Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:19, курсовая работа
Целью курсового проекта является определение возможных путей совершенствования затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы издержек предприятия;
- провести анализ затрат производства;
- рассмотреть влияние различных факторов на затраты производства;
- определить пути снижения затрат в ОАО «Хлебокомбинат»
Введение 4
Глава 1 Экономическое содержание издержек производства 6
1.1 Понятие издержек, затрат, их виды и взаимосвязь 6
1.2 Классификация издержек производства 11
1.3 Группировка затрат по статьям калькуляции, методы начисления калькуляции 17
Глава 2 Анализ издержек производства на предприятии ОАО «Хлебокомбинат» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебокомбинат» 21
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат» 24
2.3 Анализ затрат на производство на предприятии ОАО «Хлебокомбинат» 37
Глава 3 Разработка рекомендаций по снижению издержек в ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск 42
3.1 Основные пути снижения издержек 42
3.2 Мероприятия по снижению издержек на ОАО «Хлебокомбинат» 44
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2007 г. 53
Приложение Б Бухгалтерский баланс за 2008 г. 56
Приложение В Бухгалтерский баланс за 2009 г 59
Приложение Готчет о прибылях и убытках за 2007 г. 62
Приложение Д Отчет о прибылях и убытках за 2008 г. 64
Приложение Ж Отчет о прибылях и убытках за 2009 г. 66
Основным видом деятельности ОАО «Хлебокомбинат» является производство и реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и прочих товаров народного потребления.
Деятельность предприятия
Для выполнения производственной программы предприятие заключает договора на поставку сырья с поставщиками.
Основными постоянными поставщиками ОАО «Хлебокомбинат» являются:
- ОАО «Московский дрожжевой завод»;
- ОАО «Калужский мелькомбинат»;
- ООО «Обнинский ХРУП»;
- ООО «Калугагорторг»;
- ЧП Смирнов А.С.
Основными потребителями продукции ОАО "Хлебокомбинат" являются:
- ООО «Виват»;
- ООО «Леспромторг»;
- ООО «Евромарка» и
частные предприниматели,
Конкурентами ОАО "Хлебокомбинат" являются пекарни: «Армянский хлеб», «Дока-пицца», Обнинское райпо, ОАО «Калугахлеб», ОАО «Тулахлеб».
Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать набором экономических и технических ресурсов. Для того чтобы изучить уровень оснащенности предприятия такими ресурсами необходимо рассчитать и проанализировать основные технико-экономические показатели.
Анализ технико-экономических
По данным таблицы 2.1 в результате оценки технико-экономических показателей ОАО «Хлебокомбинат» наблюдаются следующие изменения: производственная мощность предприятия не изменилась по своей величине на протяжении 2007-2009г.г. Это объясняется в отсутствии у предприятия как достаточно определенной долговременной перспективы, так и финансовых средств, требуемых для его дальнейшего производственно-технического развития.
Выпуск продукции в натуральном выражении в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 292 т., и в 2009г. увеличился на 292 т., что свидетельствует о нестабильности выпуска продукции.
Коэффициент использования производственной
мощности колеблется в пределах 0,48
- 0,52. Такое использование
Показатель товарной
продукции в сравнении с
Таблица 2.1 – Анализ основных
технико-экономических
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Отклонение в абсолютном выражении 2008г. к 2007г. |
Отклонение в абсолютном выражении 2009г. к 2008г. |
1.Производственная мощность, т. |
14600 |
14600 |
14600 |
- |
- |
2.Выпуск продукции в |
7008 |
7300 |
7592 |
+292 |
+292 |
3.Коэффициент использования |
0,48 |
0,50 |
0,52 |
+0,02 |
+0,02 |
4.Товарная продукция, тыс.руб. |
28698 |
37104 |
37390 |
+8406 |
+286 |
5.Реализованная продукция, |
28698 |
37104 |
37390 |
+8406 |
+286 |
6.Стоимость основных |
7615 |
8682 |
9789 |
+1067 |
+1107 |
7.Фондоотдача, руб. |
3,77 |
4,27 |
3,82 |
+0,50 |
-0,45 |
8.Численность промышленно- |
135 |
142 |
142 |
+7 |
- |
9.Производительностьтруда, |
212,58 |
261,30 |
263,31 |
+48,52 |
+2,014 |
10.Среднемесячная оплата |
5056,17 |
5816,31 |
6403,17 |
+760,14 |
+586,86 |
11.Полная себестоимость |
25692 |
33648 |
33120 |
+7956 |
-528 |
12.Прибыль (убыток) от реализации (продаж) продукции, тыс.руб. |
3006 |
3456 |
4270 |
+450 |
+814 |
13.Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб. |
2228 |
2390 |
2952 |
+162 |
+562 |
14.Затраты на рубль |
0,90 |
0,91 |
0,89 |
+0,01 |
-0,02 |
15.Рентабельность продукции в целом, % |
11,7 |
10,3 |
12,9 |
-1,4 |
+2,6 |
Причиной увеличения
товарной продукции является рост цен
на продукцию. При этом динамика показателя
реализованной продукции
Показатель фондоотдачи увеличился в 2008г. по сравнению с 2007г. на 0,50 руб. за счет повышения товарной продукции, а в 2009г. по сравнению с 2008г. уменьшился на 0,45 руб.
