Регулирование деятельности естественных монополий на примере Газпром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.
Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России.
Объектом исследования является естественная монополия в частности на примере ОАО "Газпром".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
4
1 Теоретические аспекты естественных монополий….......................................
5
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий…………………………………………………………………….......

5
Методы регулирования деятельности естественных монополий…………
7
1.3 Государственное регулирование естественных монополий………………
11
2 Регулирование деятельности естественных монополий на примере Газпром……………………………………………………………………………

13
2.1 Описание деятельности ОАО Газпром как естественные монополии……
13
2.2Влияние ОАО Газпром на развитие экономики Российской Федерации…
1666
Заключение…...…………………………………………………………………..
20
Список использованных источников……………...……………………………
23

Файлы: 1 файл

экономика отрасли.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Естественно-монопольное законодательство устанавливает монопольные права в ряде «инфраструктурных» отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях.

В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.

2. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены. Специально образованные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а также полномочиям и порядку их осуществления они имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию. Во всех сферах деятельности естественных монополий образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере иметь отдельный орган. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

 Территориальные органы  создаются с разрешения Правительства  РФ и образуют вместе с соответствующим  федеральным органом единую систему  регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.

Функции органов регулирования:

1) они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование;

2) определяют методы регулирования (в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

3) контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.

3. ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.

К основным признакам естественных монополий относятся:

резко выраженная экономия на масштабах производства и сбыта в длительном периоде: снижение затрат на производство и сбыт с увеличением объема производства, а также экономия от разнообразия или экономия от охвата производства;

свойство субаддитивности издержек. Функция издержек обладает свойствами естественной монополии, если фирма с этой функцией имеет более низкие издержки, чем, если бы общий выпуск был распределен между двумя или более фирмами (это и именуют субаддитивностью издержек);

экономическая эффективность естественной монополии. При этом под эффективностью структуры рынка понимается эффективное число фирм на рынке (в случае монополии оно равно единице); [6 c.284]

высокие барьеры входа на рынок. Постоянные издержки столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится;

низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку продукция, производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами;

сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.

В экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Эта концепция содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли. В этой ситуации государство должно таким образом регулировать деятельность естественной монополии, чтобы, не позволяя монополисту диктовать свои условия потребителям, дать ему при этом возможность успешно функционировать и развиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

        1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 480 с.
        2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов: ИНФРА-М, 2009.-629 с.
        3. Булатов В.И. Экономическая теория - М.: ИНФРА - М, 2010.-780с
        4. Бутыркин А.Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах Запада и России.-М.: Феникс.- 2009.-534С.
        5. Демин М.Б. Государственное регулирование естественного монополизма как направление развития антимонопольных отношений в условиях глобализации.// Проблемы современной экономики, N 4(32), 2009.- 400 с.
        6. Князева И. В. Эволюция методов регулирования естественных монополий в России. -М.: КНОРУС- 2010.-468С.
        7. Князева И.В. Антимонопольная политика в России.- М.: Издательство «Омега-Л», 2009.-493С.
        8. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О Естественных монополиях".-26 с.
        9. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2008.- 685 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
        10. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 253 с.
        11. www.gazprom.ru– официальный сайт ОАО «Газпром».

 

 


Информация о работе Регулирование деятельности естественных монополий на примере Газпром