Пути снижения издержек производства и реализации продукции на примере предприятия ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является определение возможных путей совершенствования затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы издержек предприятия;
- провести анализ затрат производства;
- рассмотреть влияние различных факторов на затраты производства;
- определить пути снижения затрат в ОАО «Хлебокомбинат»

Содержание работы

Введение 4
Глава 1 Экономическое содержание издержек производства 6
1.1 Понятие издержек, затрат, их виды и взаимосвязь 6
1.2 Классификация издержек производства 11
1.3 Группировка затрат по статьям калькуляции, методы начисления калькуляции 17
Глава 2 Анализ издержек производства на предприятии ОАО «Хлебокомбинат» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебокомбинат» 21
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат» 24
2.3 Анализ затрат на производство на предприятии ОАО «Хлебокомбинат» 37
Глава 3 Разработка рекомендаций по снижению издержек в ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск 42
3.1 Основные пути снижения издержек 42
3.2 Мероприятия по снижению издержек на ОАО «Хлебокомбинат» 44
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2007 г. 53
Приложение Б Бухгалтерский баланс за 2008 г. 56
Приложение В Бухгалтерский баланс за 2009 г 59
Приложение Готчет о прибылях и убытках за 2007 г. 62
Приложение Д Отчет о прибылях и убытках за 2008 г. 64
Приложение Ж Отчет о прибылях и убытках за 2009 г. 66

Файлы: 1 файл

«Пути снижения издержек производства и реализации продукции на п.doc

— 771.50 Кб (Скачать файл)

Основным видом деятельности ОАО «Хлебокомбинат» является производство и реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и прочих товаров народного потребления.

Деятельность предприятия осуществляется экономическими методами на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов.

Для выполнения производственной программы  предприятие заключает договора на поставку сырья с поставщиками.

Основными постоянными  поставщиками ОАО «Хлебокомбинат» являются:

- ОАО «Московский дрожжевой завод»;

- ОАО «Калужский мелькомбинат»;

- ООО «Обнинский ХРУП»;

- ООО «Калугагорторг»;

- ЧП Смирнов А.С.

Основными потребителями  продукции ОАО "Хлебокомбинат" являются:

- ООО «Виват»;

- ООО «Леспромторг»;

- ООО «Евромарка» и  частные предприниматели, такие  как Гайдук А.В., Васильев В.В., Кренделева Р.С., Казаков И.М. и  др.

Конкурентами  ОАО "Хлебокомбинат" являются пекарни: «Армянский хлеб», «Дока-пицца», Обнинское  райпо, ОАО «Калугахлеб»,  ОАО «Тулахлеб».

 

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат»

 

Для осуществления своей  деятельности предприятие должно располагать набором экономических и технических ресурсов. Для того чтобы изучить уровень оснащенности предприятия такими ресурсами необходимо рассчитать и проанализировать основные технико-экономические показатели.

Анализ технико-экономических показателей  предприятия ОАО «Хлебокомбинат» представлен в таблице 2.1.

По данным таблицы 2.1 в  результате оценки технико-экономических показателей ОАО «Хлебокомбинат» наблюдаются следующие изменения: производственная мощность предприятия не изменилась по своей величине на протяжении 2007-2009г.г. Это объясняется в отсутствии у предприятия как достаточно определенной долговременной перспективы, так и финансовых средств, требуемых для его дальнейшего производственно-технического развития.

Выпуск продукции в  натуральном выражении в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 292 т., и в 2009г. увеличился на 292 т., что свидетельствует о нестабильности выпуска продукции.

Коэффициент использования производственной мощности колеблется в пределах 0,48 - 0,52. Такое использование производственных мощностей в настоящих условиях, когда предприятие имеет постоянный, непрерывный характер работы, следует признать положительным.

Показатель товарной продукции в сравнении с показателем  выпуска продукции в натуральном  выражении позволяет проследить динамику инфляционных процессов, а  в сочетании с показателем  реализованной продукции оценить следование предприятия тенденциям спроса и предложения на потребительском рынке. В ОАО «Хлебокомбинат» наблюдается тенденция увеличения товарной продукции в 2008г. по сравнению с 2007г. на 8406 тыс.руб. и увеличение в 2009г. по сравнению с 2008г. на 286 тыс.руб.

