Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:23, дипломная работа
Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
- рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
- проведена оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»;
- разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
Введение
1. Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара
2. Анализ конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции
3.1 Повышение качества выпускаемой продукции
3.2 Совершенствование сервисного обслуживания автомобилей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Так как рынок СНГ имеет тенденцию увеличения, а на 2007 год емкость рынка составила примерно около 80 000 шт. грузовых автомобилей (в 2006 г. продано 69 727 шт.), то предстоит борьба за долю рынка между основными производителями автотехники и поставщиками импортных автомобилей.
Наибольшую долю экспорта автомобилей в дальнее зарубежье (41,34%) занимает МАЗ. На втором и третьем местах находятся КамАЗ и УралАЗ.
Главным рынком сбыта для автомобилей МАЗ была и остается Россия. РУП «МАЗ» поставляет на данный рынок около 75% своей продукции.
Парк МАЗов в 2006 г. составил 13,91% всего грузового автопарка России и практически равен парку иномарок, ввезенных в Россию. Доминирующую роль в парке занимают КамАЗы - 46,51%. За последние годы прирост парка незначителен и происходит в основном за счет иномарок и «Бычков». Количество МАЗов и КамАЗов сокращается путем значительного вывода из эксплуатации изношенных автомобилей, т.е. списание превышает поступление новых.
Минский автозавод является лидером по продажам седельных тягачей, занимая почти половину данного сегмента рынка - 6032 шт.
Объем сегмента рынка бортовых автомобилей занимает четвертое место и составляет 13 % доли рынка грузовых автомобилей. Лидером является КамАЗ.
Лидером продаж прицепной техники является МАЗ - 4154 шт., незначительно отстают «Автоприцеп-КамАЗ» г. Ставрополь - 3671 шт. и ОАО «НЕФАЗ» г. Нефтекамск. - 3393 шт. Самый большой темп роста по отношению к 2005 году наблюдается у Нефтекамского автозавода «НЕФАЗ» - 245,8%.
В ходе проведенного исследования были выявлены наиболее важные для потребителей характеристики грузового автомобиля, которые в последствии оценивались с точки зрения исполнения в конкретных марках. В результате важнейшими атрибутами, по мнению экспертов, являются: мощность двигателя; цена; доступность запасных частей; послепродажное, гарантийное обслуживание и грузоподъемность. Наиболее полно удовлетворение по данным показателям имеет компания иностранного производства Mercedes и Volvo. МАЗ обходит основных конкурентов по трем показателям: цена, грузоподъемности и проходимости.
Проведенная сравнительная характеристика самосвала «МАЗ» и двух его конкурентов - самосвалов КАМАЗ и MAN показала, что самосвал МАЗ-551605 уступает конкурентам по ряду показателей, так максимальная загрузка на переднюю ось у него ниже чем у КАМАЗа на 500 кг и на 1000 кг у MANа соответственно. Максимальная нагрузка на задний мост у МАЗа выше, чем у КАМАЗа на 400 кг, но ниже чем у MANа на 6000 кг, что весьма существенно. МАЗ отличается от двух исследуемых конкурентов и наименьшей грузоподъемностью и объемом кузова. Модель двигателя на МАЗе соответствует стандарту Euro-1, в то время как исследуемые конкуренты имеют двигателя более соответствующие современным стандартам - Euro-2 и Euro-3. МАЗ обладает большей мощностью двигателя, чем КАМАЗ, но меньшей чем MAN. У МАЗа наименьшее количество ступеней передач - 8, но и наименьшая цена из всех исследуемых конкурентов, хотя при том, что все показатели, изученные в таблице, ниже показателей самосвалов-конкурентов, это не удивительно.
Рассчитанный интегральный показатель конкурентоспособности меньше единицы, поэтому самосвал МАЗ-551605 уступает самосвалу КАМАЗ 6520 и по качественным параметрам и по экономическим параметрам.
Для того чтобы рынок сбыта был стабильным и развивающимся необходимо, прежде всего, повысить конкурентоспособность, в первую очередь, на рынках стран СНГ, на рынках развивающихся стран. В настоящее время ситуация на рынке является достаточно благоприятной для завода, позволяющей ему реализовать собственные конкурентные преимущества. Дальнейшее расширение рынка сбыта автотехники МАЗ будет осуществляться как за счет повышения конкурентоспособности продукции, так и за счет разработки и освоения новых ее видов. Соответствие автомобильной техники МАЗа постоянно растущим международным требованиям к техническому уровню, требованиям безопасности, экологии и охраны здоровья позволит сохранить и расширить рынки сбыта не только в странах СНГ, но и в других странах мира, особенно такого значительного, как рынок международных перевозок.
