Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.
Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России.
Объектом исследования является естественная монополия в частности на примере ОАО "Газпром".
Введение…………………………………………………………………………..
4
1 Теоретические аспекты естественных монополий….......................................
5
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий…………………………………………………………………….......
5
Методы регулирования деятельности естественных монополий…………
7
1.3 Государственное регулирование естественных монополий………………
11
2 Регулирование деятельности естественных монополий на примере Газпром……………………………………………………………………………
13
2.1 Описание деятельности ОАО Газпром как естественные монополии……
13
2.2Влияние ОАО Газпром на развитие экономики Российской Федерации…
1666
Заключение…...…………………………………………………………………..
20
Список использованных источников……………...……………………………
23
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Теоретические аспекты естественных
монополий….................... |
5 |
1.1 Понятие и сущность государственного
регулирования естественных монополий……………………………………………………… |
5 |
|
7 |
1.3 Государственное регулирование естественных монополий……………… |
11 |
2 Регулирование деятельности
естественных монополий на примере Газпром…………………………………………………………… |
13 |
2.1 Описание деятельности ОАО Газпром как естественные монополии…… |
13 |
2.2Влияние ОАО Газпром на развитие экономики Российской Федерации… |
1666 |
Заключение…...………………………………………… |
20 |
Список использованных источников……………...…………………………… |
23 |
Введение
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особую важность.
Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода. По прошествии многих лет существования в условиях экономической реформы снизился производственный потенциал, произошло ухудшение технического положения многих предприятий естественных монополий.[2.c162]
Актуальность темы исследования заключается в том, что от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.
Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России.
Объектом исследования является естественная монополия в частности на примере ОАО "Газпром".
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретическая часть, которая раскрывает основные черты монополии, сущность естественных монополий, а также задачи и способы их регулирования. Вторая глава является практической частью работы. Она посвящена регулированию деятельности естественных монополий в современной экономике России на примере ОАО "Газпром".
Целью данной курсовой работы является: рассмотрение методики регулирования деятельности естественных монополий на предприятии ОАО Газпром.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
Естественная монополия (natural monopoly) - разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат. Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, в которой при производстве определенного типа продукции единственная организация (или небольшая группа организаций) может произвести совокупный отраслевой объем продукции с меньшими издержками, чем любое большее число организаций.
Согласно законодательству РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В РФ регулируются следующие сферы действия естественных монополий:
-транспортировка нефти
и нефтепродуктов по
-транспортировка газа по трубопроводам;
-услуги по передаче
электрической и тепловой
-железнодорожные перевозки;
-услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
-услуги общедоступной
электрической и почтовой
-оперативно-диспетчерское управление в энергетике;
-использование инфраструктуры внутренних водных путей.
Под государственным управлением естественными монополиями понимается целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые субъекты и преследует своей целью достижение требуемых макроэкономических показателей. Основной целью государственной антимонопольной политики является обеспечение эффективного использования рыночных механизмов для поддержания нормального конкурентного климата.[3.c305]
Регулирование деятельности естественных монополий – комплексный процесс с вовлечением в него большого количества участников со стороны государственных органов и различного рода некоммерческих организаций, выступающих как в интересах потребителей, так и самих монополий.
Естественно-монопольное законодательство устанавливает монопольные права в ряде «инфраструктурных» отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях.
В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 26.09.2004 №59 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).[8 с 10]
Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра.
Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. В программе сказано, что для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:
- внесение изменений в федеральный закон "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий;
- внедрение в систему госрегулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других "квази-конкурентных" механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;
- обеспечение эффективности
закупочной деятельности
- выделение из сферы деятельности субъектов естественных монополий отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры);
- активизация работы по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности;
- принятие правил
Важной антикризисной мерой является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и субъектов естественных монополий.
Современная конкуренция является регулируемой. Главной целью регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами. Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.
1) Административное (законодательное)
регулирование. Главным инструментом
государственной
Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый подобный законодательный акт был принят в 1889 г. в Канаде. Но более известен закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 г. Принято считать, что именно закон Шермана является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире. В 90-х гг. XX века оно было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию.[4.c105]
2) Методы нормативно-
Информация о работе Регулирование деятельности естественных монополий на примере Газпром