Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель работы – планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для малого предпринимателя. Общепризнанной формой разработки стратегии и тактики является бизнес-план.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1 ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ И ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА. . . . . . . . . . . . . . . . 7
2 СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Описательная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1.1 Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1.2 Виды товаров и услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 Обеспечение конкурентоспособности и сведения о конкурентах. . . . . . . . . 18
2.3 Оценка рынка сбыта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.4 Организационное планирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.4.1 План маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.4.2 План производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.4.3 Организационный план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.4.4 Юридический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4.5 Финансовый план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3 ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
– где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;
– какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;
– какие сырье, материалы,
комплектующие изделия
– возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;
– какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;
– схема производственных потоков, включая точки контроля качества.
Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство.
Схеме производственных потоков следует уделить особое внимание, поскольку рациональное размещение оборудования на различных стадиях производства дает возможность снизить издержки за счет сокращения транспортных расходов, затрат труда и времени. Необходимо также учесть возможность быстрого изменения ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка.
Контроль качества должен быть предусмотрен таким образом, чтобы технологический процесс исключал бы возможность выпуска некачественной продукции. Нерационально проводить контроль качества только на заключительной стадии производства, когда можно лишь зафиксировать наличие бракованной продукции. Качество сырья должно контролироваться на стадии подготовки производства; затем следует контроль качества полуфабрикатов, чтобы еще можно было исправить возникшие отклонения, и, наконец, контроль качества готового изделия. Для контроля качества нужны стандарты.
Для новых предприятий предусматривается исследование его местоположения. Этот вопрос особенно важен для предприятий сферы обслуживания, где от местоположения зависят количество посетителей и соответственно объем продаж. Местоположение предприятия также важно, если предприятие оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду и в соответствии с законодательством может быть размещено только на определенной территории.
В плане производства необходимо предусмотреть утилизацию отходов и решение других вопросов, связанных с экологией, иначе предприятию придется платить штрафы за нарушение экологических требований.
На основе плана производства осуществляется оценка издержек и их динамики по годам [12].
2.4.3 Организационный план
Содержание этого раздела
посвящено организации
В частности, важны следующие кадровые вопросы:
– какие специалисты нужны, каким должно быть их образование, квалификация, опыт работы;
– заработная плата, условия труда и условия найма на pa6oту.
– способы привлечения специалистов.
Определяя численность и состав будущего персонала предприятия, следует иметь в виду, что квалификация работников, их опыт и отношение к работе – важнейшие составляющие успеха. В некоторых случаях желательно отсутствие отрицательного опыта, например опыта работы в нашей службе автосервиса до начала рыночных преобразований, но на должность главного бухгалтера предпочтительнее взять образованного и опытного работника.
Особо оговариваются условия оплаты высшего руководящего звена: будет ли применяться система участия в прибылях или зависимость оплаты труда от других конечных результатов деятельности предприятия (объема продаж, качества продукции, экономии издержек).
В последнее время все чаще применяется такая система оплаты труда, при которой сотрудники не знают, какую зарплату получают их коллеги. Такая система предусматривает заключение с каждым работником индивидуального контракта, в котором отоваривается неразглашение условий оплаты труда.
Для больших предприятий необходимо привести в бизнес-плане организационную схему, содержащую состав и порядок взаимодействия служб, наметить координацию и контроль их деятельности, документооборот и обмен информацией [2].
2.4.4 Юридический план
Этот раздел посвящен правовым аспектам предприятия. К его разработке целесообразно привлечь юриста-профессионала. В разделе указываются форма собственности и правовой статус предприятия, обосновываются причины выбора той или иной формы.
В зависимости от выбора формы организации предприятия оговариваются вопросы, связанные с распределением акционерного питала, порядком выплаты дивидендов и т.п. Необходимо учесть, как выбор формы предприятия может отразиться на системе налогообложения, распределении прибыли и ответственности учредителей.
2.4.5 Финансовый план
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа:
– баланс организации,
– план прибылей и убытков,
– прогноз движения наличности.
Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.
Анализ чувствительности – это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта затрат на исследование и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.
Чистая дисконтированная стоимость – это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.
Дисконтирование стоимости – это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее [9].
