Роль экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 08:12, реферат

Описание работы

Без интенсификации, ускорения производства, совершенствования хозяйственного механизма, внедрения полного хозрасчета, принципов самоокупаемости и самофинансирования успешная деятельность предприятий невозможна.
Необходимо повысить научную обоснованность разрабатываемых планов и нормативов, постоянно анализировать их выполнение; оценивать эффективность использования ресурсов; выявлять резервы; обосновывать оптимальные управленческие решения. Все это входит в число задач экономического анализа.

Файлы: 1 файл

Роль экономического анализа.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

 

Дедуктивный и индуктивный  приемы - это две стороны исследования, они обеспечивают единство и неразрывную  связь анализа и синтеза.

 

Обобщение результатов анализа  представляет собой существенную часть  метода. После изучения отдельных  сторон и показателей хозяйственной  деятельности подводят итоги исследования, данные анализа обобщают так, чтобы можно было получить представление об объеме и качестве работы не только торгового предприятия в целом, но и его частей и подразделений.

 

Результаты анализа систематизируют  по направлениям хозяйственной деятельности, по основным участкам работы торгового  предприятия, дают характеристику показателей, указывают основные причины и  факторы, повлиявшие на уровень отдельных  показателей и общие результаты деятельности предприятия, делают выводы, дают оценку проделанной работе.

 

Анализ завершается разработкой  мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, на мобилизацию  и использование резервов, на дальнейшее улучшение всей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Приемы и способы экономического анализа

 

Метод экономического анализа  предполагает использование специальных  приемов и способов аналитической  обработки цифровой информации. Условно  они объединяются в две группы: экономико-статистические (традиционные) и экономико-математические.

 

К традиционным способам и  приемам экономического анализа  относятся: предварительная ориентировка в итогах работы предприятия; сравнение  показателей; исчисление средних и  относительных величин; способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое  отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей. Методические приемы данной группы просты, доступны для практического применения, многочисленны.

 

К экономико-математическим методам анализа относятся: корреляция, линейное программирование, моделирование  и др. Они сравнительно новы, но им принадлежит большое будущее.

 

Предварительная ориентировка в итогах работы предприятия проводится путем рассмотрения по данным отчетности основных показателей хозяйственной  деятельности: выполнение планов товарооборота, доходов, затрат, наличие собственных  оборотных средств. Она дает общее  представление об итогах хозяйственной  деятельности и позволяет определить направления анализа факторов, обусловивших фактически сложившиеся показатели.

 

Сравнение показателей - наиболее широко распространенный и один из важнейших приемов экономического анализа - позволяет установить отклонение показателей и изучить причинно-следственные связи. Чтобы оценить выполнение плановых заданий, необходимо сравнить фактические показатели с плановыми, с отчетными данными за предыдущие периоды. На предприятиях торговли сравниваются данные, характеризующие товарооборот, численность торговых работников, показатели по труду (производительность труда и зарплата на одного работника), фонд оплаты труда, затраты, доходы (рентабельность), финансовое положение и др. В каждом случае сравнение зависит от цели анализа и стоящих перед ним задач.

 

Непременным условием сравнения  должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей. Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего  анализа. При этом выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования, так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут  быть результатом заниженного или  недостаточно напряженного плана. Дня  обеспечения сопоставимости допускаются  и расчетные корректировки плановых показателей.

 

Исчисление средних и  относительных величин, которые  широко применяются в экономическом  анализе, позволяет объективно оценить  хозяйственные процессы. Как правило, при анализе используют абсолютные (стоимостные, натуральные) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана по тому или иному показателю. В этом случае используют средние и относительные величины.

 

Средними величинами следует  пользоваться только при изучении и  обобщающей характеристике массовых, качественно однородных совокупностей. Вполне обоснованно использование  таких показателей, как средняя  заработная плата, средний оборот на одного работника, средний запас  товаров и т. п. При нарушении  качественной однородности изучаемой  совокупности средними величинами оперировать  нельзя, так как за ними могут  скрываться существенные недостатки в  работе предприятия. Поэтому наряду с использованием средних величин  необходимо анализировать показатели, из которых они складываются.

