Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии (на примере РСУП «Родина» Калинковичского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:01, дипломная работа

Описание работы

Т.к. в процессе производства в качестве экономического ресурса используется труд, следует отметить, что в общем комплексе проблем развития предприятия важное место занимают трудовые ресурсы. При всей важности материально-вещественных элементов производства они выступают решающим фактором повышения качества продукции и определяют эффективность всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Повышение эффективности использования рабочей силы на предприятиях агропромышленного комплекса во многом означает повышение производительности труда К факторам роста производительности труда относятся :уровень развития науки, организация производства, производственный опыт, повышение квалификации работников, материальное и моральное стимулирование труда, совершенствованиеи модернизация оборудования. Обеспечение эффективного функционирование деятельности предприятия во многом зависит от рационального сочетания таких факторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1
Трудовые ресурсы как экономическая категория и эффективность их использования

1.1. Сущность эффективности как экономической категории……………………..
1.2.производительность труда как один из показателей
характеризующих эффективность использования трудовых ресурсов...........
1.3.направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов………………………………………………………………
1.3.1.аттестация персонала как один из способов оценки работников предприятия…………………………………………………………...........
1.3.2.регулирование режимов рабочего времени……………………………
1.3.3.подготовка и повышение квалификации кадров апк………………

Глава 2
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на рсуп «родина»

2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности предприятия…………
2.1.1. Общие сведенья о предприятии…………………………………………….
2.1.2. Ассортимент выпускаемой продукции…………………………….......…
2.1.3. Основные технико-экономические показатели…………………………
2.1.4.анализ финансового состояния предприятия……………………………
2.1.5.организационная структура управления предприятием………………
2.2. Анализ обеспеченности рсуп «родина» трудовыми ресурсами…………….
2.3.анализ движения рабочей силы на рсуп «родина»…………………………..
2.4.анализ качественного состава трудовых ресурсов рсуп «родина»…………
2.5.анализ использования трудовых ресурсов на рсуп «родина»………………
2.6.анализ производительности труда на рсуп «родина»………………………


Глава 3
Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на рсуп «родина»
3.1. Резервы роста производительности труда за счет использования нестандартных режимов рабочего времени……………………………………
3.2. Проведение аттестации главных специалистов………………….……………
3.3. Снижение текучести кадров путем создания сезонного штата работников………................................................................................................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Файлы: 1 файл

РСУП Родина.doc

— 722.00 Кб (Скачать файл)

Трудоемкость управления состоит из суммы затрат труда служащих.

В составе полной трудоемкости отражаются затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала предприятия.

За основу расчетов потребности в численности рабочих бе­рется технологическая трудоемкость.

Достоинство трудового метода измерения производительно­сти труда состоит в том, что он отражает прямую связь между объемом производства и трудозатратами. Применение показате­ля трудоемкости позволяет увязывать проблему измерения про­изводительности труда с факторами и резервами ее роста, сопо­ставлять затраты труда на одинаковые изделия в разных цехах и участках предприятия и подсчитывать реальные затраты труда и экономию рабочего времени, живого и общественного труда. По мере научно-технического прогресса, совершенствования производства доля затрат обще­ственного труда увеличивается, поскольку растет оснащенность работника все новыми средствами труда (от простейших машин до электронных комплексов). Однако основная тенденция в том, что абсолютная величина затрат как живого, так и обще­ственного труда на единицу продукции сокращается. Именно в этом сущность повышения производительности общественного труда.

Трудоемкость продукции выражает затраты рабочего време­ни на производство единицы продукции. Определяется на еди­ницу продукции в натуральном выражении по всей номенкла­туре изделий и услуг; при большом ассортименте продукции на предприятии определяется по типичным изделиям, к которым приводятся все остальные. В отличие от показателя выработки этот показатель имеет ряд преимуществ: устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затра­тами, исключает влияние на показатель производительности труда изменений в объеме поставок по кооперации, организа­ционной структуре производства, позволяет тесно увязать из­мерение производительности с выявлением резервов ее роста, сопоставить затраты труда на одинаковые изделия в разных це­хах предприятия.

