Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 06:48, лекция
Риск и доход — базовые понятия и ключевые проблемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы). Целью коммерческой организации является получение прибыли в результате производства и реализации продукции (работ, услуг), а также осуществления других видов деятельности. Поэтому предпринимательский риск связан с конечным финансово-хозяйственным результатом предприятия, в котором объединяются многочисленные частные риски.
лизации риска. Это отношения между предприятием и банком (за- емщиком и кредитором), предприятием и страховой компанией (страхователем и страховщиком), между предприятием, предпри- ятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями, между предприятием и его конкурентами и пр. Субъек т управлени я в риск-менеджменте — это группа руководителей и специалистов, которая посредством различных приемов и способов осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.
Организация риск-менеджмента предполагает определение орга- на управления риском на данном предприятии. Это может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующие подразделения (секторы, отделы) в финансовой службе предпри- ятия. В любом случае эта деятельность должна быть подкреплена соответствующими регламентами, положениями и организацион- но-распорядительными документами, определяющими для дан- ного предприятия правила и периодичность проведения анализа риска, способы сбора и хранения необходимой для анализа ин- формации, порядок представления руководству антирисковых ре- комендаций и контроля за их исполнением и т. п.
Процесс управления риском может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управ- ляющей и управляемой подсистемами. При этом получение надеж- ной и достаточной информации имеет особенно большое значе- ние, так как только она позволяет принять правильное решение о действиях в условиях риска. Эта информация включает осведомлен- ность о вероятности ущерба, наличии и величине спроса на товары и капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности кли- ентов, партнеров и конкурентов, ценах, курсах и тарифах (в том числе на услуги страховщиков), условиях страхования, дивидендах и процентах и т. п.
Все источники информации, которые могут использоваться субъектом управления, можно подразделить на учетные и внеучет- ные. К первым относятся бухгалтерский учет и отчетность, налого- вый учет и отчетность, статистический учет и отчетность, опера- тивный учет и отчетность, управленческий учет и отчетность, вы- борочные учетные данные. К внеучетным источникам можно отнести материалы различных ревизий; внешнего и внутреннего аудита; лабораторного и врачебно-санитарного контроля; налоговых про- верок; собраний акционеров, совета директоров, правления, ко- миссий по трудовым спорам, производственных совещаний; объяс- нительных и докладных записок сотрудников; переписки пред- приятия с вышестоящими и контролирующими организациями; материалы проведенных социологических исследований, в том числе экспертных опросов и др.
Стратегия и тактика управления рисками
Риск-менеджмент, рассматриваемый обычно как система уп- равления риском и экономическими (прежде всего финансовы- ми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию и тактику управленческих действий. Под стра- тегией управления понимаются направления и способы использо- вания средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на осуществлении этих вариантов. При достижении поставленной цели определенная стратегия утрачи- вает свое значение. Новые цели требуют разработки новой страте- гии. Тактика — это конкретные приемы и методы, которые слу- жат достижению поставленной цели в реальных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, при- емов и методов управления, наиболее соответствующих конкрет- ной хозяйственной ситуации.
В табл. 21.1 представлена классификация основных методов уп- равления риском предприятий (фирм). Эти методы в конечном сче- те способствуют снижению общей величины предпринимательско- го риска предприятия. Часть из перечисленных методов гарантирует снижение риска в перспективе, часть — немедленно. Отдельные методы можно охарактеризовать как меры прямого воздействия на величину и вероятность реализации риска, другие — как меры опо- средованного (косвенного) воздействия.
В российской хозяйственной практике наиболее распространены методы избежания и локализации риска. Этими методами пользуют- ся руководители многих производственных предприятий, которые отказываются от услуг ненадежных посредников, стараются не рас- ширять круг партнеров, работать только с надежными контрагента- ми. Сдаче в аренду неиспользуемых площадей и оборудования они предпочитают их консервацию, страхованию — поиск гарантов.
Хозяйствующие субъекты, использующие методы избежания риска, отказываются от инновационных и иных проектов, эффек- тивность которых вызывает хотя бы незначительные сомнения. Ме- тод «поиска гарантов» широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями. При этом первые используют гарантии различных фондов (поддержки малого предпринимательства, ры- ночных реформ и т. д.), вторые — органов государственного и му- ниципального управления. Выдача подобных гарантий в определен- ной мере способствует развитию коррупции и не заинтересовывает предприятия в принятии мер по снижению риска.
Методы локализации риска позволяют предприятию выделить наиболее финансово опасный этап или участок деятельности в обособленное структурное подразделение или дочернюю фирму (обычно малое предприятие). Этот метод также допускает реали-
Классификация методов управления риском
Таблица 21.1
Методы предупреждения риска |
Методы избежания риска |
Методы локализации риска |
Методы диверсификации риска |
Методы снижения экономических последствий риска |
Приобретение необходимой информации о риске
Стратегическое планирование деятельности предприятия Активный, целенаправленный маркетинг Прогнозирование развития внешней среды
Обучение персонала и его инструктаж
Осуществление предупредитель- ных мероприятий (противоаварий- ных, противопо- жарных и т. п.) |
Отказ от ненадежных партнеров
Поиск гарантов Отказ от рисковых проектов Консервация имущества Увольнение некомпетентных работников |
Создание дочерних предприятий для реализа- ции рисковых проектов
Создание специальных (с обособлен- ным балан- сом) струк- турных под- разделений Заключение договоров о совместной деятельности для реализа- ции рисковых проектов |
Распределение рисков между участниками отдельных про- ектов (соиспол- нителями)
Диверсификация сбыта и поставок Диверсификация инвестиций Диверсификация видов деятельности
Распределение риска во време- ни |
Лимитирование
Самострахова- ние (создание запасов и ре- зервирование)
Взаимное страхование Страхование |
зацию рисковых инвестиционных и инновационных проектов че- рез механизм договоров о совместной деятельности. Производствен- ные предприятия применяют методы локализации риска через выделение в самостоятельные дочерние предприятия своих торго- вых отделов (развившихся в силу необходимости реализации то- варов, полученных по бартеру), транспортных и ремонтно-строи- тельных подразделений.