 

Относительные величины представляют собой частное от деления одного абсолютного числа на другое. Если разделить данное число на базисное, мы получим простое отношение, называемое часто коэффициентом и показывающее, во сколько раз первое больше второго. Умножив частное на 100, получим  процентное отношение. Примером относительных  величин являются проценты (исчисляются  для характеристики выполнения плана  товарооборота, издержек обращения, дохода), удельные веса (для изучения структуры  показателей), коэффициенты (исчисляются  для характеристики, например, оборачиваемости  оборотных средств и т. д.), индексы (применяются для характеристики темпа роста товарооборота, изменения  цен, производительности труда и  др.).

 

Способ цепных подстановок  используется для того, чтобы выявить, какие факторы влияли на анализируемый  показатель, установить, в каком  направлении и как действовал каждый фактор.

 

Сущность этого приема состоит в том, чтобы из всех действующих  факторов выделить основные, имеющие решающее влияние на изменение показателя. Если изменения зависели от двух и более факторов, то устанавливают последовательность их влияния. При этом, определяя действие одного фактора, другие факторы принимают неизменными. Это означает, что в расчетах последовательно заменяют частные плановые показатели отчетными, полученные результаты сравнивают с имеющимися предыдущими данными. Разность показывает размер влияния данного фактора на изменение совокупного показателя.

 

При применении способа цепных подстановок или приема разниц в показателях большое значение имеет последовательность подстановок. Обычно вначале исчисляют влияние показателей, характеризующих количественную сторону совокупности

 

Применение другой (обратной) последовательности расчетов не дает правильной характеристики влияния  факторов.

 

Графическим отражением результатов  является изображение их на графиках при помощи тех или иных геометрических фигур, линий, точек, - наиболее наглядный  способ показа и характеристики анализируемых  данных. В экономическом анализе  применяют два основных вида графиков - диаграммы и картограммы. В диаграммах отчетные данные изображаются в виде различных фигур и линий, а  в картограммах - в виде условных обозначений на схемах. В зависимости  от способа построения различают  столбиковые, секторные (круговые), линейные и фигурные диаграммы.

 

Группировки аналитических  данных широко применяются при анализе  данных плановых и отчетных показателей. Только продуманные группировки  дают возможность глубоко проанализировать явления, характеризовать их черты, взаимосвязи между отдельными показателями. С их помощью можно показать зависимость  уровня затрат от объема товарооборота, оборачиваемости и др. Без них  нельзя узнать, за счет чего перевыполнен или недовыполнен план, как он выполняется  разными типами предприятий.

 

В процессе аналитической  работы часто нужно сгруппировать  предприятия розничной торговли по размерам товарооборота, степени  выполнения плана, формам обслуживания, размерам торговой площади и др., чтобы определить роль отдельных предприятий в деятельности торга, выявить резервы улучшения работы отстающих предприятий. Составление аналитических таблиц необходимо, чтобы наглядно охарактеризовать хозяйственную деятельность предприятий, полнее раскрыть изучаемые показатели в их взаимосвязи и взаимозависимости, сделать соответствующие выводы. Таблицы бывают простые, групповые и комбинационные.

 

Балансовая увязка различных  показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной  деятельности предприятий. С помощью  этого приема анализируют соотношение  наличия и поступления товарных фондов с их использованием и т. д.

 

Балансовый прием анализа  чаще всего применяется при изучении финансового положения предприятий. С его помощью на основе бухгалтерского баланса сопоставляют данные актива (состав и размещение средств) с данными  пассива (источники и целевое  назначение средств), устанавливают  правильность использования средств, банковских кредитов и т. д.

 

Разработка системы взаимосвязанных  аналитических показателей - прием, который может быть проиллюстрирован, например, тем, что уровень расходов на заработную плату взаимосвязан с  показателями производительности труда  и средней заработной платы одного работника:

 

 

где у - уровень расходов на заработную плату; сЗ - средняя заработная плата; П - производительность труда.

 

Взаимосвязь существует и  между уровнем расходов на заработную плату общим размером товарооборота  и фондом оплаты труда:

 

 

где ФОТ - фонд оплаты труда; Т - товарооборот.

 

Каждый из показателей, приведенных  в уравнении, также определяется путем разработки системы взаимосвязанных  показателей. Например, соотношения  между фондом оплаты труда и средней  заработной платой, между общим товарооборотом и оборотом на одного работника определяются численностью работников.

