Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:32, реферат
Объемом основных производственных фондов и степенью их использования определяется производственная мощность предприятия.
Производственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.
Объем
реализованной продукции Р является
одним из основных показателей и используется
для оценки результатов хозяйственной
деятельности. Он отражает общий объем
продукции, поступившей в народнохозяйственный
оборот в данный период и оплаченной потребителем.
Он определяется как алгебраическая сумма
объема изготовленной в этом периоде товарной
продукции Т, остатков нереализованной
продукции ( в оптовых ценах предприятия
), имевшихся на предприятии на начало
года Р и на конец данного перила
( года ) Р и остатков отгруженных
товаров, по которым срок оплаты наступил,
а также товаров, находящихся на ответственном
хранении у покупателей на начало Т
и на конец периода Т .
Р= Т+(Р -Р )+(Т +Т )
В объем реализуемой продукции, включаются также изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых предприятием- изготовителем, в том числе стоимость сырья, материалов, оплаченных изготовителем.
Не включаются в объем реализуемой продукции:
Чистая продукция ( нормативная ) предприятия.
Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость. Показатель нормативной чистой продукции используется для определения динамики ( темпов роста ) физического объема производства, производительности труда, планирования фонда заработной платы и контроля за его использованием.
Норматив чистой продукции представляет собой часть оптовой цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальное страхование и прибыль. В общем виде норматив чистой продукции Ч на конкретное изделие равен :
Ч =З +З К +П
З - заработная плата ( основная и дополнительная ) производственных рабочих, включая отчисления на социальное страхование в проектируемой ( плановой ) калькуляции себестоимости единицы продукции,
К - коэффициент, характеризующий отношение заработной платы промышленно-производственного персонала, занятого обслуживанием и управлением, к заработной плате производственных рабочих данного предприятия,
П - прибыль, подлежащая включению в цену и норматив чистой продукции. Рассчитывается по нормативам рентабельности, утвержденным по прейскурантам продукции по отношению к себестоимости за вычетом прямых материальных затрат ( стоимости используемых сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий ).
Нормативы чистой продукции являются, как правило, отраслевыми. В них отражается среднеотраслевые затраты живого труда, которые определяются в порядке, установленном при формировании оптовых цен, на основе прогрессивных норм трудоемкости.
Норматив чистой
продукции разрабатывается и
утверждается по всей номенклатуре готовых
изделий, полуфабрикатов, запасных частей
по всем работам и услугам
Общий объем нормативов чистой продукции по предприятию определяется по сопоставимым нормативам, аналогично порядку, установленному применительно к сопоставимым оптовым ценам. Объем нормативной чистой продукции в планах и отчетах предприятия определяется прямым счетом :
Удельно чистая продукция предприятия ( отрасли ) Ч определяется как разность между товарной продукцией в оптовых ценах предприятия и материальными затратами на производство М , за исключением сумм амортизационных отчислений :
Ч =Т – М
Состав материальных затрат, исключаемых при расчете условно чистой продукции, такой же , как при определении показателя чистой продукции. Показатель условно-чистой продукции используется главным образом для аналитических целей при расчете общей эффективности производства.
1.4
Производственная
программа и производственная
мощность предприятия
В
рыночных условиях основу плана производства
на различных предприятиях составляют
заключенные договоры с потребителями,
имеющийся портфель заказов и
существующая потребность в товарах,
а также действующие законы спроса
и предложения на продукцию, работы
и услуги. Главная цель плановой
работы на акционерных, коммерческих и
иных предприятиях и фирмах с частной
формой собственности, как и осуществляемой
на ее основе предпринимательской или
производственной деятельности, состоит
в удовлетворении потребностей покупателей
и получении максимальной прибыли.
Предприятия заключают с
Во
взаимодействии годового и долгосрочного
планирования наиболее сложными плановыми
проблемами считаются трудности
прогнозирования будущего состояния
рынка и внутренней среды самого
предприятия. Это объясняется тем,
что долгосрочные допущения о
возможном росте потребностей покупателей
и соответствующие планы
Разработка производственной программы осуществляется на большинстве промышленных предприятий в три этапа:
Кроме того, при разработке годовой производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, высокую финансовую устойчивость и платежеспособность каждого предприятия. Это предполагает отбор и включение в план производства наиболее конкурентоспособных и высокодоходных товаров. В американских корпорациях для этого применяется матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). Она позволяет классифицировать каждый вид продукции по его доле или удельному весу на рынке относительно основных конкурентов или в общем объеме производства данного стратегического хозяйственного подразделения. Используя матрицу БКГ, предприятие может определить, какой вид продукции или какое подразделение играет ведущую роль по сравнению с конкурентами, а также как должно развиваться ее производство в данное время и как будут расти или сокращаться в дальнейшем объемы выпуска и сбыта товаров. Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль.
Матрица
БКГ может служить лишь одним
из ориентиров для включения в
годовую производственную программу
тех или иных товаров из имеющегося
на предприятии портфеля заказов. Для
принятия окончательного решения следует
непременно принимать во внимание такие
общеизвестные экономические
В
процессе разработки производственной
программы цеха или предприятия
возникает необходимость
В
рыночной экономике основным ограничением
планируемых объемов
П1 |
0 |
А |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В |
С |
Д |
Е |
L |
К |
Рис. 1. 2 – Кривая производственных возможностей
Каждая точка на этой кривой представляет максимальный объем производства двух продуктов (Q1 и Q2). Чтобы осуществить наилучшие варианты производства двух товаров на предприятии, необходимо обеспечить полную занятость всех имеющихся ресурсов. Возможные сочетания на кривой выпуска товаров Q1 и Q2 в точках А, Б, С, Д, Е и других определяют максимальные их количества, которые можно получить при полном использовании наличных ресурсов. Все точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, являются либо недостижимыми (К – за пределами кривой), либо не приводят к полному использованию ресурсов (L – в пределах кривой).
Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.