Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 21:12, курсовая работа
Целью данной курсовой является приобретение знаний в сфере формирования производственной программы.
Задачи состоят в том, чтобы:
Узнать:
Назначение и содержание планирования на предприятии;
Принципы планирования;
Методы планирования;
Управление производством.
Обязательность исполнения предполагает, что принятый к выполнению план предприятия становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия.
Принципы планирования рассматриваются как единое целое. Они обеспечивают единство разных методов и моделей разработки планов развития предприятия. Выделение отдельных принципов, отражающих разные стороны разработки планов, не означает, что они существуют независимо друг от друга и возможно их выборочное использование.
Реализация принципов планирования позволяет:
1.3 Методы планирования.
При разработке планов используются следующие методы планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, программно-целевой, экспертных оценок, графоаналитический, сетевой и др.
Балансовый метод заключается в сопоставлении потребности производства продукции с возможностью обеспечения ресурсами, обеспечивает увязку разделов плана. Проводятся балансовые расчеты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, рабочего времени и др. При отсутствии равновесия определяются источники их покрытия для достижения намеченных целей.
Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей. Оценивается изменение основных
показателей плана в плановом периоде по сравнению с базисным периодом за счет влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
Экономико-математические метод
Программно-целевые методы применяются при составлении плана в виде программы: составление мероприятий по решению к намеченным срокам комплекса задач, объединенных одной целью. Намечается цель, разрабатываются задачи, необходимые для достижения цели, и мероприятия для реализации задач.
Главной целью могут быть: повышение качества и конкурентоспособности продукции, «завоевание рынка», оптимизация действующих мощностей, развитие предприятия на основе капитальных затрат и др.
Графоаналитический метод позволяет изобразить результаты экономического анализа графическими средствами, выявить количественную зависимость между сопряженными показателями, например между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.
Сетевые графики представляют разновидность графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например разработка и выполнение новой техники и др.
Методы экспертных оценок сопровождают плановые процессы всегда. Они базируются на опыте и квалификации управленческих работников. Различают индивидуальные экспертные оценки и коллективные типа мозговой атаки, генерации идей и др.
1.4 Производственная программа – основа построения плана развития предприятия.
Наиболее распространенная форма текущего планирования — годовой план предприятия. Годовой план разрабатывается до начала планируемого года, имеет поквартальную разбивку всех показателей. Основные разделы и показатели плана развития предприятия (текущих и среднесрочных планов):
1. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она включает расчеты объема производства продукции и производственных мощностей, потребности в материально-сырьевых и трудовых ресурсах, транспорте; обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей.
Промышленные предприятия формируют производственную
программу на основе государственного заказа, заказов предприятий-потребителей, выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Основной критерий планирования производственной программы — получение максимально возможной прибыли, что достигается оптимизацией производственных заданий. Для этого отчетные данные текущего (базового) периода (года) анализируются и сопоставляются с плановыми показателями по производству и реализации продукции, цене, качеству и ассортименту продукции. Далее исходя из возможностей производственных мощностей определяются несколько вариантов укрупненных показателей объемов и структуры производства. Такие варианты желательно формировать с учетом перспективных различных стратегий развития — перепрофилирования, модернизации, стабилизации производства. Но каждому варианту в первую очередь анализируются возможности продаж, далее – уровень цен и обеспеченности производственных процессов материально-техническими ресурсами.
Выбор лучшего варианта из нескольких может быть сделан на основе показателей прибыли и рентабельности, получаемых предприятием за весь рассматриваемый период. Этот вариант в основных укрупненных показателях служит базой формирования годового плана по всем его разделам.
Производственная программа состоит из двух разделов: плана производства продукции в натуральном выражении и плана производства в стоимостном выражении.
План производства продукции в
и погонных метрах,
тканей — в погонных и
продукции. Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребителями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах.
План производства продукции в
Реализованная продукция (РП) — наиболее значимый стоимостный показатель этого раздела плана, он характеризует валовой доход предприятия в плановом периоде. Валовой доход определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):
n
Дв = РП = ΣДBi,ДBi = Цi*Опi,
i=1
где ДBi — валовой доход предприятия от реализации 2-го вида продукции; Цi — цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная); Оп — планируемый объем продаж i-го вида продукции (i = 1,2,3…, n) в натуральном выражении; n — количество видов реализованной продукции.
Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств, что позволяет предприятию выполнять свои обязательства перед госбюджетом, рабочими и служащими, поставщиками, возмещать производственные затраты.
Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции, предназначенной для отгрузки внешним потребителям, и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов,
рентабельности и других показателей эффективности производства. Товарная
продукция выражается в оптовых ценах предприятия и сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом, вторые — для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.
Плановый объем товарной продукции (ТП) рассчитывается по формуле
n m
ТП = Σ(Впi*Цi) + ΣУj
i=1 j=1
где Впi — план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении; Цi — действующая оптовая цена i-го вида продукции (i = 1, 2, 3, ..., n); n — количество видов товарной продукции; Уj — объем услуг и работ промышленного характера j-го вида (j = 1, 2, 3,..., m); m — количество видов услуг и работ промышленного характера.
Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Как правило, она оценивается в сопоставимых ценах.
Объем валовой продукции (ВП) рассчитывается по формуле
ВП = ТП + (Нк – Нн) + (Ик - Ин),
где ТП — товарная продукция; Нк, Нн — стоимость незаконченной продукции на конец и начало периода соответственно; Ик, Ин — остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало периода.
Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях: издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. В ее состав включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия. Плановый
объем чистой продукции (Чп ) рассчитывается как
ЧП = РП – Зм – Ам;
ЧП = ЗП + Пр,
где Зм — материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Ам — амортизационные отчисления; ЗП — заработная плата с начислениями; Пр — прибыль от реализации продукции.
Условно чистая продукция (УЧП) в отличие от чистой содержит амортизацию:
УЧИ = РП – З;
УЧП = ЗП + Пр + Ам.
Показатели чистой и условно чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
Показатели плана развития науки и техники: продукция, осваиваемая производством впервые в стране; уровень механизации и автоматизации труда с выделением основных и вспомогательных производств; относительное уменьшение численности работников; рост производительности труда; снижение себестоимости товарной продукции в планируемом периоде в результате мероприятий, повышающих технический уровень производства, и др.
Частные показатели эффективности использования: материальных ресурсов — материалоемкость продукции; живого труда — производительность труда; оборотных средств — коэффициент оборачиваемости оборотных средств; основных фондов — фондоотдача; капитальных вложений — капиталоемкости продукции.
Наиболее значимые показатели раздела: ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, объектов и сооружений производственного назначения, объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ, объем незавершенного строительства, прирост производственных мощностей в результате технического перевооружения и осуществления технико-организационных мероприятий.