Важным этапом аналитической работы на предприятии яв­ляется поиск резервов производительности труда, разработка организационно-технических мероприятий по реализации этих резервов и непосредственное внедрение этих мероприятий. Под резервами роста производительности труда понимаются не использованные еще возможности экономии затрат живого и овеществленного труда. Внутрипроизводственные резервы обу­словлены совершенствованием и наиболее эффективным ис­пользованием техники и рабочей силы, сокращением рабочего времени, экономией сырья и материалов, рациональным ис­пользованием оборудования. Внутрипроизводственные резервы включают резервы снижения трудоемкости, резервы улучшения и использования рабочего времени, резервы совершенствова­ния структуры кадров, резервы экономии предметов труда и резервы экономии средств труда.

В отечественной практике получила распространение сле­дующая классификация резервов повышения производительно­сти труда.

1.              Повышение технического уровня производства:

      механизация и автоматизация производства;

      внедрение новых видов оборудования;

      внедрение новых технологических процессов;

      улучшение конструктивных свойств изделий;

      повышение качества сырья и новых конструктивных
материалов.

2.              Улучшение организации производства и труда:

   повышение норм и зон обслуживания;

   уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы;

   упрощение структуры управления;

   механизация учетных и вычислительных работ;

   изменение рабочего периода;

   повышение уровня специализации производства.

3. Структурные изменения в производстве:

 изменение удельных весов отдельных видов продукции;

 изменение трудоемкости производственной программы;

 изменение доли покупных полуфабрикатов и комплектующих     изделий;

 изменение удельного веса новой продукции.

Прирост производительности труда в результате увеличения объемов производства и изменения численности работников определяется по следующей формуле:                      

 

                                       ΔP = (100*ΔB + ΔPn) / (100 – Pn),                       (1.4)

 

где ΔB— процент прироста выпускаемой продукции на предприятии в данный период;

ΔРn — процент уменьшения численности работников предпри­ятия;

Рост производительности труда работающих на предприятии ΔР вследствие увеличения удельного веса кооперированных по­ставок продукции определяется по следующей формуле:

 

                                     ΔP = (d k 1– d ko)  /  (100 – d k1 )*100,                             (1.5)

                     

Где d k1 , d  k0 — удельный вес кооперативных поставок и валовой продукции предприятия соответственно в базисном и планируемом периодах, %.

Рост производительности труда в результате лучшего ис­пользования фонда рабочего времени рассчитывается по фор­муле:

 

                                      ΔP = ( (Ф э1 –Ф  э0 ) / Ф э0  ) * 100 ,                                       (1.6)

 

где Фэ1, Фэ0 эффективный годовой фонд времени работы одного рабо­чего соответственно в базисном и планируемом периодах, чел.-ч.

Следует отметить, что показатель предельной производи­тельности труда зависит от факторов производства и наличного рынка труда.

 

1.3. Направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии

 

1.3.1. Аттестация персонала как один из способов оценки работников предприятия.

 

В последнее время администрации предприятий  и кадровые службы пришли к выводу,  что  аттестация персона­ла — является состав­ной частью программы улучшения использования трудовых ресурсов на предприятии.

Целью аттестации является оценка эффектив­ности выполнения руководителями и специалиста­ми своих должностных обязанностей. Основными задачами аттестации являются следующие:

1. Объективная оценка результатов труда ра­ботников, выполнения ими своих должностных обя­занностей и установление соответствия их зани­маемым должностям. Эта оценка формируется прежде всего с учетом аттестационной характери­стики, подготавливаемой непосредственным руко­водителем, а также с учетом полученных резуль­татов на заседании комиссии.

Например, для оценки квалификации работни­ков на  предприятиях используется следующие пока­затели: общее и специальное образование, стаж ра­боты по специальности, профессиональная компе­тентность, знание необходимых для данной долж­ности нормативных актов, отечественного и зару­бежного опыта, умение оперативно принимать ре­шения по достижению поставленных целей и спо­собность адаптироваться к новой ситуации, своев­ременность и качество выполнения требований дол­жностных инструкций, умение работать с докумен­тами, стиль общения, способность к творчеству и самооценке, а также ряд других показателей.

2. Выявление потенциальных способностей ат­тестуемого в целях решения вопроса о включении его в резерв на выдвижение. Кадровики очень хо­рошо знают важность составления действенного резерва, а также необходимость его постоянного обновления, исходя из практических результатов работы.

3. Определение необходимости дальнейшего повышения квалификации. Здесь нужно совместить желания работника и возможности предприятия. Учиться хотят многие, однако профессиональная учеба сегодня требует финансовых затрат, и часто немалых. Поэтому руководству необходимо найти оптимальный вариант максимального удовлетворе­ния потребностей работника в обучении с запроса­ми и возможностями предприятия.

