Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 08:12, реферат
Без интенсификации, ускорения производства, совершенствования хозяйственного механизма, внедрения полного хозрасчета, принципов самоокупаемости и самофинансирования успешная деятельность предприятий невозможна.
Необходимо повысить научную обоснованность разрабатываемых планов и нормативов, постоянно анализировать их выполнение; оценивать эффективность использования ресурсов; выявлять резервы; обосновывать оптимальные управленческие решения. Все это входит в число задач экономического анализа.
Одним из видов анализа, получившим
широкое распространение в
Хозяйственно-финансовая деятельность, происходящие в ней процессы и явления, ее результаты раскрываются через посредство различной информации, которая в совокупности образует информационную базу. Аналитическая работа всегда начинается со сбора необходимой информации. Различают плановые, учетно-отчетные и внеучетные ее источники.
Плановые источники содержат информацию о показателях, подлежащих обязательному выполнению.
К учетно-отчетным источникам информации относятся данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, различные оперативные сведения планового отдела, товарных отделов, баз, складов о наличии и движении товаров и т. д. При анализе хозяйственной деятельности (в зависимости от цели) используют годовую, квартальную, месячную и текущую (ежедневную, еженедельную, пятнадцатидневную) отчетность.
Внеучетные данные подразделяются на дополнительные (акты документальных ревизий, материалы проверок и обследований, постановления вышестоящей организации, материалы финансового контроля и другие материалы); информационные (книги отзывов и предложений, решения производственных совещаний, материалы выставок-продаж, сообщения периодической печати и др.).
Особое место занимают
сведения, полученные от работников предприятия
(руководителей, специалистов, продавцов),
которые непосредственно
Анализ не будет полным,
если не учесть общеэкономические и
социально-экономические
Организация работы во многом зависит от вида анализа. Когда он охватывает длительный период (квартал, год) и все стороны хозяйственной деятельности предприятия, аналитическая работа строится в такой последовательности:
первый этап - установление цели анализа и объема работы, составление плана аналитической работы, конкретной программы анализа; подбор документов, проверка достоверности источников информации. приведение данных в сопоставимый вид, группировки данных, составление аналитических таблиц;
второй этап - изучение показателей, характеризующих деятельность анализируемого предприятия;
третий этап - обобщение
и оформление результатов анализа,
составление аналитических
От того, как будут определены цели аналитической работы, зависят ее объемы и характер. Эти цели вытекают из задач, стоящих перед торговым предприятием.
Необходимым условием анализа
является составление его программы.
В программе предусматриваются:
сроки проведения анализа; материалы,
по которым проводится анализ, а
также список лиц (с указанием
должности), у которых можно получить
нужную информацию; порядок проведения
анализа и обобщения его
В разделе «Подбор и
обработка материалов»
В разделе «Разработка материалов, изучение и контроль хозяйственной деятельности» указывается, какие аналитические таблицы должны быть составлены, какова методика расчета показателей, их анализ и т. д.
В разделе «Обобщение результатов анализа» говорится, в какой форме, как и кто обобщает результаты анализа, дается примерная схема аналитического заключения, содержание которого должно давать представление об объеме и качестве работы предприятия торговли и путях ее улучшения.
Проверка материалов, используемых
при анализе, их изучение и систематизация
(составление соответствующих
Аналитической работой в предприятиях торговли и общественного питания занимаются прежде всего работники бухгалтерского учета. Главный бухгалтер отвечает за финансовое состояние предприятия и организации. Вместе со своим заместителем он готовит информационный материал и изучает хозяйственную деятельность по данным бухгалтерского учета и отчетности, контролирует выполнение планов, расходование и использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов так, чтобы предупредить потери, нерациональные расходы, обеспечить сохранность собственности. О результатах анализа докладывает руководителю предприятия. По характеру работы бухгалтеру легче, чем кому бы то ни было, выявлять резервы улучшения показателей хозяйственной деятельности. Обеспечить их мобилизацию - важная задача работников учета.