В работе были предложены следующие мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ».
Разработаны схема и методика управления конкурентоспособностью продукции. Она связывают в единую систему все этапы по разработке, производству и реализации конкурентоспособной продукции, а также показывают место предложенных коэффициентов и их значение в управлении конкурентоспособностью продукции.
Предложен метод планирования качественных параметров новых изделий на основе применения опережающей базы сравнения. Этот метод позволяет учитывать прогнозные тенденции научно-технического прогресса в рассматриваемой области на период внедрения нового товара у потребителя. Применение опережающей базы сравнения при планировании качественных параметров новых изделий и последующее их достижение позволит предприятию опередить конкурентов и выйти в лидеры с новым товаром на данном рынке.
Предложен метода расчета верхнего предела цены на автомобили, который учитывает цену базового аналога, качественные и нормативные параметры, издержки на эксплуатацию.
Основной рекомендацией для предприятия является расширение сервисно-сбытовой сети, преимущественно в направлении Урала, где практически отсутствуют представительства РУП «МАЗ» и осуществить сервис достаточно сложно.
Кроме того, представляется целесообразным открыть учебный центр для обучения работников сервисных центров в других регионах на площадях РУП «МАЗ» и специалистами предприятия.
Необходимо продолжать распространение буклета «География сервиса ОАО МАЗ» который необходим предприятиям, эксплуатирующим автотехнику МАЗ в странах СНГ и России. В буклете указаны схемы подъезда к сервисным центрам, их телефоны, факсы, электронная почта и виды оказываемых услуг.
Алексенко В.В. Инновационные стратегии компаний как фактор национальной конкурентоспособности. М.: Научная книга, 2006. 136 с.
Алесин А. Отгрызли и сверху, и снизу // Белорусы и рынок. 25.02.2008. №8.
Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 2003. - 703 с.
Байнев В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под общ. ред. С. А. Пелиха. Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. 269 с.
Браерти Э. Бизнес-маркетинг: пер. с англ. / Эдвард Браерти, Роберт Эклс, Роберт Ридер. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2007. 732 с.
Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. 2-е изд., испр. М., ИНФРА-М, 2000. 212 с.
Быков В.А. Формирование конкурентоспособности инновационного продукта: концепция, методы обеспечения // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. № 9. С. 30-42.
Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций для студ. спец. "Коммерч. деятельность" Мн.: БГЭУ, 2003. 103 с.
Воронов А. Конкурентоспособность промышленной продукции // Стандарты и качество. 2003. N5.С.59-65.
Гилберт А. Маркетинговые исследования СПб: Издательство «Питер»,2000. 752с.
Говорова, Н. Конкурентоспособность -- основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 24--29.
Гордон Я.Целевая конкуренция: пер. с англ. / Ян Гордон. М.: Вершина, 2006. 367 с.
Дробышева Л.А.Маркетинговая оценка конкурентоспособности производственного предприятия // Справочник экономиста. М.: 2006. № 5. С. 32-36
Конина Н.Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний: монография / Н.Ю. Конина. М.: Проспект, 2005. 152 с.
Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. 6. С.59-68.
Крылович, И. Взвешивая риски // Белорус. рынок. 2003. № 36.
Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб.пособие. М.: Дашков и К, 2003. 293с.
Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М: Внешторгиздат, 1999. - 304 с.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Минск: Юнипак, 2004.
Немогай Н.В. Управление качеством: учебник. Гомель: Центр исслед. ин-тов рынка, 2006. 359 с.
Новое качество экономического роста: инновации, инвестиции, конкурентоспособность: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25-26 окт. 2007 г. Мн.: Право и экономика, 2007. 768 с.
О развитии малого предпринимательства в 2005 году // Информационный бюллетень Министерства экономики. Пресс-релиз № 150. 19.10.2005 .
Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ. М.: Норма, 2005. 384 с.
Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Экон. наука, 2005.
Перегожина О.Н. Проблемы конкурентоспособности наукоемких производств в современных условиях / О. Н. Перегожина // Наукоемкие технологии. 2007. Т.8, № 1. С. 78.
Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. Минск: Амалфея, 2003.
Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. М.: «Инфра-М», 1999. 336 с.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. 886с.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 311с.
Хамчуков Д.Ю. Повышение конкурентоспособности машиностроительного комплекса Беларуси // Белорусский экономический журнал. Мн., 2006. № 1. С. 62-71.
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 528с.
Чеглик Л. Конкурентоспособность и условия ее обеспечения // Финансы, учет, аудит. 2001. N8. С.31-34.
Экономический механизм развития предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / С.А. Пелих и др. Ч.1, Экономические методы, рычаги и стимулы. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. 309 с.
Яшева Г.А. Кластерный подход в повышении конкурентоспособности предприятий: монография / Г. А. Яшева. Витебск: ВГТУ, 2007. 301 с.
Яшева Г. Конкурентоспособность предприятий: методика оценки и результаты // Финансы, учет, аудит. 2000. № 4. С.17-21.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А-1.
Экпертная оценка Показателей конкурентоспособности товара
Показатели |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Эксперт 6 |
Эксперт 7 |
Средний балл |
рост рынка |
8 |
7 |
5 |
8 |
6 |
5 |
6 |
6,43 |
покупательская способность потребителей |
4 |
5 |
7 |
5 |
4 |
6 |
7 |
5,43 |
рост интенсивности потребления продукции |
7 |
8 |
6 |
6 |
8 |
7 |
8 |
7,14 |
концентрация потребителей |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3,71 |
возможность выпуска нового продукта конкурентами |
8 |
7 |
8 |
5 |
8 |
6 |
7 |
7 |
появление новой производственной технологии у конкурентов |
5 |
6 |
5 |
8 |
6 |
4 |
7 |
5,85 |
вероятность снижения цен конкурентами |
4 |
3 |
5 |
4 |
6 |
3 |
5 |
4,28 |
возможность улучшения качества продукции конкурентов |
7 |
6 |
6 |
8 |
7 |
5 |
6 |
6,43 |
вероятность расширения ассортимента конкурентами |
4 |
6 |
6 |
8 |
8 |
7 |
6 |
6,42 |
возможность модификации товара конкурентами |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3,86 |
коммуникационная политика конкурентов |
4 |
3 |
5 |
7 |
4 |
5 |
6 |
4,86 |
число дилеров |
3 |
4 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
3,14 |
возможность открытия новых торговых точек, филиалов конкурентами |
7 |
8 |
6 |
6 |
5 |
7 |
5 |
6,28 |
возможность выхода на новые рынки сбыта |
7 |
6 |
8 |
7 |
5 |
9 |
6 |
6,86 |
давление со стороны товаров-заменителей |
6 |
8 |
6 |
7 |
5 |
8 |
7 |
6,71 |
общее экономическое положение в стране |
6 |
4 |
6 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4,71 |
уровень инфляции |
4 |
5 |
6 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4,71 |
изменение валютных курсов |
7 |
8 |
6 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6,71 |
торговые барьеры на привлекательных рынках |
8 |
8 |
6 |
7 |
5 |
8 |
7 |
7 |
степень внедрения инноваций в промышленное производство |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
6 |
3 |
4,28 |
вероятность повышения таможенных пошлин, тарифов |
5 |
5 |
7 |
6 |
8 |
7 |
9 |
6,71 |
поддержка государством данного вида промышленности |
9 |
7 |
8 |
6 |
5 |
9 |
7 |
7,28 |
политика протекционизма на данном рынке |
6 |
8 |
7 |
5 |
8 |
8 |
6 |
6,86 |
вероятность изменения в налоговом законодательстве |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4,14 |
входные и выходные барьеры на данном рынке |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
9 |
6 |
7,42 |
вероятность изменения в трудовом законодательстве |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
3,28 |
лоббирование интересов конкурентов в администрациях всех уровней |
8 |
9 |
6 |
7 |
9 |
6 |
7 |
7,43 |
уровень концентрации поставщиков |
4 |
5 |
3 |
6 |
5 |
4 |
5 |
4,57 |
издержки переключения поставщиков |