4. Уточнение должностной инструкции конкрет­ного работника по результатам аттестации. Это важ­ный элемент работы с персоналом. Ведь не секрет, что с этим документом после его составления и ут­верждения работа практически не ведется. И толь­ко при возникновении какой-то неоднозначной си­туации выясняется, что в должностной инструкции на этот счет пробел. Следовательно, необходимо разумно и грамотно подойти к ее уточнению.

Наниматель принимает решение о проведении аттестации, ее периодичности, перечне работников, подлежащих аттестации, а также о нормативных документах, необходимых для ее проведения.

Например, в агропромышленном комплексе утверждены соот­ветствующие положения, формы как аттестацион­ной характеристики и аттестационного листа, так и протокола заседания комиссии, установлен интер­вал между аттестациями от 1 до 3 лет.

В то же время руководству необходимо знать, что от аттестации освобождаются:

o        лица, проработавшие в данной должности либо по данной профессии менее 1 года;

o        выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы;

o        беременные женщины;

o        работники, находящиеся на длительном лечении;

o        женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в течение первого года после их выхода на работу;

o        работники, не подлежащие аттестации по условиям контрактов.

Например, на некоторых предприятиях было принято решение не привлекать к аттестации работающих пенсионеров, у которых срок контракта заканчива­ется в текущем году.

Аттестацию проводят аттестационные комиссии, создаваемые приказом руководителя предприятия. Их количество может быть разным в зависимости от численности и структуры работающих.

Аттестация проводится последовательно, в не­сколько этапов. Накопленный опыт подсказывает следующую схему работы.

Аттестационная комиссия в составе руководи­теля предприятия, председателя профкома, пред­седателя наблюдательного Совета (в ОАО), пред­ставителей местных органов власти и вышестоящих министерств и ведомств проводит аттестацию за­местителей и помощников директора, а также ру­ководителей структурных подразделений, непосред­ственно ему подчиненные. Затем эта же комиссия в расширенном составе или комиссия под руковод­ством уже аттестованных заместителей руководи­теля аттестует остальных работников.

Подготовка к аттестации занимает у кадровой службы и руководителей структурных подразделе­ний организации гораздо больше времени, чем не­посредственно процесс аттестации работника. Она включает в себя:

              - подготовку приказа о проведении аттестации;

              - составление списков работников, подлежа­щих аттестации, работников, временно освобожденных от неё;

              - установление количества аттестационных ко­миссий и их состав;

подготовку характеристик на работников, подлежащих аттестации, и других необходимых документов;

              - подготовка бланков аттестационных листов, протоколов заседания аттестационных комиссий;

              - проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

На каждого работника, подлежащего аттеста­ции, его непосредственный руководитель состав­ляет служебную аттестационную характеристику. Характеристика должна отражать: исполнение ра­ботником своих обязанностей согласно должнос­тной инструкции; качество и результативность его труда; вклад работника в решение главной задачи предприятия, указанной в уставе; развитие работ­ника через расширение и углубление профессио­нальных знаний, совершенствование навыков и умений; профессионально-деловые и личностные качества.

Кроме того, характеристика должна содержать один из трех выводов:

o        соответствует занимаемой должности;

o        соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы повторной аттестации через год;

o        не соответствует занимаемой должности. При аттестации руководителей различных уровней к ха­рактеристике может быть приложена справка и цифровые данные о работе подразделения в целом либо по отдельным направлениям деятельности.

Аттестационный лист содержит: основные анкет­ные данные о работнике (Ф.И.О., занимаемая дол­жность и дата назначения на нее, год рождения); данные о его квалификации (образование, что и когда окончил; специальность и квалификация по диплому, стаж работы по специальности и на дан­ном предприятии, когда и где проходил повышение квалификации); оценку эффективности выполнения работником своих должностных обязанностей по результатам голосования и рекомендации комис­сии. Аттестационный лист подписывается (с указа­нием даты) председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, аттестуемый знакомит­ся с ним под роспись.

 

1.3.2. Регулирование  режимов рабочего времени.

 

Вся жизнь человека протекает во времени и в течение ее он может заниматься разнообразной деятельностью.  В этой связи измерителем одного из видов деятельности — трудовой — является рабочее время, норма которого обусловливается уровнем раз­вития общества, политическими и экономическими факторами .При этом законодательство о труде придает этой мере общеобязательный характер.

Информация о работе Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии (на примере РСУП «Родина» Калинковичского района)