Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:20, курсовая работа
Целью данной работы является анализ нормативно правовых актов различной юридической силы связанных с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями;
- проанализировать Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 года №3 «о разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями;
- определить сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;
- формы и способы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;
- порядок разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности в РБ.
Введение
1. Общие понятия разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ
2. Основные принципы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ
3. Организация и порядок проведения разгосударствления и приватизации имущества государственных объектов
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
1. Общие понятия
2. Основные принципы
3. Организация и порядок
проведения разгосударствления
и приватизации имущества
Заключение
Список используемых источников
Введение
Основным элементом рыночной
экономики является конкуренция, учитывающая,
прежде всего интересы потребителя
и создающая условия для
Целью данной работы является
анализ нормативно правовых актов различной
юридической силы связанных с
разгосударствлением и
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить Закон Республики
Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении
и приватизации
- проанализировать Декрет
Президента Республики
- определить сущность
разгосударствления и
- формы и способы
- порядок разгосударствления
и приватизации объектов
При выполнении данной работы использованы такие методы исследования, как метод сравнения и метод анализа.
Объектом исследования выступает государственная собственность подлежащая разгосударствлению и приватизации.
Предметом исследования выступают нормативно правовые акты регламентирующие разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности в РБ.
1. Общие понятия
Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями закрепил определения разгосударствления и приватизации в качестве юридических терминов, различая их.
Разгосударствление - передача
от государства физическим и юридическим
лицам частично либо полностью (в
том числе посредством
Разгосударствление
Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство
полностью или частично утрачивает
права владения, пользования и
распоряжения государственной
Приватизация осуществляется
путем безвозмездной передачи и
продажи государственной
Отличие между рассматриваемыми процессами состоит в том, что в результате разгосударствления смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим лицам и организациям право на участие в управлении субъектами хозяйствования. В Результате приватизации собственниками объектов, принадлежащих государству, становятся физические лица и негосударственные организации.
Объектами приватизации являются:
- государственное и
- государственные предприятия,
учреждения, организации, структурные
единицы объединений и
- государственное имущество, сданное в аренду;
- доли (паи, акции), принадлежащие
Республике Беларусь и
Объектами разгосударствления являются:
- государственные организации,
структурные единицы
- государственное имущество, сданное в аренду.
Законом от 5 мая 1998 г. утвержден Перечень объектов, которые могут находиться только в государственной собственности. В целях реализации этого Закона Постановлением Совета Министров от 3 ноября 2006 г. № 1456 утвержден Перечень не подлежащих приватизации организаций, имущество которых находится в республиканской собственности.
Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.
Объекты государственной собственности, находящиеся за пределами Республики Беларусь, приватизируются в соответствии с Законом о приватизации N 2103-XII и Государственной программой разгосударствления и приватизации в порядке и на условиях, определенных международными договорами Республики Беларусь.
Особенности приобретения государственной собственности иностранными физическими и юридическими лицами, а также юридическими лицами с участием иностранных инвесторов определяются законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях.
Особенности приватизации земли определяются законодательством Республики Беларусь о земле.
Особенности приватизации государственного
и общественного жилья
Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:
- граждане Республики
Беларусь и Российской
- негосударственные юридические лица;
- юридические лица Республики
Беларусь, созданные не менее
чем 50 процентами членов трудовых
коллективов приватизируемых
- иностранные инвесторы;
- лица без гражданства.
Негосударственными
В преобразовании в процессе
приватизации предприятий, перерабатывающих
сельскохозяйственную продукцию и
обслуживающих сельское хозяйство,
в открытые акционерные общества
с участием сельскохозяйственных предприятий
- производителей сельскохозяйственной
продукции участвуют также
Субъекты приватизации могут
действовать через своих
В соответствии с нормами
п. 1 Указа № 520 Президентом Республики
Беларусь, законами или в порядке,
определенном в законодательных
актах устанавливается процесс
проведения и способы приватизации
государственной собственности, включая
условия совершения сделок с объектами
приватизации, а также компетенция
государственных органов и иных
государственных организаций по
принятию решений в этой сфере; осуществляется
приватизация имущества, находящегося
в республиканской
Органами государственного управления, уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, в соответствии с нормами ст. 9 Закона о приватизации выступают: в отношении объектов республиканской собственности - орган Совета Министров по управлению государственным имуществом; в отношении объектов коммунальной собственности-органы приватизации местных Советов депутатов. Выработка государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации является одной из задач Министерства экономики.
Проведение единой государственной
политики по вопросам имущественных
отношений, включая приватизацию, входит
в компетенцию Госкомимущества,
являющегося республиканским
Специальные функции (исполнительные,
контрольные, регулирующие и другие)
в сфере приватизации имущества,
находящегося в собственности Республики
Беларусь, осуществляет Фонд государственного
имущества Государственного комитета
по имуществу Республики Беларусь,
являющегося структурным
2. Основные принципы
Одним из важных аспектов при разгосударствление и приватизации государственной собственности в РБ являются принципы осуществления приватизации и разгосударствления, а также их способы и формы.
Основными принципами проведения приватизации являются:
- сочетание возмездного
и безвозмездного способов
- право каждого гражданина
Республики Беларусь на часть
безвозмездно передаваемой
- дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
- разграничение компетенции
по осуществлению приватизации
между органами
- предоставление определенных
социальных гарантий членам
- контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
- обеспечение широкой
гласности процесса
- постепенность и поэтапность;
- соблюдение законности.
Основные принципы приватизации
реализуются Государственной
Государственная программа разгосударствления и приватизации принимается Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь.
Контроль за осуществлением Государственной программы разгосударствления и приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.
Республиканские органы государственного управления и местные Советы депутатов разрабатывают и принимают акты законодательства по вопросам разгосударствления и приватизации в соответствии с настоящим Законом, нормативными актами Президента Республики Беларусь и Государственной программой разгосударствления и приватизации.
При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства как собственника представляет и защищает республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и распорядительные органы (в дальнейшем - органы приватизации).
Органы приватизации:
- осуществляют руководство
процессами приватизации. В случае
нарушения законодательства
- создают комиссии по приватизации;
- принимают решения о приватизации;
- осуществляют необходимые
преобразования организационно-