Разработка этического кодекса для ОАО АК БайкалБанк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: создание проекта этического кодекса для организации БайкалБанка.
Объект исследования: корпоративная этика.
Предмет исследования: этический кодекс.

Задачи:
Раскрыть сущность корпоративной этики, её основополагающие принципы.
Изучить этические проблемы корпоративных отношений.
Выявить основные этические нормы и положения в деятельности организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы этики корпоративных деловых отношений………..5
1.1 Сущность корпоративной этики, её основополагающие принципы…5
1.2 Этические проблемы корпоративных отношений….…………………9
1.3 Основные этические нормы и положения в деятельности организации……………………………………………………………………...13
2. Методологические основы построения этических кодексов……………..16
2.1 Развитие концепций построения этических кодексов……….……….16
2.2 Этический кодекс как инструмент этики….…………………………..18
2.3 Проблема внедрения и исполнения этического кодекса….………….20
3. Разработка этического кодекса для ОАО АК БайкалБанк ………………...25
3.1 Общая характеристика ОАО АК БайкалБанк …………………..……25
3.2 Анализ возможных этических проблем, связанных с деятельностью ОАО АК БайкалБанк …..………………………………………………………..27
3.3 Разработка этического кодекса для ОАО АК БайкалБанк …….…...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 86.20 Кб (Скачать файл)

[Введите текст]

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  основы этики корпоративных деловых  отношений………..5

       1.1 Сущность корпоративной этики, её основополагающие принципы…5

       1.2  Этические проблемы корпоративных отношений….…………………9

       1.3 Основные этические нормы и положения в деятельности организации……………………………………………………………………...13

2.   Методологические  основы построения этических  кодексов……………..16

       2.1 Развитие концепций построения этических кодексов……….……….16

       2.2 Этический кодекс как инструмент этики….…………………………..18

       2.3 Проблема внедрения и исполнения этического кодекса….………….20

3. Разработка  этического кодекса для ОАО АК БайкалБанк ………………...25

        3.1 Общая характеристика ОАО АК БайкалБанк …………………..……25

        3.2 Анализ возможных этических проблем, связанных с    деятельностью         ОАО АК БайкалБанк …..………………………………………………………..27

         3.3 Разработка этического кодекса для ОАО АК БайкалБанк …….…...32

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованных источников…………………………………………...34

Приложение………………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В современных управленческих технологиях все большее значение приобретает работа с людьми, которая включает в себя множество аспектов: повышение профессионализма сотрудников и их производственной эффективности, управление лояльностью и  увеличение работоспособности людей и групп, снижение конфликтности и уровня стресса в коллективе.

Ключевыми системными инструментами  в области управления человеческим фактором являются: корпоративная культура и этический кодекс организации. Создание и внедрение корпоративного кодекса деловой этики решает как минимум две важнейшие организационные задачи:

С одной стороны, общая система  ценностей, зафиксированная в кодексе, делает поведение людей внутри организации  более предсказуемым, снижает уровень  конфликтности, обеспечивает согласованность  работы всех подразделений, позволяет  компании в целом быстро и слаженно реагировать на любые изменения.

 С другой стороны, этический  кодекс, как один из факторов  формирования надежной репутации  компании, позволяет выстраивать  эффективную систему внешних  связей: с клиентами, партнерами, государственными институтами и  т.д., вызывает уважение к организации  и её сотрудникам.

Вместе с тем, чтобы этический  кодекс организации реально заработал, а не стал еще одним бесполезным  бюрократическим документом, руководители должны соблюдать ряд правил при  его разработке и внедрении.

Целью курсовой работы: создание проекта этического кодекса для организации БайкалБанка.

Объект исследования: корпоративная  этика.

Предмет исследования: этический кодекс.

 

Задачи:

  1. Раскрыть сущность корпоративной этики, её основополагающие принципы.
  2. Изучить этические проблемы корпоративных отношений.
  3. Выявить основные этические нормы и положения в деятельности организации.
  4. Определить развитие концепций построения этических кодексов.
  5. Рассмотреть этический кодекс как инструмент этики.
  6. Проанализировать проблема внедрения и исполнения этического кодекса.
  7. Собрать Общую характеристику организации БайкалБанка .
  8. Провести  анализ возможных этических проблем, связанных с    деятельностью         БайкалБанк.
  9. Разработать этический  кодекс для  БайкалБанка.

Аннотация.  Данная курсовая работа состоит из трех глав. Каждая глава раскрыта тремя  подпунктами. В первой главе рассматривается  теоретическая часть, во второй –  аналитическая часть и третья глава посвящена практической части  исследования. Общее количество страниц – 33, включая приложение - 41 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ КОРПОРАТИВНЫХ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

    1. Сущность корпоративной этики, её основополагающие принципы

 

Под этикой в широком смысле слова понимается система универсальных нравственных требований и норм поведения, реализуемых  в общественной жизни [11;15]. Следовательно, этика бизнеса, деловых отношений, выделяет одну из сфер общественной жизни. Хотя этические нормы деловых отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, они всё же имеют некоторые отличительные особенности.