 

Способ детализации общих  показателей используется с целью  анализа ритмичности работы предприятий. Колеблемость товарооборота интересна не только с точки зрения его динамики, но также и для характеристики равномерности выполнения плана. Проще всего для этого непосредственно сопоставить проценты выполнения плана отдельными предприятиями по срокам реализации (в течение квартала, декады и т. д.)

 

Метод корреляционного анализа  чаще всего используют, чтобы установить взаимосвязи между экономическими показателями, не находящимися в функциональной зависимости, т. е. когда изменение  одного экономического показателя не вызывает определенное и неизбежное изменение другого. Например, на уровень  средней заработной платы торгового  работника влияет его квалификация, однако размер оплаты труда торговых работников с одинаковой квалификацией может быть различен, так как на него влияют и такие факторы, как организация торгового процесса, производительность труда и др. Вероятностная зависимость между явлениями, не имеющая функционального характера, называется корреляционной.

 

В настоящее время в  аналитической работе все больше распространяются методы линейного  программирования, сетевые графики, теория игр, теория массового обслуживания. С их помощью решают наиболее сложные  аналитические задачи, неразрешимые традиционными методами. Например, определяют оптимальные варианты перевозки  грузов из большого количества пунктов, размещения торговой сети, прикрепления розничных торговых предприятий  к поставщикам и т. д. Применение этих методов стало возможным благодаря использованию электронно-вычислительных машин. В недалекой перспективе займут соответствующее место и методы экономического анализа, основанные на кибернетических подходах и решениях (методы имитации, обучения, распознания образцов), методы математической теории планирования, экстремальных экспериментов, эвристические методы (методы адаптационной оптимизации и адаптационного контроля).

Организация аналитической  работы торгового предприятия

 

В практике изучения хозяйственной  деятельности используют различные  виды анализа: по времени проведения относительно плана -предварительный, текущий (оперативный), последующий или периодический; по степени охвата - комплексный (полный) и тематический; по широте сравнения - межхозяйственный и внутрихозяйственный.

 

Предварительный экономический  анализ позволяет оценить ожидаемое  выполнение плана за текущий период, когда еще нет полной отчетности, на основе отчетных данных о работе предприятия за истекшие месяцы и  предполагаемых данных выполнения плана  до конца года.

 

Текущий (оперативный) анализ хозяйственной деятельности предприятия  основан на систематическом наблюдении и изучении хода выполнения плановых заданий на день, неделю, декаду, сезон  для оперативного управления хозяйственными процессами. Он проводится повседневно  и позволяет быстро выявлять недочеты в работе и принимать меры по их устранению. Чтобы быть наиболее действенным, он должен быть непрерывным по всем основным показателям деятельности предприятия, и в первую очередь  по наиболее важным, быстро подвергающимся изменениям. К таким показателям  относятся оборот по продаже товаров  в целом и по отдельным товарам, товарные запасы и др.

 

Последующий, или периодический, анализ проводится после изучения всех данных за отчетный период (квартал, год) в целях получения экономической  оценки хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде  по всем основным показателям. Этот вид анализа наиболее сложный. Его можно провести только при наличии полной отчетности.

 

В зависимости от степени  охвата хозяйственной деятельности анализ подразделяется на комплексный (полный) и тематический.

 

Комплексный (полный) анализ охватывает всю деятельность предприятий  и организаций. Он проводится после  окончания отчетного периода. В  ходе его проведения оценивают результаты хозяйственной деятельности, включая  выполнение планов, рассматривают экономические  условия, в которых протекает  хозяйственная деятельность, измеряют влияние отдельных факторов на результативные показатели, намечают конкретные меры, предусматривающие улучшение этих показателей.

 

Тематический анализ предполагает детальное изучение одного или нескольких показателей хозяйственной деятельности, характеризующих наиболее актуальные ее проблемы, например эффективности  использования основных или оборотных  средств предприятия или и тех, и других, уровня торгового обслуживания населения.

 

По широте сравнения анализируемого объекта анализ подразделяется на внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ исследует хозяйственно-финансовую деятельность лишь данного предприятия или его подразделений, а при межхозяйственном анализе сопоставляются показатели работы данного и другого предприятия или группы предприятий.

Информация о работе Роль экономического анализа