Производственная мощность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:32, реферат

Описание работы

Объемом основных производственных фондов и степенью их использования определяется производственная мощность предприятия.
Производственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

Файлы: 1 файл

Производственная программа предприятия в условиях рынка.docx

— 123.50 Кб (Скачать файл)

      Объем реализованной продукции Р является одним из основных показателей и используется для оценки результатов хозяйственной деятельности. Он отражает общий объем продукции, поступившей в народнохозяйственный оборот в данный период и оплаченной потребителем. Он определяется как алгебраическая сумма объема изготовленной в этом периоде товарной продукции Т, остатков нереализованной продукции ( в оптовых ценах предприятия ), имевшихся на предприятии на начало года Р   и на конец данного перила ( года ) Р   и остатков отгруженных товаров, по которым срок оплаты наступил, а также товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей на начало Т   и на конец периода Т  . 

          Р= Т+(Р   -Р   )+(Т   +Т   )

      В объем реализуемой продукции, включаются также изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых предприятием- изготовителем, в том числе стоимость сырья, материалов, оплаченных изготовителем.

      Не  включаются в объем реализуемой  продукции:

  1. Стоимость внутризаводского оборота, то есть стоимость изделий собственного производства, идущих на дальнейшую переработку внутри данного предприятия ( за исключением ряда отраслей, у которых в объем товарной продукции включается стоимость внутризаводского оборота ).
  2. Выручка от непромышленной деятельности. В ряде случаев объем реализуемой продукции определяется в действующих оптовых ценах предприятия или в приравненных к ним ценам ( розничных за вычетом налога с оборота, торговых и сбытовых скидок, розничных поясных и других ценах ), то есть в ценах, применяемых для исчисления объема товарной продукции данной отрасли. План по объему реализуемой продукции считается выполненным только при условии выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции в установленных номенклатуре и ассортименте в соответствии с заключенными договорами и заказами внешнеторговых организаций.
 

      Чистая  продукция ( нормативная )    предприятия.

      Чистая  продукция  характеризует вновь  созданную стоимость. Показатель нормативной  чистой продукции используется для  определения динамики ( темпов роста ) физического объема производства, производительности труда, планирования фонда заработной платы и контроля за его использованием.

      Норматив  чистой продукции представляет собой  часть оптовой цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальное страхование и прибыль. В общем  виде норматив чистой продукции Ч   на конкретное изделие равен :

      Ч   =З   +З   К   +П

      З   - заработная плата ( основная и дополнительная ) производственных рабочих, включая отчисления на социальное страхование в проектируемой ( плановой ) калькуляции себестоимости единицы продукции,

      К   - коэффициент, характеризующий отношение заработной платы промышленно-производственного персонала, занятого обслуживанием и управлением, к заработной плате производственных рабочих данного предприятия,

      П  - прибыль, подлежащая включению в цену и норматив чистой продукции. Рассчитывается по нормативам рентабельности, утвержденным по прейскурантам продукции по отношению к себестоимости за вычетом прямых материальных затрат ( стоимости используемых сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий ).

            Нормативы чистой продукции  являются, как правило, отраслевыми. В них отражается среднеотраслевые затраты живого труда, которые определяются в порядке, установленном при  формировании оптовых цен, на основе прогрессивных норм трудоемкости.

            Норматив чистой продукции разрабатывается и  утверждается по всей номенклатуре готовых  изделий, полуфабрикатов, запасных частей по всем работам и услугам промышленного  характера, реализуемым на сторону  на который утверждены цены.

            Общий объем нормативов чистой продукции по предприятию  определяется по сопоставимым нормативам, аналогично порядку, установленному применительно  к сопоставимым оптовым ценам. Объем  нормативной чистой продукции в  планах и отчетах предприятия  определяется прямым счетом :

  1. По готовой продукции и другой продукции, планируемой в натуральном выражении – путем умножения объема производства в натуральном выражении по каждому виду изделия на установленный норматив чистой продукции;
  2. По продукции, планируемой и учитываемой только в стоимостном выражении – путем умножения ее объема в оптовых ценах ( сметной стоимости ) на утвержденный по каждой группе и виду продукции нормативный коэффициент чистой продукции. Указанные нормативные коэффициенты характеризуют отношение объема чистой продукции к стоимости соответствующей продукции, исчисленной в оптовых ценах;
  3. По незавершенному производству продукции с длительным циклом изготовления – путем умножения изменения остатков незавершенного производства на нормативный коэффициент чистой продукции и прямым счетом по каждому виду продукции с последующим сложением результатов. Общий объем нормативной чистой продукции по объединению определяется на основе данных, входящих в состав производственных объединений, единиц и отдельных предприятий.