Таблица 2.1 – Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Хлебокомбинат» за 2007-2009г.г.

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонение в абсолютном выражении  2008г. к 2007г.

Отклонение в абсолютном выражении  2009г. к 2008г.

1.Производственная мощность, т.

14600

14600

14600

-

-

2.Выпуск продукции в натуральном  выражении, т.

7008

7300

7592

+292

+292

3.Коэффициент использования производственной  мощности

0,48

0,50

0,52

+0,02

+0,02

4.Товарная продукция, тыс.руб.

28698

37104

37390

+8406

+286

5.Реализованная продукция, тыс.руб.

28698

37104

37390

+8406

+286

6.Стоимость основных производственных  фондов, тыс.руб.

7615

8682

9789

+1067

+1107

7.Фондоотдача, руб.

3,77

4,27

3,82

+0,50

-0,45

8.Численность промышленно-производственного персонала, чел.

135

142

142

+7

-

9.Производительностьтруда, тыс.руб.

212,58

261,30

263,31

+48,52

+2,014

10.Среднемесячная оплата труда,  руб.

5056,17

5816,31

6403,17

+760,14

+586,86

11.Полная себестоимость товарной  продукции, тыс.руб.

25692

33648

33120

+7956

-528

12.Прибыль (убыток) от реализации (продаж) продукции, тыс.руб.

3006

3456

4270

+450

+814

13.Прибыль (убыток) до налогообложения,  тыс.руб.

2228

2390

2952

+162

+562

14.Затраты на рубль реализованной  (проданной) продукции, руб.

0,90

0,91

0,89

+0,01

-0,02

15.Рентабельность продукции в  целом, %

11,7

10,3

12,9

-1,4

+2,6


 

Причиной увеличения товарной продукции является рост цен  на продукцию. При этом динамика показателя реализованной продукции повторяет  динамику показателя товарной продукции, то есть в 2008г. произошло увеличение продукции на 8406 тыс.руб., а в 2009г. на 286 тыс.руб. Показатель стоимости основных производственных фондов предприятия в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 1067 тыс.руб., в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился на 1107 тыс.руб. Основной причиной увеличения показателей стоимости основных производственных фондов является приобретение основных фондов непроизводственного назначения. Предприятием были приобретены два грузовых автомобиля для доставки готовой продукции по магазинам.

Показатель фондоотдачи  увеличился в 2008г. по сравнению с 2007г. на 0,50 руб. за счет повышения товарной продукции, а в 2009г. по сравнению с 2008г. уменьшился на 0,45 руб.

Показатель численности промышленно-производственного  персонала позволяет оценить  наличный кадровый потенциал предприятия. В ОАО «Хлебокомбинат» численность персонала в 2007г. составила 135 чел., а в 2008г. увеличилась на 7 чел. и составила 142 чел., в 2009г. численность на предприятии не изменилась по сравнению с 2008г.. Это свидетельствует о том, что на предприятии не меняются объемы хозяйственной деятельности и выполняются свойственной им регулирующей функции по отношению к численности занятых работников.

Показатель реализованной продукции  в расчете на одного работника  – производительность труда в  2008г. увеличивается на 48,7 тыс.руб. по сравнению с 2007г., причиной увеличения является значительный рост товарной продукции, в 2009г. наблюдается увеличение показателя на 2,01 тыс.руб., то есть производительность труда в 2009г. увеличивается незначительно по сравнению с 2008г., причиной этого явилось увеличение товарной продукции небольшими темпами, а численность работников практически не изменилась.

Среднемесячная оплата труда на протяжении 2007-2009г.г. имеет динамику увеличения, в 2008г. она увеличилась на 760,14 тыс.руб., в 2009г. по сравнению с 2008г. – на 586,86 тыс.руб., что свидетельствует о финансовом оздоровлении предприятия. Причиной увеличения среднемесячной оплаты труда является повышение цен на потребительском рынке, в результате инфляционных процессов повышается уровень оплаты труда.

Показатель полной себестоимости товарной продукции отражает затраты предприятия, связанные с его основной производственной деятельностью, указывает на его товарную направленность. За период с 2007г. по 2008г. происходит возрастание себестоимости товарной продукции на 7956 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. происходит уменьшение на 528 тыс.руб., причиной увеличения себестоимости в 2008г. является рост товарной продукции, то есть товарная продукция имеет аналогичную тенденцию увеличения.

Показатель прибыли от реализации продукции в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличивается на 450 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилась на 814 тыс.руб. Это связано с увеличением выручки от продажи продукции.

Прибыль до налогообложения, также  как и прибыль от реализации, на протяжении 2007-2009г.г. имеет динамику увеличения, в 2008г. она увеличилась на 162 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. на 562 тыс.руб., при этом прибыль до налогообложения меньше прибыли от продаж. Это вызвано тем, что предприятие имеет большие операционные и внереализационные расходы, проценты к уплате.

В рассматриваемом периоде затраты  на рубль реализованной продукции  имеют нестабильный показатель, если в 2007г. затраты составляют 0,90 тыс.руб., то в 2008г. они увеличиваются на 0,01 тыс.руб., а в 2009г. опять снижаются до 0,89 тыс.руб. Увеличение затрат на рубль реализованной продукции в 2008г. вызвано увеличением себестоимости товарной продукции. Причиной снижения затрат на рубль реализованной продукции в 2009г. является то, что помимо увеличения себестоимости товарной продукции значительно возрастает реализованная продукция.

Завершая обобщенную оценку, акцентируем  внимание на том, что рентабельность продукции в целом – это итоговый показатель, характеризующий результативность производственной деятельности пищевого предприятия. Показатель рентабельности в ОАО «Хлебокомбинат» в 2008г. по сравнению с 2007г. уменьшился на 1,4 %, а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился на 2,6 %.

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении  величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия  обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. [17]. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Для оценки финансового состояния  предприятия ОАО «Хлебокомбинат» проанализируем финансовые результаты его хозяйственной деятельности за 2007-2009г.г. Для анализа используем данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007-2009г.г. (приложения Г, Д, Ж).

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат» представлен в таблице 2.2.

Из таблицы 2.2. следует, что на предприятии  ОАО «Хлебокомбинат» показатель чистой прибыли в 2008г. имеет тенденцию к увеличению по сравнению с 2007г. на 43 тыс.руб., а в 2009г. показатель увеличился на 225 тыс.руб. по сравнению с 2008г. Это связано с динамикой увеличения прибыли до налогообложения в 2008г. на 162 тыс.руб. по сравнению с 2007г. и увеличением прибыли до налогообложения в 2009г. по сравнению с 2008г. на 562 тыс.руб.

Отложенные налоговые активы и  отложенные налоговые обязательства не сыграли существенной роли на размер чистой прибыли, так как отложенные налоговые активы имели место только в 2007-2008г.г. – 1 тыс.руб., а отложенные налоговые обязательства только в 2009г. и составили 2 тыс.руб. В свою очередь на формирование прибыли до налогообложения важное значение имеет тенденция изменения следующих статей «Отчета о прибыли и убытках»: проценты к получению в 2008г. увеличились по сравнению с 2007г. на 20 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. произошло уменьшение данного показателя на 63 тыс.руб.

Также существенную роль имеет значение операционных доходов и операционных расходов в формировании прибыли.

Таблица 2.2 - Анализ финансовых результатов  хозяйственной деятельности ОАО «Хлебокомбинат» за 2007-2009 г.г.

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение в абсолютных величинах 2008 г. к 2007г.

Отклонение в абсолютных величинах 2009г. к 2008г.

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода, тыс.руб.

1510

1553

1778

+43

+225

Налог на прибыль, тыс.руб.

362

372

355

+10

-17

Отложенные налоговые активы

1

1

-

-

-1

Отложенные налоговые обязательства

-

-

2

-

+2

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб

2228

2390

2952

+162

+562

Проценты к получению

43

63

-

+20

-63

Прочие доходы, тыс.руб.

92

54

38

-38

-16

Прочие расходы, тыс.руб.

913

1183

1356

+270

+173

Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

3006

3456

4270

+450

+814

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

28698

37104

37390

+8406

+286

Коммерческие расходы тыс.руб.

685

898

883

+213

-15

Производственная себестоимость, тыс.руб.

25007

32750

32237

+7743

-513

Полная себестоимость, тыс.руб

25692

33648

33120

+7965

-528

Информация о работе Пути снижения издержек производства и реализации продукции на примере предприятия ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск»