Регулирование деятельности естественных монополий на примере Газпром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.
Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России.
Объектом исследования является естественная монополия в частности на примере ОАО "Газпром".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
4
1 Теоретические аспекты естественных монополий….......................................
5
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий…………………………………………………………………….......

5
Методы регулирования деятельности естественных монополий…………
7
1.3 Государственное регулирование естественных монополий………………
11
2 Регулирование деятельности естественных монополий на примере Газпром……………………………………………………………………………

13
2.1 Описание деятельности ОАО Газпром как естественные монополии……
13
2.2Влияние ОАО Газпром на развитие экономики Российской Федерации…
1666
Заключение…...…………………………………………………………………..
20
Список использованных источников……………...……………………………
23

Файлы: 1 файл

экономика отрасли.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.

 «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.[11]

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно - технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.[8]

Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус - «предприятие ОАО». С правой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.[11]

Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании - естественной монополии - «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России.

Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.

 

 

    1. Влияние ОАО Газпром на развитие экономики Российской Федерации

 

 

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе. «Газпрому» принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа - Единая система газоснабжения России (156,9 тыс. км).

Среди крупнейших проектов «Газпрома» последних лет - газопроводы «Северный поток» (Россия - Германия, суммарные инвестиции более 4 млрд. евро) и «Южный поток» (Россия - Болгария - Сербия - Италия - Австрия, более 10 млрд. долларов), создающиеся для диверсификации поставок российского газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран-транзитеров (Прибалтика, Польша, Украина, Турция и др.). Эти проекты, наряду с работающим с 2003 г. «Голубым потоком», Прикаспийским газопроводом, газопроводами «Средняя Азия - Центр», Бургас - Александруполис позволят значительно увеличить поставку дополнительных энергоресурсов для Европы, они являются реальной и экономически более эффективной альтернативой газопроводам «Набукко» и Баку - Тбилиси - Джейхан, строительство которых преследует скорее политические, нежели экономические цели.

Влияние «Газпрома» на экономику и политику России, СНГ и Европы огромно, и с учетом исчерпания на Земле углеводородного сырья будет только возрастать. «Газпром» наряду с атомной, нефтяной, гидроэнергетической другими отраслями является важнейшим элементом становления России как ведущей энергетической державы мира.

Расходы компании на благотворительность составили в 2010 году 12,327 млрд. руб.

«Газпрому» принадлежит контрольный пакет акций футбольного клуба Зенит (Санкт-Петербург), помимо этого компания выступает титульным спонсором клуба Шальке 04, выступающего в Бундеслиге, а также волейбольного клуба «Зенит-Казань». С ноября 2010 стала партнером футбольного клуба «Волга» Нижний Новгород, а также Футбольного клуба «Сахалин» Южно-Сахалинск. С некоторого времени является спонсором ФК «Црвена Звезда» (Сербия). В 2012 году «Газпром» стал спонсором ФК «Челси».

Рост тарифов на услуги естественных монополий в следующие три года в целом предполагается меньше, чем в 2009 и 2010 гг. Как заявлял Владимир Путин на совещании по определению сценарных условий развития экономики на 2011-2014 гг., это будет достигнуто за счет снижения издержек инфраструктурных монополий и внедрения в них конкурсных процедур закупок и избавления от непрофильных активов и имущества. Тем более, по словам Путина, тарифы для населения должны повышаться минимальными значениями. Согласно расчетам Минэкономразвития, тарифы на электроэнергию для населения вырастут в 2013 на 10% на газ для населения - на 20,8%, на тепловую энергию в среднем - на 14%.[11]

Однако, не все решено с ростом тарифов на газ. Минэкономразвития предлагает проиндексировать тарифы на голубое топливо для всех категорий потребителей, кроме населения, на 15% в 2011, 2012 и в 2013 гг. Однако, как пояснили «Маркеру» в «Газпроме», монополия направила в правительство проект постановления, согласно которому цены на газ для промышленных потребителей на внутреннем рынке будут образовываться по формуле, также, как это делается для европейских потребителей. Если предложение найдет поддержку в Белом доме, в период с 2011 г. по 2013 г. цены на газ в России будут образовываться по европейской формуле цены, минус 30%-ная экспортная пошлина, и транспортные расходы, а также с понижающим коэффициентом, который исчезнет в 2014 г. В этом случае цены на газ будут гораздо выше, чем предлагает Минэкономразвития.

В экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Эта концепция содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли. В этой ситуации государство должно таким образом регулировать деятельность естественной монополии, чтобы, не позволяя монополисту диктовать свои условия потребителям, дать ему при этом возможность успешно функционировать и развиваться.

 В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации  России не только достаточно  конкретно определился круг естественных  монополий, но и был разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях», который не принимался Государственной Думой в течение трех лет. Но в 1994-1995 гг. цены на продукцию и услуги российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Сложившаяся на рынке асимметрия цен, непредсказуемость поведения и действий субъектов естественных монополий активизировали усилия по принятию закона, регулирующего их деятельность, и 19 июля 1995 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях»).[8 c.15]

Закон содержит ряд норм, определяющих основные направления регулирования естественных монополий, в том числе устанавливает понятия «естественная монополия, «субъект естественной монополии», «сферы деятельности», на которые распространяется закон, методы регулирования естественных монополий, а также методы управления их деятельностью.

Проанализировав Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях», можно прийти к выводу, что не все его положения соответствуют существующему состоянию дел и в целом закон нуждается в серьезной корректировке. В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам.[10 c.102]

Исходя из общих условий построения нормы закона, можно сделать вывод, что, во-первых, Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях» не предусматривает применение иных методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными к применению и могут использоваться по усмотрению соответствующих органов регулирования.

Как следует из названия ФСТ России и Положения о ней, этот орган наделен полномочиями по применению к субъектам естественных монополий только одного из трех методов регулирования- ценового. В свою очередь, ФАС России наделена полномочиями по использованию второго и третьего метода - антимонопольных.

За время, прошедшее с момента принятия Закона «О естественных монополиях», федеральные органы исполнительной власти претерпели не одну реорганизацию, в сам Закон неоднократно вносились изменения. Между тем, положение дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий по-прежнему нельзя признать удовлетворительным.

По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации видится в необходимости четкого законодательного решения вопросов о том, что такое естественная монополия и кто является субъектом естественной монополии, деятельность которой подлежит государственному регулированию.

Эти вопросы особенно актуальны в свете того, что российские естественные монополии в настоящее время находятся в процессе реформирования, в ходе которого происходит выделение из них некоторых видов деятельности.

Закрепленное в законодательстве понятие «естественная монополия» основано не на экономическом анализе, а исключительно на соображениях «целесообразности», что, конечно, недопустимо. Выделение именно тех отраслей, которые перечислены в Федеральном законе от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях», никак не обосновано, и в этот список часто вносятся изменения. А произвольность включения или исключения тех или иных отраслей из списка естественно-монопольных говорит о плохом понимании законодателем (и государством в целом) направления реформ соответствующих отраслей экономики.

Таким образом, закон принят вопреки нормальной логике юриспруденции. Вместо того, чтобы сначала определить объект, а уже под него подвести нормативно-правовую базу, был написан закон под императивно выбранные сферы экономической деятельности. Другими словами, если убрать из закона определение естественной монополии, как объекта регулирования, то его юридическая суть не изменится.

Выделяя из какой-либо отрасли отдельные сферы деятельности и называя их естественно-монопольными, Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях» «забывает» обо всей совокупности отношений, которые существуют в этой отрасли в целом. При этом в законодательстве наметилась именно эта тенденция - попытка считать естественной монополией только ядро соответствующей отрасли. Отсюда - и попытка «искусственно» ограничить сферу государственного регулирования отрасли целиком.

Например, в электроэнергетике, согласно Закону «О естественных монополиях», естественно-монопольными видами деятельности признаются только услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

При этом практически весь массив нормативно-правовых актов в области электроэнергетики нацелен не на регулирование этих видов деятельности, а на регулирование взаимоотношений между различными сферами электроэнергетики: производством, передачей электроэнергии, оперативно-диспетчерскими услугами, оптовой и розничной торговлей электроэнергией и мощностью. [8c.12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проделав данную курсовую работу можно сказать, что все задачи были достигнуты и исходя из этого можно сделать следующие выводы:

1.Естественная монополия (natural monopoly) - разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат. Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, в которой при производстве определенного типа продукции единственная организация (или небольшая группа организаций) может произвести совокупный отраслевой объем продукции с меньшими издержками, чем любое большее число организаций.

Регулирование деятельности естественных монополий – комплексный процесс с вовлечением в него большого количества участников со стороны государственных органов и различного рода некоммерческих организаций, выступающих как в интересах потребителей, так и самих монополий.

Информация о работе Регулирование деятельности естественных монополий на примере Газпром