Показатель численности
Показатель реализованной
Среднемесячная оплата труда на протяжении 2007-2009г.г. имеет динамику увеличения, в 2008г. она увеличилась на 760,14 тыс.руб., в 2009г. по сравнению с 2008г. – на 586,86 тыс.руб., что свидетельствует о финансовом оздоровлении предприятия. Причиной увеличения среднемесячной оплаты труда является повышение цен на потребительском рынке, в результате инфляционных процессов повышается уровень оплаты труда.
Показатель полной себестоимости товарной продукции отражает затраты предприятия, связанные с его основной производственной деятельностью, указывает на его товарную направленность. За период с 2007г. по 2008г. происходит возрастание себестоимости товарной продукции на 7956 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. происходит уменьшение на 528 тыс.руб., причиной увеличения себестоимости в 2008г. является рост товарной продукции, то есть товарная продукция имеет аналогичную тенденцию увеличения.
Показатель прибыли от реализации продукции в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличивается на 450 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилась на 814 тыс.руб. Это связано с увеличением выручки от продажи продукции.
Прибыль до налогообложения, также как и прибыль от реализации, на протяжении 2007-2009г.г. имеет динамику увеличения, в 2008г. она увеличилась на 162 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. на 562 тыс.руб., при этом прибыль до налогообложения меньше прибыли от продаж. Это вызвано тем, что предприятие имеет большие операционные и внереализационные расходы, проценты к уплате.
В рассматриваемом периоде
Завершая обобщенную оценку, акцентируем внимание на том, что рентабельность продукции в целом – это итоговый показатель, характеризующий результативность производственной деятельности пищевого предприятия. Показатель рентабельности в ОАО «Хлебокомбинат» в 2008г. по сравнению с 2007г. уменьшился на 1,4 %, а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился на 2,6 %.
Финансовый результат
Для оценки финансового состояния предприятия ОАО «Хлебокомбинат» проанализируем финансовые результаты его хозяйственной деятельности за 2007-2009г.г. Для анализа используем данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007-2009г.г. (приложения Г, Д, Ж).
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат» представлен в таблице 2.2.
Из таблицы 2.2. следует, что на предприятии ОАО «Хлебокомбинат» показатель чистой прибыли в 2008г. имеет тенденцию к увеличению по сравнению с 2007г. на 43 тыс.руб., а в 2009г. показатель увеличился на 225 тыс.руб. по сравнению с 2008г. Это связано с динамикой увеличения прибыли до налогообложения в 2008г. на 162 тыс.руб. по сравнению с 2007г. и увеличением прибыли до налогообложения в 2009г. по сравнению с 2008г. на 562 тыс.руб.
Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства не сыграли существенной роли на размер чистой прибыли, так как отложенные налоговые активы имели место только в 2007-2008г.г. – 1 тыс.руб., а отложенные налоговые обязательства только в 2009г. и составили 2 тыс.руб. В свою очередь на формирование прибыли до налогообложения важное значение имеет тенденция изменения следующих статей «Отчета о прибыли и убытках»: проценты к получению в 2008г. увеличились по сравнению с 2007г. на 20 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. произошло уменьшение данного показателя на 63 тыс.руб.
Также существенную роль имеет значение операционных доходов и операционных расходов в формировании прибыли.
Таблица 2.2 - Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Хлебокомбинат» за 2007-2009 г.г.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение в абсолютных величинах 2008 г. к 2007г. |
Отклонение в абсолютных величинах 2009г. к 2008г. |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс.руб. |
1510 |
1553 |
1778 |
+43 |
+225 |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
362 |
372 |
355 |
+10 |
-17 |
Отложенные налоговые активы |
1 |
1 |
- |
- |
-1 |
Отложенные налоговые |
- |
- |
2 |
- |
+2 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб |
2228 |
2390 |
2952 |
+162 |
+562 |
Проценты к получению |
43 |
63 |
- |
+20 |
-63 |
Прочие доходы, тыс.руб. |
92 |
54 |
38 |
-38 |
-16 |
Прочие расходы, тыс.руб. |
913 |
1183 |
1356 |
+270 |
+173 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
3006 |
3456 |
4270 |
+450 |
+814 |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
28698 |
37104 |
37390 |
+8406 |
+286 |
Коммерческие расходы тыс.руб. |
685 |
898 |
883 |
+213 |
-15 |
Производственная |
25007 |
32750 |
32237 |
+7743 |
-513 |
Полная себестоимость, тыс.руб |
25692 |
33648 |
33120 |
+7965 |
-528 |