Формула, по которой рассчитывается дисконтированная стоимость, такова:
PV=CF(1 + r)n,
где PV – дисконтированная (текущая) стоимость проекта;
CF – кэш-флоу (поток наличности) в будущий период времени. Кэш-флоу – это сумма чистого дохода и амортизации, то есть совокупные накопления, характеризующие денежное обогащение фирмы;
r – ставка процента;
n – число лет, за которое производится суммирование дохода.
Чистая дисконтированная стоимость – это дисконтированная стоимость за вычетом первоначальных инвестиций.
NPV=PV – I,
где, NPV – чистая дисконтированная стоимость;
PV – дисконтированная стоимость;
I – первоначальные инвестиции.
Критерием эффективности бизнес-проекта является положительная величина чистой дисконтированной стоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителен проект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес-планирования позволяет снижать предпринимательских риск, избегать непроизводительных вложений капитала.
Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана – это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.
Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направления использования капитала.
Вопросы об источниках финансирования могут иметь следующее содержание:
При определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы их получения от обращения в банк, к венчурным капиталистам и выпуска акции и облигации до поиска помощи у федерального правительства и муниципальных структур через государственные субсидии, схемы финансирования малого бизнеса и т. д.
3 ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ
Предприятие подвержено
самым разнообразным рискам, связанным
с утратой денег и имущества,
работники предприятия
В бизнес-плане требуется оценить, каким типам рисков подвержено будущее предприятие, каков возможный ущерб от наступления неблагоприятных событий, в какой момент они могут произойти.
Все вероятные риски предлагается разделить на две категории: наносящие наибольший ущерб (т.е. наиболее вероятные или имеющие серьезные последствия) и те, ущерб от которых не оказывает серьезного влияние на деятельность предприятия (менее вероятные и приносящие небольшой убыток).
От рисков, отнесенных к первой категории, необходимо застраховаться. При этом следует учесть момент вероятного наступления неблагоприятного события. Заключение договоров страхования учитывается при определении стоимости проекта. Возможные потери от рисков, отнесенных ко второй категории, следует уменьшить путем проведения мероприятий по профилактике. Например, в отдельных случаях установление противопожарной сигнализации обходится дешевле, чем страховка на случай пожара.
Выводом по этому разделу является перечень страховых договоров и суммарная стоимость страховой защиты.
В РФ действует система
обязательного социального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данном этапе выполнен объем работы, в котором были рассмотрены методы, цели и сущность планирования.
Подчеркнута необходимость составления бизнес-плана, поскольку он является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии; эффективным инструментом управления; помогает предприятию определить перспективы роста своего дела, контролировать свою ситуацию, а также показывает, что и когда нужно сделать, чтобы оправдать ожидания относительно эффективности бизнес-проекта.
Рассмотрена и разработана структура бизнес-плана. Изучена стратегия бизнес-планирования, которая, при правильном применении, принесет предприятию успешность в области рыночной экономики. Таким образом, цель работы достигнута.
Выделен круг проблем, с
которыми может столкнуться
Не менее значительное
внимание уделено финансовому
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. Ф.К. Беа и др., – пер. с нем. – М.: ИНФА-М, 2009. – 928 с.
2 Грузинов, В.П. Экономика предприятия / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 420 с.
3 Финансы: учебное пособие / под ред. А.М.Ковалевой, – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 384 с.
4 Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка: учебное пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 560 с.
5 Сухалова, Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: учебное пособие / Л.Ф. Сухова, П.Н. Чернова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 160 с.
6 Скворцов, Н.Н. Как разработать бизнес-план предприятия: практическое
руководство для бизнесменов / Н.Н. Скворцов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 205 с.
7 Акулов, Д.Н. Бизнес-план фирмы / Д.Н. Акулов, В.П. Буров, В.А. Морошкин. – М.: Юристъ, 2006. – 315 с.
8 Дюков, И.И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход / И.И. Дюков. – СПб.: Питер, 2008. – 167 с.
9 Попов, В.М. Финансовый бизнес-план / В.М. Попов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 195 с.
10 Попов, В.М. Сборник бизнес-планов: учебно-практическое пособие / В.М. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 250 с.
11 Родионова, Н.В. Антикризисный менеджмент: учебное пособие для вузов / Н.В. Родионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 356 с.
12 Царева, В.В. Внутрифирменное планирование / В.В. Царева. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
13