Методы диверсификации риска представляют собой более гиб- кие, но во многих случаях трудноприменимые инструменты управ- ления, находящиеся в определенном противоречии с методами избежания риска (так, диверсификация поставок и сбыта возмож- на при распределении поставок между многими потребителями, взаимодействии со многими поставщиками, что объективно при- водит к расширению числа контрагентов предприятия).
Ограничение риска
Основными приемами ограничения и снижения экономических последствий риска являются лимитирование, самострахование и страхование. Лимитирование (установление предельных сумм расхо- дов по одной сделке, норм инвестирования в один объект, преде- лов компетенции в принятии финансовых решений отдельными ра- ботниками и т. п.) должно применяться для снижения возможных экономических последствий реализации риска, особенно при дос- таточно сложной и разветвленной структуре управления крупными объектами, имеющими филиалы и дочерние структуры.
Самострахование — это, по существу, страхование, проводи- мое внутри предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резерв- ные фонды денежных средств, формируются планы их использо- вания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощ- ности, создается база данных о возможных поставщиках и поку- пателях, заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово- хозяйственной деятельности.
Страхование часто рассматривается в литературе как основной прием риск-менеджмента. Однако, по своей сущности, страхова- ние не может быть альтернативой другим мерам, направленным на снижение риска деятельности предприятия (фирмы). Его сложив- шееся исторически (и определенное логически) предназначение — завершать систему внутрифирменного (внутрипроизводственного) риск-менеджмента.
В управлении рисками предприятий (фирм) следует различать два относительно автономных блока действий — организация борь- бы непосредственно с опасностями (рисками) и организация борьбы с экономическими последствиями реализации этих опасностей (рис- ков). Борьба с опасностями с технической точки зрения может но- сить характер предупреждения (превенции) и пресечения (репрес- сии). На предупреждение опасностей направлены такие действия, как приобретение (сбор) и анализ необходимой информации о риске, прогнозирование развития внешней среды, активный мар- кетинг и стратегическое планирование деятельности предприятия, обучение персонала и его инструктирование, увольнение некомпе- тентных сотрудников, осуществление противоаварийных, проти- вопожарных и других предупредительных мероприятий. Поскольку превентивная деятельность позволяет не допустить реализацию риска (а значит, избежать финансовых потерь), она должна иметь при- оритет перед репрессивной деятельностью.
Репрессивная деятельность направлена на сокращение экономи- ческих последствий уже реализовавшегося риска. Ее успех на пред-
приятии (фирме) предопределяется готовностью к принятию экст- ренных мер, подкрепленной материальными и финансовыми ре- сурсами. Пресечение уже возникших опасностей реализуется через такие меры, как расторжение договоров с ненадежными партнера- ми, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению пожаров, дей- ствия по проведению спасательных работ, ремонту поврежденных линий электропередачи, гидротехнических сооружений, путепро- водов и т. д. Во многих случаях успешность репрессивных мер зави- сит от возможности оперативного принятия управленческих реше- ний (т. е. делегирования полномочий и ответственности в управлен- ческом аппарате предприятия).
Даже при самой эффективной организации превентивной и реп- рессивной деятельности полностью избежать ущерба от реализа- ции опасностей (рисков) невозможно. Защитить свое предприятие (фирму) от возможного ущерба любой предприниматель пытается прежде всего путем самострахования. Очевидно, что случайный ха- рактер рисковых событий делает самострахование недостаточным приемом борьбы с ними. Поэтому возникает необходимость орга- низации страхования, связанная с многообразием форм проявле- ния риска, частотой и тяжестью последствий его проявления, не- возможностью абсолютного устранения его вероятности.
Поскольку многие методы управления рисками являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя из конкретной ситуации каждое предприятие (фирма) должно сде- лать наиболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними. Ограниченность финансовых ресурсов предприятия порождает стремление к сокращению любых расходов. Для приня- тия верных решений в области финансирования мероприятий, связанных с управлением рисками, следует принимать во внима- ние стоимость риска.
Оценка риска
Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки для предприятия, затраты по их уменьшению или возмещению та- ких убытков и их последствий. В структуре стоимости риска можно выделить три основных элемента: стоимость контроля за риском; стоимость риска, остающегося на ответственности предприятия; стоимость передачи риска на страхование.
Первым и особенно важным элементом является стоимость кон- троля за риском. Разработав действенную программу контроля, нужно добиться, чтобы эта программа вписалась в обилий механизм внут- рифирменного управления и успешно выполняла поставленные пе- ред ней задачи. Система контроля за риском в конечном итоге должна обеспечивать безопасность людей, имущества, информации, а так-
Информация о работе Риски предприятий (фирм), их предупреждение и страхование