Разгосударствление и приватизация в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ нормативно правовых актов различной юридической силы связанных с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

- изучить Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями;

- проанализировать Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 года №3 «о разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями;

- определить сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;

- формы и способы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ;

- порядок разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности в РБ.

Содержание работы

Введение

1. Общие понятия разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ

2. Основные принципы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РБ

3. Организация и порядок проведения разгосударствления и приватизации имущества государственных объектов

Заключение

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Содержание курсача по ЭО.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

 

- осуществляют владение  и распоряжение принадлежащими  государству акциями акционерных  обществ и долями в уставных  фондах иных субъектов хозяйствования, а также контроль за ними;

 

- могут принять решение  при преобразовании государственных  и арендных предприятий в открытые  акционерные общества о закреплении  пакетов акций в собственности  государства в случаях, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь;

 

- выступают учредителями  акционерных и других хозяйственных  обществ;

 

- обменивают принадлежащие  государству акции акционерных  обществ на акции юридических  лиц других государств и предприятий  негосударственных форм собственности;

 

- организуют и проводят  конкурсы и аукционы по продаже  объектов государственной собственности;

 

- создают (ликвидируют)  в своем составе соответствующие  фонды для осуществления функций  владения и распоряжения государственным  имуществом;

 

- осуществляют другие  необходимые при приватизации  функции.

 

Форма приватизации - это  организация процесса передачи физическим лицам и организациям права собственности  на объекты, принадлежащие государству. Нормы Закона о приватизации предусматривают  две формы осуществления приватизации:

 

1. безвозмездная передача  государственной собственности;

 

2. продажа государственной  собственности.

 

Целью безвозмездной передачи части государственной собственности  только гражданам Республики Беларусь является обеспечение социального  равенства в процессе приватизации на этапе перехода к рыночной экономике.

 

Доля государственной  собственности, безвозмездно передаваемая гражданам Республики Беларусь в  процессе приватизации, определяется (на период безвозмездной приватизации) Президентом Республики Беларусь.

 

Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной  собственности определяется двумя  квотами:

 

- жилищной квотой на  основании Закона Республики  Беларусь "О приватизации жилищного  фонда в Республике Беларусь" и Закона о приватизации;

 

- квотой на имущество  государственных предприятий на  основании настоящего Закона  и Закона Республики Беларусь "Об именных приватизационных  чеках Республики Беларусь".

 

Гражданин имеет право  объединить квоты для их реализации в соответствии с настоящим Законом. В этих случаях для объединения  квот используются коэффициенты их эквивалентного перевода, устанавливаемые Советом  Министров Республики Беларусь.

 

Для реализации права использования  квот гражданами Республики Беларусь им выдаются именные приватизационные чеки "Жилье" и "Имущество" в  соответствии с Законом Республики Беларусь "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь".

 

Квоты в первую очередь  используются гражданами Республики Беларусь по их целевому назначению:

 

жилищная квота - для приватизации жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда;

 

квота на имущество государственных  предприятий - для приобретения приватизируемых  государственных объектов.

 

Не использованные по целевому назначению квоты могут быть направлены на другие цели, предусмотренные законодательством  Республики Беларусь, либо погашаются государством.

 

При исключительно возмездной приватизации государственная собственность  была бы продана ограниченному кругу  лиц, что противоречит принципу социальной справедливости. Поэтому концепция  приватизации в Беларуси была основана на принципе сочетания возмездной и  безвозмездной передачи государственной  собственности. Доля граждан в государственной  собственности, передаваемой безвозмездно, определялась квотами: 1) жилищной; 2) на приобретение имущества - определялась в соответствии с нормами Закона о приватизации и Закона о приватизационных чеках. Для реализации права использования  квот гражданам выдавались на сумму, соответствующую их квоте, приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».

 

Приватизационный чек - государственная  ценная бумага, свидетельствующая о  праве ее владельца на долю в приватизируемой  государственной собственности  и выражающая размер этой доли. После 1 января 2006 г. находятся в обращении  и используются в соответствии с  нормами права только перерегистрированные чеки «Жилье». Перерегистрация была предусмотрена нормой подп. 1.1 Указа № 6 и осуществлялась подразделениями ОАО «Сберегательный банк "Беларусбанк"» до 1 января 2007 г. Выдача приватизационных чеков «Жилье» с указанной даты прекращена, за исключением случаев, предусмотренных нормами законодательных актов.

 

Перерегистрированные в  установленном порядке чеки «Жилье»  индексации не подлежат, за исключением  случаев использования их гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении  жилищных условий, для уплаты паевого  взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (займа), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или  коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных  жилых домов, долевого участия в  жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и займам организаций, взятым и использованным на указанные цели. Кроме того такие чеки запрещено отчуждать, за исключением случаев дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда. Срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» продлен до 30 июня 2010 г.

 

Способы разгосударствления и приватизации, т.е. конкретные приемы передачи функций управления либо права  собственности на объекты, принадлежащие  государству, определены нормами ст. 18(1) Закона о приватизации. Способами  разгосударствления являются:

 

- преобразование государственных  унитарных, основанных на праве  хозяйственного ведения, и арендных  предприятий в ОАО;

 

- внесение государственного  имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого  на базе арендного предприятия.

 

В качестве способов приватизации выступают:

 

- продажа объектов государственной  собственности на аукционе, по  конкурсу;

 

- продажа акций, принадлежащих  государству, в том числе на  льготных условиях в соответствии  с нормами права.