  Удельно чистая продукция  предприятия ( отрасли ) Ч   определяется как разность между товарной  продукцией в оптовых ценах предприятия и материальными затратами на производство М , за исключением сумм амортизационных отчислений :

Ч   =Т – М

Состав  материальных затрат, исключаемых при  расчете условно чистой продукции, такой же , как при определении показателя чистой продукции. Показатель условно-чистой продукции используется главным образом для аналитических целей при расчете общей эффективности производства.

 

1.4 Производственная  программа и производственная  мощность предприятия 

      В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и  существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги. Главная цель плановой работы на акционерных, коммерческих и  иных предприятиях и фирмах с частной  формой собственности, как и осуществляемой на ее основе предпринимательской или  производственной деятельности, состоит  в удовлетворении потребностей покупателей  и получении максимальной прибыли. Предприятия заключают с потребителями  и поставщиками договоры на производство и продажу продукции и услуг, приобретение и закупку необходимых  ресурсов, в том числе и с  государственными и муниципальными органами, службами и предприятиями.

      Во  взаимодействии годового и долгосрочного  планирования наиболее сложными плановыми  проблемами считаются трудности  прогнозирования будущего состояния  рынка и внутренней среды самого предприятия. Это объясняется тем, что долгосрочные допущения о  возможном росте потребностей покупателей  и соответствующие планы развития производственного потенциала предприятия  часто оказываются недостаточно обоснованными на предстоящий период.

      Разработка  производственной программы осуществляется на большинстве промышленных предприятий  в три этапа:

  1. составление годового производственного плана для всего предприятия;
  2. определение или уточнение на основе производственной программы приоритетных целей на плановый период;
  3. распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделениям предприятия или исполнителям.

      Кроме того, при разработке годовой производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, высокую финансовую устойчивость и платежеспособность каждого предприятия. Это предполагает отбор и включение в план производства наиболее конкурентоспособных и высокодоходных товаров. В американских корпорациях для этого применяется матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). Она позволяет классифицировать каждый вид продукции по его доле или удельному весу на рынке относительно основных конкурентов или в общем объеме производства данного стратегического хозяйственного подразделения. Используя матрицу БКГ, предприятие может определить, какой вид продукции или какое подразделение играет ведущую роль по сравнению с конкурентами, а также как должно развиваться ее производство в данное время и как будут расти или сокращаться в дальнейшем объемы выпуска и сбыта товаров. Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль.

      Матрица БКГ может служить лишь одним  из ориентиров для включения в  годовую производственную программу  тех или иных товаров из имеющегося на предприятии портфеля заказов. Для  принятия окончательного решения следует  непременно принимать во внимание такие  общеизвестные экономические показатели, как совокупный доход, предельные издержки и многие другие расчетно-плановые данные.

      В процессе разработки производственной программы цеха или предприятия  возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений. Под  оптимальным решением обычно понимается достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства.

      В рыночной экономике основным ограничением планируемых объемов производства товаров и услуг служит редкость ресурсов. Вследствие большой редкости экономических ресурсов и предела, который они ставят перед всякой производственной деятельностью, объем  производства на каждом предприятии ограничивается многими факторами. Для всех выпускаемых продуктов и применяемых ресурсов существует кривая производственных возможностей (рис. 1. 2).

П1
 
0
 
 
 
А
 
4
 
3
 
2
 
1
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
В
 
С
 
Д
 
Е
 
L
 
К
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 1. 2 – Кривая производственных возможностей

      Каждая  точка на этой кривой представляет максимальный объем производства двух продуктов (Q1 и Q2). Чтобы осуществить наилучшие варианты производства двух товаров на предприятии, необходимо обеспечить полную занятость всех имеющихся ресурсов. Возможные сочетания на кривой выпуска товаров Q1 и Q2 в точках А, Б, С, Д, Е и других определяют максимальные их количества, которые можно получить при полном использовании наличных ресурсов. Все точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, являются либо недостижимыми (К – за пределами кривой), либо не приводят к полному использованию ресурсов (L – в пределах кривой).

      Конкретным  выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его  производственная мощность. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.

Информация о работе Производственная мощность