3 |
5 |
6 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4,14 |
удаленность поставщиков |
5 |
4 |
3 |
6 |
5 |
3 |
4 |
4,28 |
своевременность поставок ресурсов |
7 |
6 |
4 |
5 |
8 |
5 |
6 |
5,86 |
доступность поставщиков |
5 |
3 |
4 |
6 |
3 |
4 |
5 |
4,28 |
деятельность информационных поставщиков |
7 |
6 |
8 |
7 |
6 |
9 |
7 |
7,14 |
финансовое состояние поставщиков |
6 |
4 |
5 |
4 |
6 |
4 |
5 |
4,85 |
своевременность обновления материальной базы поставщиков |
5 |
7 |
7 |
5 |
6 |
4 |
8 |
4,43 |
уровень квалификации поставщиков |
5 |
7 |
4 |
5 |
6 |
6 |
8 |
4,42 |
деятельность поставщиков «человеческих» ресурсов |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4,14 |
состояние поставщиков материальных ресурсов |
6 |
5 |
6 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5,28 |
наличие ресурсов-заменителей |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3,71 |
условия поставки материалов и комплектующих |
4 |
4 |
5 |
6 |
5 |
7 |
6 |
5,86 |
общая маркетинговая стратегия |
6 |
7 |
5 |
6 |
7 |
6 |
8 |
6,43 |
уровень маркетинговых исследований |
7 |
6 |
5 |
4 |
6 |
5 |
7 |
5,71 |
ассортиментная политика |
8 |
6 |
7 |
9 |
5 |
8 |
7 |
7,14 |
отсутствие фирменной сервисной сети |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3,43 |
работа с корпоративными клиентами |
8 |
9 |
7 |
8 |
8 |
6 |
7 |
7,57 |
участие в крупных региональных программах и инвестиционных проектах |
6 |
9 |
7 |
8 |
9 |
6 |
5 |
7,14 |
продукция, соответствующая нормам Евро 1,2 |
8 |
9 |
6 |
8 |
7 |
8 |
9 |
6,43 |
Окончание приложения А
система разработки нового товара |
7 |
6 |
9 |
7 |
6 |
9 |
8 |
7,43 |
послепродажное, гарантийное обслуживание |
5 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
7 |
5,86 |
доставка товара |
5 |
4 |
4 |
5 |
6 |
8 |
6 |
5,42 |
система скидок |
7 |
6 |
5 |
8 |
6 |
7 |
7 |
5,14 |
система оплаты |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2,86 |
гибкость системы ценообразования |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
профессионализм участников каналов распределения |
3 |
5 |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3,71 |
деятельность дилеров, торговых агентов |
4 |
5 |
6 |
3 |
6 |
4 |
5 |
4,71 |
финансирование каналов распределения |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
6 |
5 |
4,28 |
мотивация участников каналов распределения |
7 |
6 |
5 |
7 |
6 |
8 |
4 |
6,14 |
разветвленность сбытовой сети |
6 |
4 |
6 |
6 |
5 |
7 |
6 |
7,14 |
взаимодействие участников каналов распределения |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
известность торговой марки |
5 |
6 |
7 |
5 |
8 |
6 |
7 |
7,71 |
рекламная деятельность |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3,14 |
PR кампании |
3 |
4 |
2 |
3 |
5 |
3 |
2 |
3,14 |
система найма персонала |
7 |
6 |
4 |
5 |
7 |
6 |
5 |
7,14 |
мотивация персонала |
4 |
6 |
4 |
5 |
7 |
4 |
4 |
4,86 |
система подготовки, обучения персонала |
5 |
5 |
6 |
4 |
7 |
5 |
6 |
5,43 |
уровень квалификации персонала |
6 |
7 |
7 |
4 |
5 |
6 |
4 |
4,14 |
система повышения квалификации персонала |
7 |
6 |
7 |
7 |
8 |
6 |
5 |
5,14 |
уровень заработной платы |
6 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
6 |
6 |
загруженность производственных мощностей |
5 |
6 |
6 |
4 |
5 |
7 |
5 |
5,43 |
уровень технологии производства |
5 |
7 |
5 |
6 |
4 |
6 |
5 |
5,43 |
производительность труда |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,43 |
управление товарно-материальными запасами |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,71 |
состояние оборудования |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3,43 |
износ оборудования |
3 |
4 |
3 |
2 |
<p style=" margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt; margin-left: 0pt; margin-right: 0pt; text-align: left; text-indent: 0pt; line-he |