
24,9 |
5194 |
617 |
35,8 |
279,5 |
III группа в % к I группе |
232 |
154 |
149 |
127 |
160 |
140 |
Из данных таблицы видно, что росте часовой производительности труда происходит увеличение уровня рентабельности на 154%, среднегодового удоя на 149%, среднесуточного прироста КРС на 127%. Рост производительности труда в час рабочего времени также положительно влияет на показатели эффективности производства продукции растениеводства: возрастает урожайность зерновых на 160% и зеленой массы кукурузы на 140%.
Чтобы более подробно рассмотреть эффективность использования трудовых ресурсов на агропредприятиях нами были выполнены следующие группировки: по производительности труда в зерновом хозяйстве и нагрузке условного скота на 1 работника (таблица 3.5 и 3.6).
Таблица 3.5 – Производительность труда в зерновом хозяйстве (данные 2006 г. по агропредприятиям Гомельской обл.)
Группы хозяйств по затратам труда на 1 ц зерна, чел.-ч. |
Количество хозяйств в группе |
В среднем по группе, затраты труда на 1 ц зерна, чел.-ч. |
Балл пашни |
Нагрузка площади пашни на 1 раб., га |
Себестоимость 1 т зерна, тыс. руб. |
Удельный вес зерновых в структуре посевов, % |
I (до 1.54) |
31 |
0,80 |
31,9 |
27,0 |
171,4 |
42,3 |
II (1,54 – 2,88) |
5 |
2,09 |
29,1 |
20,2 |
174,0 |
38,5 |
III свыше 2,88 |
3 |
3,45 |
27,6 |
18,8 |
224,3 |
35,4 |
III группа в % к I группе |
431 |
86 |
70 |
131 |
84 |
Данные таблицы 3.5 иллюстрируют, что снижение затрат труда при производстве зерна находятся в зависимости от балла пашни, нарузки площади пашни на 1 работника, а также удельного веса зерновых культур в структуре посевов. Так, рост затрат труда на 1 ц зерна является следствием более низкого балла пашни, сокращением удельного веса зерновых в структуре посевов, что также негативно сказывается на себестоимости 1 т зерна – она увеличивается.
Таблица 3.6 – Влияние нагрузки условного скота на 1 работника на показатели эффективности производства и реализации продукции животноводства (данные 2007 г. по агропредприятиям Могилевской обл.)
Группы хозяйств по нагрузке условного скота на 1 работника, гол. |
Количество хозяйств в группе |
В среднем по группе, приходится усл. скота на 1 работника, гол. |
Плотность КРС на 100га с.-х. угодий, гол. |
Выход телят на 100 коров, гол. |
Прибыль от реализации прод. животно-ва на 1 гол. усл. скота, млн. руб. |
Часовая производительность в животноводстве, руб. |
I (до 7,65) |
15 |
6,26 |
35,97 |
181,44 |
0,10 |
4258,47 |
II (7,65 – 11,11) |
16 |
9,36 |
44,97 |
116,76 |
0,14 |
5916,75 |
III свыше 11,11 |
6 |
13,27 |
47,93 |
123,66 |
0,22 |
10046,5 |
III группа в % к I группе |
212 |
133 |
68 |
220 |
236 |
Рост нагрузки условного скота на 1 работника оказывает положительное влияние на рост прибыли от реализации продукции животноводства на 220%, а также способствует увеличению часовой производительности труда в животноводстве на 236%.
Таким образом, производительность труда непосредственно зависит от уровня экономического развития сельхоз организаций в экономически более крепких хозяйствах, где уровень трудообеспеченности, фондооснащенности и развития социальной сферы значительно выше, чем в средних и слабых. Недостаточная механизация, сохранение значительной доли конно-ручного труда при нехватке рабочих рук, ведут к тому, что труженики сельского хозяйства в период полевых работ имеют непомерно растянутый рабочий день.
Таким образом, основываясь на результатах исследований проведенных в данной главе можно сформулировать основные выводы:
4. Пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве
Переход экономики сельского хозяйства к рынку может быть обеспечен лишь на базе высокопроизводительного труда, так как эффективность труда – единственный источник прироста объектов сельскохозяйственной продукции.
Для этого необходимо, прежде всего, поэтапно решить две задачи:
Немаловажное влияние на рост производительности труда оказывает эффективное использование трудовых ресурсов. Согласно социологическим исследованиям установлено, что в настоящее время в полную силу трудится треть работников сельского хозяйства. Столь отрицательная ситуация сложилась в результате плохой организации труда, недостатков в системе материального стимулирования, низкой эффективности управления производством.
По мнению ведущих ученых-экономистов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, роста производительности труда в сельском хозяйстве необходимо:
Сочетание сельскохозяйственного и промышленного труда на селе даст возможность в районах с избытком рабочей силы полнее использовать имеющийся трудовой потенциал, а там, где её не хватает, уменьшить темпы миграции и стабилизировать трудовые коллективы в хозяйствах.
Кроме того, состав рабочей силы по структуре и профессиональной подготовке не отвечает требованиям современного производства. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации работников сельского хозяйства должна ориентироваться на подготовку специалистов для работы в рыночных условиях. Это обеспечит рост производительности труда и будет способствовать сокращению общей потребности отрасли в трудовых ресурсах.
Таким образом, для повышения производительности труда в сельском хозяйстве необходимо провести ряд мероприятий.
1. Установить такой уровень цен, который должен обеспечивать нормально работающим предприятиям возмещение затрат и паритетность ценового обмена. Реальной нормативной базой, которая более или менее отражала бы в динамике эквивалентность обмена продукции сельского хозяйства на промышленную, могут быть индексы соотношения количества зерна, мяса, молока и т.п. в ценах реализации, обеспечивающие приобретение 1 т горючего, удобрений, 1 трактора, комбайна и т.д. Именно за таким паритетным индексом должно следить государство и регулировать его. Диспаритет цен выражает отношение государства к сельскому хозяйству.
2. Следует восстановить практику
предварительного
3. Остановить процесс
4. Комплексная механизация
5. Повышение качества рабочей силы, универсализация её труда, подготовка и переподготовка кадров. Главным недостатком нашей системы подготовки рабочих кадров является то, что в её основу положена ошибочная технологическая политика, обусловившая появление многочисленных, малосодержательных профессий и специальностей, получатели которых слабо владеют агрозоотехническими, экономическими, правовыми и экологическими знаниями. В понятие «широкий профиль рабочих» долгое время закладывали в основном умение владеть различными видами машин и технических устройств, а глубокие знания о земле, её свойствах, растениях и животных и по другим основополагающим дисциплинам рабочие получали в незначительных объемах. В перспективе в аграрном производстве преобладающими типами работников должны стать крестьянин-универсал и мастер сельскохозяйственного производства, владеющие несколькими профессиями в растениеводстве и животноводстве, имеющие необходимые экономические знания. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации работников должна ориентироваться на подготовку для работы в рыночных условиях.