Риски предприятий (фирм), их предупреждение и страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 06:48, лекция

Описание работы

Риск и доход — базовые понятия и ключевые проблемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы). Целью коммерческой организации является получение прибыли в результате производства и реализации продукции (работ, услуг), а также осуществления других видов деятельности. Поэтому предпринимательский риск связан с конечным финансово-хозяйственным результатом предприятия, в котором объединяются многочисленные частные риски.

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия (фирмы).doc

— 773.50 Кб (Скачать файл)

лизации риска. Это отношения между предприятием и банком (за- емщиком и кредитором), предприятием и страховой  компанией (страхователем и страховщиком), между  предприятием, предпри- ятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями, между предприятием и его конкурентами и пр. Субъек т управлени я в риск-менеджменте — это  группа руководителей и специалистов, которая посредством различных приемов и способов осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.

Организация риск-менеджмента предполагает определение орга- на  управления риском на  данном предприятии. Это может быть финансовый  менеджер, менеджер по риску или соответствующие подразделения (секторы, отделы) в финансовой службе  предпри- ятия. В любом случае эта деятельность должна быть  подкреплена соответствующими регламентами, положениями и организацион- но-распорядительными документами, определяющими  для дан- ного предприятия  правила и периодичность проведения анализа риска, способы сбора и хранения  необходимой для анализа ин- формации, порядок представления руководству антирисковых ре- комендаций и контроля за их исполнением и т. п.

Процесс управления риском может  осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управ- ляющей и управляемой подсистемами. При  этом  получение надеж- ной и достаточной информации имеет особенно большое   значе- ние, так как только она  позволяет принять правильное решение о действиях в условиях риска. Эта информация включает осведомлен- ность о вероятности ущерба, наличии и величине спроса на товары и капитал, финансовой устойчивости и  платежеспособности кли- ентов, партнеров и конкурентов, ценах,  курсах и  тарифах (в том числе на услуги страховщиков), условиях страхования, дивидендах и процентах и т. п.

Все источники информации, которые могут использоваться субъектом управления, можно подразделить на учетные и внеучет- ные. К первым относятся бухгалтерский учет и отчетность, налого- вый учет  и отчетность, статистический учет и отчетность, опера- тивный учет и отчетность, управленческий учет и отчетность, вы- борочные учетные данные. К внеучетным источникам можно отнести материалы различных ревизий; внешнего и внутреннего аудита; лабораторного и врачебно-санитарного контроля; налоговых про- верок;   собраний акционеров, совета директоров, правления, ко- миссий по трудовым спорам, производственных совещаний; объяс- нительных и докладных записок сотрудников;  переписки пред- приятия с вышестоящими и контролирующими  организациями; материалы проведенных социологических исследований, в том числе экспертных опросов и др.

 

Стратегия и тактика управления рисками

 

Риск-менеджмент, рассматриваемый обычно  как система   уп- равления риском и экономическими  (прежде   всего финансовы- ми) отношениями, возникающими в процессе этого  управления, включает стратегию и тактику управленческих действий. Под стра- тегией управления понимаются направления и способы использо- вания средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на  осуществлении этих вариантов. При достижении поставленной цели   определенная стратегия утрачи- вает свое значение. Новые цели  требуют разработки новой страте- гии. Тактика — это конкретные приемы и методы, которые слу- жат достижению поставленной цели  в реальных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, при- емов и  методов управления, наиболее соответствующих конкрет- ной хозяйственной ситуации.

В табл. 21.1  представлена классификация основных методов уп- равления риском предприятий (фирм). Эти методы в конечном сче- те способствуют снижению общей величины предпринимательско- го риска предприятия. Часть из перечисленных методов  гарантирует снижение риска в перспективе,  часть — немедленно. Отдельные методы можно охарактеризовать как  меры прямого воздействия на величину и вероятность реализации риска, другие — как меры опо- средованного (косвенного) воздействия.

В российской хозяйственной практике наиболее распространены методы избежания и локализации риска. Этими методами пользуют- ся руководители многих   производственных предприятий, которые отказываются от услуг ненадежных посредников, стараются не рас- ширять круг партнеров, работать  только с надежными контрагента- ми. Сдаче в аренду  неиспользуемых площадей и оборудования они предпочитают их консервацию, страхованию — поиск гарантов.

Хозяйствующие субъекты, использующие методы  избежания риска,  отказываются от инновационных и иных проектов, эффек- тивность которых вызывает хотя бы незначительные сомнения. Ме- тод «поиска  гарантов»  широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями. При этом первые используют гарантии различных фондов (поддержки  малого   предпринимательства, ры- ночных реформ и т. д.), вторые — органов государственного и му- ниципального управления. Выдача подобных гарантий в определен- ной мере способствует развитию коррупции и не заинтересовывает предприятия в принятии мер по снижению риска.

Методы  локализации риска позволяют предприятию выделить наиболее финансово опасный этап   или участок деятельности в обособленное структурное подразделение или дочернюю фирму (обычно малое предприятие). Этот метод также допускает реали-

 

 

 

Классификация методов управления риском 

Таблица     21.1

 

 

 

Методы  предупреждения риска

 

Методы  избежания риска

 

Методы  локализации риска

 

Методы  диверсификации риска

Методы  снижения экономических последствий риска

Приобретение необходимой информации

о риске

 

Стратегическое планирование деятельности

предприятия

Активный, целенаправленный маркетинг

Прогнозирование развития внешней

среды

 

Обучение персонала и его

инструктаж

 

Осуществление предупредитель- ных мероприятий (противоаварий- ных, противопо- жарных и т. п.)

Отказ от ненадежных партнеров

 

Поиск гарантов

Отказ от рисковых

проектов Консервация имущества Увольнение некомпетентных

работников

Создание дочерних предприятий для реализа-

ции рисковых

проектов

 

Создание специальных (с обособлен- ным балан- сом) струк- турных под-

разделений

Заключение договоров о совместной

деятельности для реализа- ции рисковых

проектов

Распределение рисков между

участниками

отдельных про- ектов (соиспол- нителями)

 

Диверсификация сбыта и поставок

Диверсификация инвестиций

Диверсификация видов деятельности

 

Распределение риска во време- ни

Лимитирование

 

Самострахова- ние (создание

запасов и ре-

зервирование)

 

Взаимное страхование Страхование


 

зацию рисковых инвестиционных и инновационных  проектов че- рез механизм договоров о совместной деятельности. Производствен- ные предприятия применяют  методы локализации риска через выделение в самостоятельные дочерние предприятия своих торго- вых отделов (развившихся в силу  необходимости реализации то- варов, полученных по бартеру), транспортных и ремонтно-строи- тельных подразделений.

Методы  диверсификации риска представляют собой более гиб- кие, но во многих случаях трудноприменимые инструменты управ- ления, находящиеся в определенном противоречии с методами избежания  риска (так, диверсификация поставок и сбыта возмож- на при распределении поставок между многими потребителями, взаимодействии  со многими   поставщиками, что объективно   при- водит к расширению  числа контрагентов  предприятия).

 

Ограничение риска

 

Основными приемами ограничения и снижения экономических последствий риска  являются лимитирование, самострахование и страхование. Лимитирование (установление предельных сумм расхо- дов по одной сделке, норм инвестирования в один объект,  преде- лов компетенции в принятии финансовых решений отдельными ра- ботниками и т. п.) должно применяться для снижения возможных экономических последствий реализации риска, особенно при  дос- таточно сложной и разветвленной структуре  управления крупными объектами, имеющими филиалы и дочерние структуры.

Самострахование — это,   по существу,  страхование, проводи- мое внутри предприятия. В этом  случае на предприятии создаются страховые  запасы  сырья,  материалов  и комплектующих, резерв- ные фонды денежных средств, формируются  планы их использо- вания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные  мощ- ности,  создается  база данных о  возможных поставщиках и поку- пателях,  заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная  задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово- хозяйственной  деятельности.

Страхование часто рассматривается в литературе как  основной прием риск-менеджмента.  Однако, по своей сущности, страхова- ние не может быть альтернативой другим мерам, направленным на снижение риска деятельности предприятия (фирмы). Его  сложив- шееся исторически (и определенное логически) предназначение — завершать систему внутрифирменного (внутрипроизводственного) риск-менеджмента.

В  управлении рисками предприятий (фирм) следует различать два относительно автономных блока действий — организация борь- бы непосредственно с опасностями (рисками) и организация борьбы с экономическими последствиями реализации этих опасностей (рис- ков). Борьба с опасностями с технической точки  зрения может но- сить  характер предупреждения (превенции) и пресечения (репрес- сии).   На предупреждение опасностей направлены такие действия, как   приобретение (сбор)  и анализ  необходимой информации о риске,  прогнозирование развития внешней среды, активный мар- кетинг и  стратегическое планирование деятельности предприятия, обучение персонала и его инструктирование, увольнение некомпе- тентных сотрудников, осуществление противоаварийных, проти- вопожарных и других предупредительных мероприятий.  Поскольку превентивная деятельность позволяет не допустить реализацию риска (а значит, избежать финансовых потерь),  она должна иметь при- оритет перед репрессивной деятельностью.

Репрессивная  деятельность направлена на сокращение экономи- ческих последствий уже реализовавшегося риска. Ее успех на пред-

 

приятии (фирме) предопределяется готовностью к принятию экст- ренных мер, подкрепленной материальными и  финансовыми ре- сурсами. Пресечение уже возникших опасностей реализуется через такие  меры, как расторжение договоров с ненадежными партнера- ми, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению  пожаров, дей- ствия по  проведению спасательных работ, ремонту поврежденных линий электропередачи,  гидротехнических сооружений, путепро- водов и т. д. Во многих случаях успешность репрессивных мер зави- сит от возможности оперативного принятия управленческих реше- ний (т. е. делегирования полномочий и ответственности в управлен- ческом аппарате предприятия).

Даже при самой  эффективной организации превентивной и реп- рессивной деятельности полностью  избежать ущерба от реализа- ции  опасностей (рисков) невозможно. Защитить свое предприятие (фирму) от возможного ущерба  любой предприниматель пытается прежде  всего путем самострахования. Очевидно, что случайный ха- рактер рисковых событий делает самострахование  недостаточным приемом борьбы с ними.   Поэтому возникает необходимость орга- низации страхования, связанная с многообразием форм проявле- ния  риска, частотой и тяжестью последствий его проявления, не- возможностью абсолютного устранения его вероятности.

Поскольку многие методы управления рисками являются не только взаимодополняющими, но и  альтернативными, исходя из конкретной  ситуации каждое предприятие (фирма) должно сде- лать наиболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними.   Ограниченность финансовых ресурсов предприятия порождает стремление к сокращению любых расходов. Для приня- тия верных решений в области финансирования мероприятий, связанных с управлением рисками, следует принимать во  внима- ние стоимость риска.

 

Оценка риска

 

Под стоимостью риска  следует понимать фактические убытки для  предприятия, затраты по их уменьшению или возмещению та- ких убытков и их последствий. В структуре  стоимости риска можно выделить три основных элемента: стоимость контроля  за риском; стоимость риска, остающегося  на ответственности предприятия; стоимость передачи риска на страхование.

Первым и особенно важным элементом является стоимость кон- троля за риском. Разработав действенную программу контроля, нужно добиться, чтобы  эта программа вписалась в обилий механизм внут- рифирменного управления и успешно выполняла поставленные пе- ред ней задачи. Система контроля за риском в конечном итоге должна обеспечивать безопасность людей, имущества, информации, а так-

Информация о работе Риски предприятий (фирм), их предупреждение и страхование