В последнее  время работодатели уделяют всё  большее внимание вопросам этики  корпоративных и личных взаимоотношений  при отборе персонала и его  приёме на работу, а также непосредственно  в процессе выполнения сотрудниками своих профессиональных ролей. При  этом в понятие «профессиональной  роли» включаются не только способности  к выполнению непосредственно служебных  обязанностей, но и навыки взаимоотношений  с внешним окружением (руководителями, коллегами, клиентами и т.д.). В  наши дни способность сотрудника к соблюдению этики деловых отношений  становится одним из критериев оценки его профессионализма. Выполнение сотрудниками организации норм и правил деловой  этики становится своеобразной «визитной  карточкой», которая во многих случаях  определяет готовность клиентов, инвесторов или партнёров сотрудничать именно с данной компанией.

          Следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, связанных с профессиональной деятельностью) норм поведения и нравственных  требований, т.е. бизнес-этика основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе отношений[6;7].Естественно, что многие правила взаимоотношений в делах справедливы для обычной повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят своё отражение в служебной этике. Таким образом, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах «общей» этики. К подобным нормам можно отнести:  уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность, психологическую защищённость и т.д.

Таким образом, на основе вышеизложенного, можно определить принципы корпоративной этики как обобщённое выражение нравственных требований, выработанных в сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений [7;28]. По мнению многих учёных, современная корпоративная этика должна основываться на трёх «китах»:

  1. создание материальных ценностей во всём многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
  2. прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
  3. приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции

Американский  социолог Л. Холсмер сформулировал  современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на мировые аксиомы философской мысли, прошедшие многовековую проверку в теории и на практике.

Принципы  Холсмера в той или иной степени  присутствуют и признаются справедливыми  в различных  деловых культурах. Идеальной (хотя вряд ли достижимой) целью  мирового делового сообщества являются отношения, основанные на торжестве  морально-этических принципов.[15;37]

Одним из важнейших шагов в данном направлении  считается принятая в 1994 г. в Швейцарском  городе Ко (Сaux) Декларация Ко – «Принципы бизнеса». В Декларации была предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловой культур, инициаторами её принятия были руководитель крупнейших корпораций США, Японии и Западной Европы. В Декларации говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но недостаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, также важны для мирового сообщества, как и для  общин меньшего масштаба».

Если  же  спустится с макроуровня  и рассмотреть общепринятые этические  принципы, как организаций, так и  отдельных руководителей, то можно  выделить следующие основные пункты:

  1. «Золотое правило менеджера» - в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчинённым, руководству, клиентам и др. таких поступков, какие не желал бы видеть по отношению к себе;
  2. Авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие – его квалификации, потенциалу, чувству ответственности);
  3. Право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника, организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);
  4. Справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т.п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);
  5. Справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача всего перечисленного менеджером, неэтичным – грубый нажим на сотрудника, требование нарушить нормы универсальной этики и закона);
  6. Максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных её частей, не нарушая при этом существующих этических норм);
  7. Терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран или регионов;
  8. Разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;
  9. Постоянство воздействия, т.к. обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально-психологических методов, требующих, как правило,  длительного применения для получения нужного результата.

Приведённые выше общие этические принципы корпоративных и деловых отношений представляют собой квинтэссенцию понятия бизнес-этики, они универсальны и используются для выработки любой организацией и любым руководителем собственных этических систем, независимо от сферы бизнеса, в которой занята организация.

 

 

 

 

 

    1.   Этические проблемы корпоративных отношений

 

 

Естественно, что просто выделить и назвать  основные принципы этики деловых  отношений недостаточно. Надо и чётко  определить сферу их применения, т.е. очертить круг основных этических проблем, требующих решения.

К важнейшим "вечным" моральным дилеммам, перед  которыми стоят субъекты корпоративных отношений, можно отнести следующие:

1) соотношение  целей и средств их достижения;

2) соотношение  личных и общественных интересов;

3) выбор между  краткосрочной выгодой и долгосрочным  результатом;

4) соотношение  материальных и духовных ценностей  при принятии решений.

В современных  условиях на макроуровне ключевые этические проблемы корпоративных отношений возникают в следующих областях:

1) отношения  между организациями;

2) отношения  между организациями и государством;

3) отношения  между организациями-производителями  и потребителями;

4) отношения  между организациями и их владельцами  (инвесторами);

5) отношения  между организациями и местными  сообществами;

6) отношения  между организациями и окружающей  средой.

К настоящему времени сложилось несколько  концепций, относящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государства, организаций и общества в целом. В соответствии с неоконсервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмешательство в дела организации со стороны как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально использующая предоставленную свободу, будет получать более высокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу (в виде большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наемным работникам, а также в виде благотворительности). [9;18]

Представители второй, более популярной концепции, утверждают, что организация является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и регулироваться и контролироваться как "снизу", так и "сверху". Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения (по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции). Сверху — специальными государственными структурами и законами, прежде всего по таким направлениям, как регулирование деятельности организаций в целях обеспечения эффективности экономики; регулирование отношений организаций-производителей и потребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды. Однако, путем лоббирования организации, желающие получения большей свободы действий, стремятся (и небезуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослеживается тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, но в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

Информация о работе Разработка этического кодекса для ОАО АК БайкалБанк