 

Орган приватизации свободен в выборе способа приватизации и  условий продажи объекта. При  этом орган приватизации не может  отстранить от участия в конкурсе, аукционе субъектов приватизации, своевременно подавших заявление на приобретение объекта.

 

3. Организация и порядок  проведения разгосударствления  и приватизации имущества государственных  объектов

 

Предложение на разгосударствление и приватизацию объекта государственной  собственности подается в соответствующий  орган приватизации. Форму предложения  на разгосударствление и приватизацию, перечень документов и порядок их представления определяет республиканский  орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации.

 

Инициатива о проведении разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности  может исходить от Правительства  Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, местных исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов и субъектов приватизации.

 

Предложение трудового коллектива о создании открытого акционерного общества в процессе приватизации государственной  собственности подается на основе решения  высшего органа самоуправления трудового  коллектива (общего собрания или конференции) лицами, уполномоченными на то этим решением.

 

В соответствии с нормой подп. 1.1 Декрета № 3 преобразование государственных унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения, и арендных предприятий в ОАО осуществляется на основании предложений коллективов их работников, согласованных: по объектам, находящимся в республиканской собственности,

 

- с соответствующими республиканскими  органами государственного управления, иными государственными организациями,  подчиненными Правительству Республики  Беларусь, Национальным банком, Администрацией  Президента Республики Беларусь, Управлением делами Президента  Республики Беларусь, другими государственными  органами и иными государственными  организациями, подчиненными Президенту  Республики Беларусь, Национальной  академией наук Беларуси, а также  с областными (Минским городским)  исполнительными комитетами; по  объектам, находящимся в коммунальной  собственности, 

 

- с соответствующими местными  исполнительными и распорядительными  органами.

 

Приватизация государственной  собственности осуществляется в  соответствии с планами приватизации государственной собственности, утверждаемыми  по объектам, находящимся: в республиканской  собственности,

 

- Советом Министров; в  коммунальной собственности, 

 

- соответствующими местными  исполнительными и распорядительными  органами. План приватизации объектов, находящихся в республиканской  собственности, формируется на  трехлетний период Государственным  комитетом по имуществу по  предложениям органов государственного  управления и иных государственных  организаций, а объектов, находящихся  в коммунальной собственности, 

 

- в порядке, установленном  местными Советами депутатов.

 

Решение о подаче предложений  по преобразованию государственных  унитарных и арендных предприятий  в ОАО и об образовании организации  со статусом юридического лица принимаются  на общих собраниях или конференциях работников данных предприятий простым  большинством голосов. Организация  проведения собрания (конференции) возлагается  на руководителя предприятия и на орган, уполномоченный представлять интересы работников предприятия. Если предприятие  нуждается в финансовом оздоровлении и коллектив работников не ходатайствует  о его преобразовании в ОАО, то инициатором такого преобразования может выступить Совет Министров - в отношении предприятий, находящихся  в республиканской собственности, и соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган - в отношении  предприятий, находящихся в коммунальной собственности.

 

Разногласия между коллективами работников предприятий, находящихся  в республиканской собственности, или субъектами приватизации, органами государственного управления и иными  государственными организациями, а  также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов рассматриваются: по предприятиям с  численностью работающих свыше 4 тыс. человек - Президентом Республики Беларусь;

 

по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек - Советом  Министров;

 

по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек - Государственным  комитетом по имуществу.

 

В случае разногласий между  коллективами работников предприятий, находящихся в коммунальной собственности, или субъектами приватизации и местными исполнительными и распорядительными  органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов.

 

Учредителями ОАО, создаваемых  в процессе разгосударствления и  приватизации объектов, находящихся  в республиканской собственности, от имени государства выступают  Государственный комитет по имуществу  или областные, Минский городской  территориальные фонды государственного имущества, объектов, находящихся в  коммунальной собственности,

 

- местные исполнительные  и распорядительные органы в  порядке, определенном местными  Советами депутатов. 

 

Кроме указанных органов  учредителями таких акционерных  обществ могут быть организации  и физические лица, в том числе  иностранные, внесшие принадлежащие  им денежные средства или имущество  в уставные фонды данных обществ. Выбор других, кроме государства, учредителей открытых акционерных  обществ осуществляется на этапе  проведения подготовительных работ  по объектам республиканской собственности  Государственным комитетом по имуществу  совместно с органами государственного управления и иными государственными организациями, а по объектам коммунальной собственности 

 

- соответствующими местными  исполнительными и распорядительными  органами.

 

Предложение о приватизации объекта государственной собственности  рассматривается органом приватизации в течение одного месяца со дня  его поступления. Решение органа приватизации в недельный срок после  его принятия в письменной форме  сообщается субъекту, подавшему предложение. Если принято положительное решение, в нем указываются сроки и  условия проведения приватизации. Если же принимается решение об отказе в проведении приватизации, в нем  должны быть указаны причины отказа. Ими могут быть только установленные  нормами права ограничения или  запрет на приватизацию.

 

Порядок проведения работ  по преобразованию государственных  унитарных и арендных предприятий  в ОАО, порядок разработки, оформления и примерная форма проекта  создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной  собственности утверждены специальными нормативными правовыми актами. Согласно норме п. 3 Положения о порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, проведение работ по созданию ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности осуществляется комиссией по преобразованию предприятия в ОАО, отраслевой комиссией и комиссией по приватизации, создаваемыми органом приватизации. Каждая из указанных комиссий имеет свою компетенцию и круг полномочий для ее реализации, закрепленных в стст. 15(1), 15(2), 16 Закона о приватизации.

 

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в РБ