Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:20, курсовая работа
Целью данной работы является анализ нормативно правовых актов различной юридической силы связанных с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями;
- проанализировать Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 года №3 «о разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями;
- определить сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;
- формы и способы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;
- порядок разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности в РБ.
Введение
1. Общие понятия разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ
2. Основные принципы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ
3. Организация и порядок проведения разгосударствления и приватизации имущества государственных объектов
Заключение
Список используемых источников
- осуществляют владение
и распоряжение принадлежащими
государству акциями
- могут принять решение
при преобразовании
- выступают учредителями
акционерных и других
- обменивают принадлежащие
государству акции акционерных
обществ на акции юридических
лиц других государств и
- организуют и проводят
конкурсы и аукционы по
- создают (ликвидируют)
в своем составе
- осуществляют другие необходимые при приватизации функции.
Форма приватизации - это
организация процесса передачи физическим
лицам и организациям права собственности
на объекты, принадлежащие государству.
Нормы Закона о приватизации предусматривают
две формы осуществления
1. безвозмездная передача государственной собственности;
2. продажа государственной собственности.
Целью безвозмездной передачи
части государственной
Доля государственной собственности, безвозмездно передаваемая гражданам Республики Беларусь в процессе приватизации, определяется (на период безвозмездной приватизации) Президентом Республики Беларусь.
Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами:
- жилищной квотой на основании Закона Республики Беларусь "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь" и Закона о приватизации;
- квотой на имущество
государственных предприятий
Гражданин имеет право объединить квоты для их реализации в соответствии с настоящим Законом. В этих случаях для объединения квот используются коэффициенты их эквивалентного перевода, устанавливаемые Советом Министров Республики Беларусь.
Для реализации права использования квот гражданами Республики Беларусь им выдаются именные приватизационные чеки "Жилье" и "Имущество" в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь".
Квоты в первую очередь используются гражданами Республики Беларусь по их целевому назначению:
жилищная квота - для приватизации
жилых помещений в домах
квота на имущество государственных предприятий - для приобретения приватизируемых государственных объектов.
Не использованные по целевому
назначению квоты могут быть направлены
на другие цели, предусмотренные
При исключительно возмездной приватизации государственная собственность была бы продана ограниченному кругу лиц, что противоречит принципу социальной справедливости. Поэтому концепция приватизации в Беларуси была основана на принципе сочетания возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности. Доля граждан в государственной собственности, передаваемой безвозмездно, определялась квотами: 1) жилищной; 2) на приобретение имущества - определялась в соответствии с нормами Закона о приватизации и Закона о приватизационных чеках. Для реализации права использования квот гражданам выдавались на сумму, соответствующую их квоте, приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».
Приватизационный чек - государственная ценная бумага, свидетельствующая о праве ее владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражающая размер этой доли. После 1 января 2006 г. находятся в обращении и используются в соответствии с нормами права только перерегистрированные чеки «Жилье». Перерегистрация была предусмотрена нормой подп. 1.1 Указа № 6 и осуществлялась подразделениями ОАО «Сберегательный банк "Беларусбанк"» до 1 января 2007 г. Выдача приватизационных чеков «Жилье» с указанной даты прекращена, за исключением случаев, предусмотренных нормами законодательных актов.
Перерегистрированные в
установленном порядке чеки «Жилье»
индексации не подлежат, за исключением
случаев использования их гражданами
и членами их семей, состоящими на
учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий, для уплаты паевого
взноса в жилищном или жилищно-строительном
кооперативе либо погашения кредита
(займа), взятого на это строительство,
финансирования индивидуального или
коллективного жилищного
Способы разгосударствления и приватизации, т.е. конкретные приемы передачи функций управления либо права собственности на объекты, принадлежащие государству, определены нормами ст. 18(1) Закона о приватизации. Способами разгосударствления являются:
- преобразование
- внесение государственного
имущества, сданного в аренду,
в уставный фонд ОАО,
В качестве способов приватизации выступают:
- продажа объектов
- продажа акций, принадлежащих
государству, в том числе на
льготных условиях в
Орган приватизации свободен в выборе способа приватизации и условий продажи объекта. При этом орган приватизации не может отстранить от участия в конкурсе, аукционе субъектов приватизации, своевременно подавших заявление на приобретение объекта.
3. Организация и порядок
проведения разгосударствления
и приватизации имущества
Предложение на разгосударствление и приватизацию объекта государственной собственности подается в соответствующий орган приватизации. Форму предложения на разгосударствление и приватизацию, перечень документов и порядок их представления определяет республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации.
Инициатива о проведении
разгосударствления и приватизации
объектов государственной собственности
может исходить от Правительства
Республики Беларусь, республиканского
органа государственного управления по
управлению государственным имуществом
и приватизации, местных исполнительных
и распорядительных органов, трудовых
коллективов и субъектов
Предложение трудового коллектива о создании открытого акционерного общества в процессе приватизации государственной собственности подается на основе решения высшего органа самоуправления трудового коллектива (общего собрания или конференции) лицами, уполномоченными на то этим решением.
В соответствии с нормой подп. 1.1 Декрета № 3 преобразование государственных унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения, и арендных предприятий в ОАО осуществляется на основании предложений коллективов их работников, согласованных: по объектам, находящимся в республиканской собственности,
- с соответствующими
- с соответствующими местными
исполнительными и
Приватизация государственной собственности осуществляется в соответствии с планами приватизации государственной собственности, утверждаемыми по объектам, находящимся: в республиканской собственности,
- Советом Министров; в коммунальной собственности,
- соответствующими местными
исполнительными и
- в порядке, установленном местными Советами депутатов.
Решение о подаче предложений
по преобразованию государственных
унитарных и арендных предприятий
в ОАО и об образовании организации
со статусом юридического лица принимаются
на общих собраниях или
Разногласия между коллективами
работников предприятий, находящихся
в республиканской
по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек - Советом Министров;
по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек - Государственным комитетом по имуществу.
В случае разногласий между
коллективами работников предприятий,
находящихся в коммунальной собственности,
или субъектами приватизации и местными
исполнительными и
Учредителями ОАО, создаваемых
в процессе разгосударствления и
приватизации объектов, находящихся
в республиканской
- местные исполнительные
и распорядительные органы в
порядке, определенном
Кроме указанных органов учредителями таких акционерных обществ могут быть организации и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ. Выбор других, кроме государства, учредителей открытых акционерных обществ осуществляется на этапе проведения подготовительных работ по объектам республиканской собственности Государственным комитетом по имуществу совместно с органами государственного управления и иными государственными организациями, а по объектам коммунальной собственности
- соответствующими местными
исполнительными и
Предложение о приватизации
объекта государственной
Порядок проведения работ по преобразованию государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО, порядок разработки, оформления и примерная форма проекта создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности утверждены специальными нормативными правовыми актами. Согласно норме п. 3 Положения о порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, проведение работ по созданию ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности осуществляется комиссией по преобразованию предприятия в ОАО, отраслевой комиссией и комиссией по приватизации, создаваемыми органом приватизации. Каждая из указанных комиссий имеет свою компетенцию и круг полномочий для ее реализации, закрепленных в стст. 15(1), 15(2), 16 Закона о приватизации.