Большую роль в проведении анализа играют товароведы, например, в изучении плана товарооборота и его выполнения, особенно ассортиментной структуры, выполнения договоров на поставку товаров.
На ряде крупных предприятий торговли и общественного питания в штате имеются экономисты, которые ведут всю экономическую работу на предприятии, под их руководством и при участии проводится всесторонний экономический анализ.
Оформление результатов
анализа - завершающий этап аналитической
работы. Результаты анализа деятельности
предприятия за год, квартал, месяц
оформляют в виде аналитических
записок. Формами аналитических
записок являются: объяснительная записка
к годовому или квартальному отчету
об итогах хозяйственной деятельности
предприятия и организации; заключения
аудиторских организаций о
Объяснительная записка начинается с общей характеристики выполнения плана и изменения показателей по сравнению с предыдущими периодами. Затем приводятся результаты анализа причин отклонений от плана (или другой базы), выявляются взаимосвязь и взаимодействие отдельных факторов и их влияние на показатели хозяйственной деятельности. Аналитические расчеты обычно оформляют в виде аналитических таблиц, к каждой из них дается текстовое приложение, содержащее важнейшие выводы и раскрывающее взаимосвязь показателей. Заключительная часть объяснительной записки содержит главные выводы проведенного анализа, подсчет выявленных резервов, предложения по их использованию, мероприятия по улучшению хозяйственной деятельности. Изложение объяснительной записки должно быть ясным, сжатым и увязанным с аналитическими таблицами.
При анализе необходимо учитывать, что предприятия и организации торговли в условиях самофинансирования и самоокупаемости должны обеспечивать себе нормальное функционирование и развитие за счет заработанных средств. Поэтому для характеристики их работы первоочередное значение имеют два показателя: валовой доход и прибыль.
Система показателей
В процессе экономического
анализа хозяйственно-
Хозяйственно-финансовая деятельность
подсобных промышленных и сельскохозяйственных
предприятий, предприятий торговли
и общественного питания
Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений.
Широко применяются
Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике предприятий всех отраслей народного хозяйства. Особенно они необходимы для контроля за сохранностью собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.
На предприятиях оптовой
торговли товары учитывают и анализируют
не только в стоимостном, но и в
натуральном выражении (по ассортименту
в соответствии с установленной
номенклатурой). Оптовая и розничная
торговля предъявляет свои заказы промышленности
преимущественно в натуральных
показателях, поскольку они наилучшим
образом характеризуют
Использование электронно-вычислительной
техники позволяет проводить
глубокий экономический анализ в
натуральных показателях
Наряду с натуральными
показателями в аналитической практике
используется и их разновидность - условно-натуральные
показатели. В оптовой торговле (на
предприятиях длительного хранения
картофеля, овощей, фруктов) используется
такой условно-натуральный
Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый товарооборот по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничного товарооборота в рублях.
Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат.
Большое значение сейчас приобретают показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К качественным показателям работы предприятий оптовой и розничной торговли можно отнести следующие:
показатели удельного веса товаров, реализованных с применением прогрессивных форм продажи;
показатели, характеризующие ритмичность торговли всеми товарами, и особенно продовольственными товарами повседневного спроса;
выполнение плана
полное удовлетворение спроса покупателей на товары (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);
изучение покупательского спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);
сплошную или выборочную приемку товаров по качеству, препятствующую поступлению в торговую сеть некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров);
высокий уровень обслуживания покупателей (отсутствие жалоб на очереди и невнимательное отношение);
соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами).
Хозяйственные явления и процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы. Задача экономиста часто сводится к необходимости отделить и измерить влияние тех или других.
Увеличение объема выпуска промышленной продукции может происходить, например, за счет увеличения числа рабочих (количественный показатель) и за счет повышения производительности труда (качественный показатель). Объем товарной продукции может возрасти в результате как увеличения выпуска количества изделий, так и повышения удельного веса в них изделий высшего сорта.
Объемные показатели представляют
собой первичное отражение
Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей.