Разгосударствление и приватизация в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ нормативно правовых актов различной юридической силы связанных с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

- изучить Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями;

- проанализировать Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 года №3 «о разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями;

- определить сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;

- формы и способы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;

- порядок разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности в РБ.

Содержание работы

Введение

1. Общие понятия разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ

2. Основные принципы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ

3. Организация и порядок проведения разгосударствления и приватизации имущества государственных объектов

Заключение

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Содержание курсача по ЭО.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1. Общие понятия разгосударствления  и приватизации государственной  собственности в РБ

 

2. Основные принципы разгосударствления  и приватизации государственной  собственности в РБ

 

3. Организация и порядок  проведения разгосударствления  и приватизации имущества государственных  объектов

 

Заключение

 

Список используемых источников

 

 

Введение

 

Основным элементом рыночной экономики является конкуренция, учитывающая, прежде всего интересы потребителя  и создающая условия для высокой  эффективности производства. Конкуренция  возможна в условиях функционирования множества экономически самостоятельных  производителей, что, в свою очередь, возможно лишь при существовании  различных форм собственности. Таким  образом, переход к новой модели экономики требует трансформации  отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего  положения государственной собственности. Как показал опыт других стран, такие  преобразования могут быть реализованы  в процессе разгосударствления и  приватизации правовую основу которых  составляют нормы, закрепленные в нормативных  правовых актах различной юридической  силы.

 

Целью данной работы является анализ нормативно правовых актов различной  юридической силы связанных с  разгосударствлением и приватизацией  государственной собственности.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

 

- изучить Закон Республики  Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении  и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями;

 

- проанализировать Декрет  Президента Республики Беларусь  от 20 марта 1998 года №3 «о разгосударствлении  и приватизации государственной  собственности Республики Беларусь»  с изменениями и дополнениями;

 

- определить сущность  разгосударствления и приватизации  государственной собственности  в РБ;

 

- формы и способы разгосударствления  и приватизации государственной  собственности в РБ;

 

- порядок разгосударствления  и приватизации объектов государственной  собственности в РБ.

 

При выполнении данной работы использованы такие методы исследования, как метод сравнения и метод  анализа.

 

Объектом исследования выступает  государственная собственность  подлежащая разгосударствлению и приватизации.

 

Предметом исследования выступают  нормативно правовые акты регламентирующие разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности  в РБ.

 

 

1. Общие понятия разгосударствления  и приватизации государственной  собственности

 

Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями закрепил определения разгосударствления и приватизации в качестве юридических  терминов, различая их.

 

Разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим  лицам частично либо полностью (в  том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

 

Разгосударствление осуществляется в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и Государственной  программой разгосударствления и приватизации.

 

Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

 

В результате приватизации государство  полностью или частично утрачивает права владения, пользования и  распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

 

Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и  продажи государственной собственности.

 

Отличие между рассматриваемыми процессами состоит в том, что  в результате разгосударствления смены  собственника не происходит. Государство  лишь передает физическим лицам и  организациям право на участие в  управлении субъектами хозяйствования. В Результате приватизации собственниками объектов, принадлежащих государству, становятся физические лица и негосударственные  организации.

 

Объектами приватизации являются:

 

- государственное и общественное  жилье;

 

- государственные предприятия,  учреждения, организации, структурные  единицы объединений и структурные  подразделения предприятий (в  дальнейшем - предприятия);

 

- государственное имущество,  сданное в аренду;

 

- доли (паи, акции), принадлежащие  Республике Беларусь и административно-территориальным  единицам, в имуществе субъектов  хозяйствования.

 

Объектами разгосударствления являются:

 

- государственные организации,  структурные единицы объединений  и структурные подразделения  организаций;

 

- государственное имущество,  сданное в аренду.

 

Законом от 5 мая 1998 г. утвержден  Перечень объектов, которые могут  находиться только в государственной  собственности. В целях реализации этого Закона Постановлением Совета Министров от 3 ноября 2006 г. № 1456 утвержден  Перечень не подлежащих приватизации организаций, имущество которых  находится в республиканской  собственности.

 

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые  могут находиться только в собственности  государства.

 

Объекты государственной  собственности, находящиеся за пределами  Республики Беларусь, приватизируются  в соответствии с Законом о  приватизации N 2103-XII и Государственной  программой разгосударствления и приватизации в порядке и на условиях, определенных международными договорами Республики Беларусь.

 

Особенности приобретения государственной  собственности иностранными физическими  и юридическими лицами, а также  юридическими лицами с участием иностранных  инвесторов определяются законодательством  Республики Беларусь об иностранных  инвестициях.

 

Особенности приватизации земли  определяются законодательством Республики Беларусь о земле.

 

Особенности приватизации государственного и общественного жилья определяются Законом Республики Беларусь "О  приватизации жилищного фонда в  Республике Беларусь" и другим законодательством  Республики Беларусь.

 

Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть:

 

- граждане Республики  Беларусь и Российской Федерации;

 

- негосударственные юридические  лица;

 

- юридические лица Республики  Беларусь, созданные не менее  чем 50 процентами членов трудовых  коллективов приватизируемых предприятий;

 

- иностранные инвесторы;

 

- лица без гражданства.

 

Негосударственными юридическими лицами в целях настоящего Закона признаются юридические лица, у которых  доля государственной собственности  в уставном фонде составляет менее 50 процентов.

 

В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и  обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием сельскохозяйственных предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также совхозы  и другие государственные сельскохозяйственные предприятия.

 

Субъекты приватизации могут  действовать через своих представителей (доверенных лиц) в соответствии с  законодательством Республики Беларусь.

 

В соответствии с нормами  п. 1 Указа № 520 Президентом Республики Беларусь, законами или в порядке, определенном в законодательных  актах устанавливается процесс  проведения и способы приватизации государственной собственности, включая  условия совершения сделок с объектами  приватизации, а также компетенция  государственных органов и иных государственных организаций по принятию решений в этой сфере; осуществляется приватизация имущества, находящегося в республиканской собственности. В настоящее время основными законодательными актами по вопросам приватизации объектов государственной собственности являются Закон о приватизации и Декрет № 3.

 

Органами государственного управления, уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, в соответствии с нормами ст. 9 Закона о приватизации выступают: в  отношении объектов республиканской  собственности - орган Совета Министров  по управлению государственным имуществом; в отношении объектов коммунальной собственности-органы приватизации местных Советов депутатов. Выработка государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации является одной из задач Министерства экономики.

 

Проведение единой государственной  политики по вопросам имущественных  отношений, включая приватизацию, входит в компетенцию Госкомимущества, являющегося республиканским органом  государственного управления, подчиненным  Правительству. Этот орган запрашивает  и рассматривает предложения  республиканских органов государственного управления и иных государственных  организаций, подчиненных Правительству, о разгосударствлении, приватизации подчиненных им организаций, вносит соответствующие предложения в  Совет Министров; в пределах компетенции  принимает решения о преобразовании республиканских унитарных предприятий  в открытые акционерные общества, приватизации объектов, находящихся  в республиканской собственности, выступает в установленном порядке  от имени Республики Беларусь учредителем (участником) хозяйственных обществ  и товариществ; осуществляет контроль за реализацией экономических программ, прогнозов и решений по вопросам приватизации и т.д.

 

Специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) в сфере приватизации имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, осуществляет Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, являющегося структурным подразделением указанного комитета. Аналогичные полномочия в данной сфере предоставлены  исполнительным и распорядительным органам административно-территориальных  единиц Республики Беларусь.

 

2. Основные принципы разгосударствления  и приватизации государственной  собственности

 

Одним из важных аспектов при разгосударствление и приватизации государственной собственности в РБ являются принципы осуществления приватизации и разгосударствления, а также их способы и формы.

 

Основными принципами проведения приватизации являются:

 

- сочетание возмездного  и безвозмездного способов приватизации;

 

- право каждого гражданина  Республики Беларусь на часть  безвозмездно передаваемой государственной  собственности;

 

- дифференциация методов,  форм и процедур приватизации;

 

- разграничение компетенции  по осуществлению приватизации  между органами государственной  власти и управления различных  уровней;

 

- предоставление определенных  социальных гарантий членам трудовых  коллективов приватизируемых предприятий;

 

- контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

 

- обеспечение широкой  гласности процесса приватизации;

 

- постепенность и поэтапность;

 

- соблюдение законности.

 

Основные принципы приватизации реализуются Государственной программой разгосударствления и приватизации, которая определяет: цели, задачи и  сроки этапов приватизации; приоритеты и ограничения; источники финансирования осуществления работ по приватизации и направления расходования средств; задачи органов государственной  власти и управления; другие направления  процесса приватизации.

 

Государственная программа  разгосударствления и приватизации принимается Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь.

 

Контроль за осуществлением Государственной программы разгосударствления и приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.

 

Республиканские органы государственного управления и местные Советы депутатов  разрабатывают и принимают акты законодательства по вопросам разгосударствления и приватизации в соответствии с  настоящим Законом, нормативными актами Президента Республики Беларусь и Государственной  программой разгосударствления и приватизации.

 

При осуществлении приватизации республиканской собственности  интересы государства как собственника представляет и защищает республиканский  орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся  в коммунальной собственности, - местные  исполнительные и распорядительные органы (в дальнейшем - органы приватизации).

 

Органы приватизации:

 

- осуществляют руководство  процессами приватизации. В случае  нарушения законодательства Республики  Беларусь о приватизации возбуждают  в судебном порядке иски о  признании незаконными принятых  решений и привлечении к ответственности  виновных должностных лиц;

 

- создают комиссии по  приватизации;

 

- принимают решения о  приватизации;

 

- осуществляют необходимые  преобразования организационно-правовых  форм государственных предприятий,  подлежащих приватизации;

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в РБ